Полоса отвода автомобильной дороги регионального значения
Подборка наиболее важных документов по запросу Полоса отвода автомобильной дороги регионального значения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2025 N 17АП-4434/2025-ГК по делу N А60-61616/2024
Требование: О признании незаконным решения об отказе в изъятии земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, принимая во внимание Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, исходил из того, что сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей. Кроме того, судом учтено, что спорные земельные участки являются полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области.
Требование: О признании незаконным решения об отказе в изъятии земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, принимая во внимание Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, исходил из того, что сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей. Кроме того, судом учтено, что спорные земельные участки являются полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2023 N 17АП-3402/2023(1)-АК по делу N А71-15755/2022
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления прокуратуры о вступлении в дело о банкротстве.
Решение: Определение оставлено без изменения.В обоснование своего ходатайства прокуратура ссылается на то, что рассматриваемый спор напрямую затрагивает публичные интересы, связанные с обеспечением сохранности автомобильных дорог, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства и обстановки. В рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" АО "Удмуртавтодор" является основным подрядчиком по ремонту и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Кроме того с должником заключен госконтракт на зимнее содержание указанных дорог. Наличие у должника государственных контрактов по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения является значимым фактором.
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления прокуратуры о вступлении в дело о банкротстве.
Решение: Определение оставлено без изменения.В обоснование своего ходатайства прокуратура ссылается на то, что рассматриваемый спор напрямую затрагивает публичные интересы, связанные с обеспечением сохранности автомобильных дорог, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства и обстановки. В рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" АО "Удмуртавтодор" является основным подрядчиком по ремонту и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Кроме того с должником заключен госконтракт на зимнее содержание указанных дорог. Наличие у должника государственных контрактов по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения является значимым фактором.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты дорожного сервиса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ГрК РФ, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ГрК РФ, органом местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района (ч. 4 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ГрК РФ, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ГрК РФ, органом местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района (ч. 4 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах).
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута).
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-07-11/27422)Таким образом, сервитут в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода вышеуказанных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения, устанавливается непосредственно ГБУ с согласия учредителя и (или) органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельных участков владельцам автомобильных дорог. Публичный же сервитут устанавливается уполномоченным органом государственной власти либо органом местного самоуправления, ГБУ лишь опосредованно заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута в соответствии с гл. V.7 ЗК РФ на основании распоряжений либо постановлений, которыми публичный сервитут уже установлен.
(Письмо Минфина России от 27.03.2024 N 03-07-11/27422)Таким образом, сервитут в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода вышеуказанных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения, устанавливается непосредственно ГБУ с согласия учредителя и (или) органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельных участков владельцам автомобильных дорог. Публичный же сервитут устанавливается уполномоченным органом государственной власти либо органом местного самоуправления, ГБУ лишь опосредованно заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута в соответствии с гл. V.7 ЗК РФ на основании распоряжений либо постановлений, которыми публичный сервитут уже установлен.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения:
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения:
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях установления границ полос отвода автомобильных дорог федерального значения Росавтодор осуществляет принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (п. 3 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утв. Приказом Минтранса России от 18.08.2020 N 313).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях установления границ полос отвода автомобильных дорог федерального значения Росавтодор осуществляет принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (п. 3 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утв. Приказом Минтранса России от 18.08.2020 N 313).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог - на срок от 10 до 49 лет;
(КонсультантПлюс, 2025)прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог - на срок от 10 до 49 лет;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Нередко аналогичные положения утверждаются местной администрацией. Например, в соответствии с п. 2.2 Положения об осуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Добровского муниципального района Липецкой области, утвержденного районной администрацией <1>, объектами муниципального дорожного контроля являются: а) автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; б) здания, сооружения, объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных полосах автомобильных дорог местного значения; в) полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог местного значения.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Нередко аналогичные положения утверждаются местной администрацией. Например, в соответствии с п. 2.2 Положения об осуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Добровского муниципального района Липецкой области, утвержденного районной администрацией <1>, объектами муниципального дорожного контроля являются: а) автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; б) здания, сооружения, объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных полосах автомобильных дорог местного значения; в) полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог местного значения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)4) устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги - на срок от 10 до 49 лет;
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)4) устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги - на срок от 10 до 49 лет;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные организации, будучи государственными коммерческими компаниями, должны получать земельные участки в аренду на общих основаниях с учетом линейного размещения объектов их инфраструктуры и специфики транспортной деятельности. В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (то есть - размещения) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, могут ограничиваться в обороте.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные организации, будучи государственными коммерческими компаниями, должны получать земельные участки в аренду на общих основаниях с учетом линейного размещения объектов их инфраструктуры и специфики транспортной деятельности. В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (то есть - размещения) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, могут ограничиваться в обороте.