Полномочия уполномоченного по правам ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия уполномоченного по правам ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Последние изменения: Оспаривание в судебном порядке ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов (должностных лиц), осуществляющих публичные полномочия
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ предоставлено право оспаривать решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных публичными полномочиями.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ предоставлено право оспаривать решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных публичными полномочиями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы совершенствования института правозащиты
(Шматков Л.М.)
("Современное право", 2024, N 3)Приведем пример, подтверждающий эту позицию. Буквальное толкование положений ст. 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность обращения Уполномоченного в суд только с административным исковым заявлением. Кроме того, положения ст. 6 Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", устанавливающие полномочия уполномоченного по правам ребенка, также предусматривают возможность обращения в суд с административным исковым заявлением, а возможность его участия в гражданском судопроизводстве хоть и предусмотрена, но ограничена лишь правом дать заключение по семейному спору с участием ребенка.
(Шматков Л.М.)
("Современное право", 2024, N 3)Приведем пример, подтверждающий эту позицию. Буквальное толкование положений ст. 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность обращения Уполномоченного в суд только с административным исковым заявлением. Кроме того, положения ст. 6 Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", устанавливающие полномочия уполномоченного по правам ребенка, также предусматривают возможность обращения в суд с административным исковым заявлением, а возможность его участия в гражданском судопроизводстве хоть и предусмотрена, но ограничена лишь правом дать заключение по семейному спору с участием ребенка.
Статья: Средства государственной правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- закрепить за уполномоченными по правам ребенка полномочия по направлению в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение правил, заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов данных субъектов;
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- закрепить за уполномоченными по правам ребенка полномочия по направлению в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение правил, заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов данных субъектов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации"Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
(ред. от 10.07.2023)
"Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации"Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Актуальность указанного направления сложно переоценить. Так, на протяжении последних пяти лет число нарушений закона в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних ежегодно росло и по итогам 2024 года составило более 850 тыс., или почти пятую часть от всех нарушений закона, выявляемых органами прокуратуры при реализации полномочий по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина <2>. Одновременно с этим за данный период времени с 53 503 до 105 338 возросло количество обращений по названным вопросам, разрешенных прокурорами, причем около трети из них было удовлетворено <3>. Аналогичная тенденция прослеживается по обращениям, поступившим в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка <4>.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Актуальность указанного направления сложно переоценить. Так, на протяжении последних пяти лет число нарушений закона в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних ежегодно росло и по итогам 2024 года составило более 850 тыс., или почти пятую часть от всех нарушений закона, выявляемых органами прокуратуры при реализации полномочий по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина <2>. Одновременно с этим за данный период времени с 53 503 до 105 338 возросло количество обращений по названным вопросам, разрешенных прокурорами, причем около трети из них было удовлетворено <3>. Аналогичная тенденция прослеживается по обращениям, поступившим в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка <4>.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)2. Существуют отдельные сферы отношений, в которых без взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления невозможно эффективное осуществление полномочий. Ориентиром определения таких сфер могут быть уже существующие механизмы согласования руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, региональный государственный жилищный надзор и государственное регулирование тарифов. Также можно отметить согласование уполномоченных по правам ребенка, уполномоченных по правам человека и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Предлагается обсудить формирование таких механизмов взаимодействия в отношении:
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)2. Существуют отдельные сферы отношений, в которых без взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления невозможно эффективное осуществление полномочий. Ориентиром определения таких сфер могут быть уже существующие механизмы согласования руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, региональный государственный жилищный надзор и государственное регулирование тарифов. Также можно отметить согласование уполномоченных по правам ребенка, уполномоченных по правам человека и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Предлагается обсудить формирование таких механизмов взаимодействия в отношении:
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Необходимо к числу лиц, уполномоченных в сфере защиты семейных прав, отнести Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, на что прямо указывает ст. 16.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Комплекс его правомочий для надлежащего исполнения возложенной на него обязанности обеспечить защиту прав и интересов детей закреплен Указом Президента Российской Федерации "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Основные средства реализации полномочий данного должностного лица включают в себя: запросы, проверки, заключения с рекомендациями.
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Необходимо к числу лиц, уполномоченных в сфере защиты семейных прав, отнести Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, на что прямо указывает ст. 16.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Комплекс его правомочий для надлежащего исполнения возложенной на него обязанности обеспечить защиту прав и интересов детей закреплен Указом Президента Российской Федерации "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Основные средства реализации полномочий данного должностного лица включают в себя: запросы, проверки, заключения с рекомендациями.
Статья: Административное судопроизводство как гарантия защиты нарушенных прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В соответствии с вышеуказанной статьей КАС РФ органы, организации и должностные лица, выступающие в защиту прав, свобод и интересов иных лиц, - это особая группа субъектов административного судопроизводства. Это государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, а также организации. Их процессуальный статус обусловлен тем, что требования, изложенные ими в административном исковом заявлении, не являются непосредственно их собственными требованиями, а касаются интересов других лиц. В административном судопроизводстве органы публичной власти, организации и должностные лица обладают процессуальной заинтересованностью, которая обусловлена их функциями и полномочиями.
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В соответствии с вышеуказанной статьей КАС РФ органы, организации и должностные лица, выступающие в защиту прав, свобод и интересов иных лиц, - это особая группа субъектов административного судопроизводства. Это государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, а также организации. Их процессуальный статус обусловлен тем, что требования, изложенные ими в административном исковом заявлении, не являются непосредственно их собственными требованиями, а касаются интересов других лиц. В административном судопроизводстве органы публичной власти, организации и должностные лица обладают процессуальной заинтересованностью, которая обусловлена их функциями и полномочиями.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Полномочия Конституционного совета Республики Татарстан прописаны в ст. 5 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ. В частности, Конституционный совет по запросам Главы (Раиса) Республики Татарстан, Государственного совета, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного совета, Кабинета министров, уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан выносит заключения о конституционности или неконституционности:
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Полномочия Конституционного совета Республики Татарстан прописаны в ст. 5 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ. В частности, Конституционный совет по запросам Главы (Раиса) Республики Татарстан, Государственного совета, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного совета, Кабинета министров, уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан выносит заключения о конституционности или неконституционности:
Вопрос: Какие способы защиты существуют при нарушении конституционных прав граждан?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" определяются полномочия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Они рассматривают обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций, содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей (ст. 7 данного Закона).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" определяются полномочия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Они рассматривают обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций, содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей (ст. 7 данного Закона).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Должность Уполномоченного по правам ребенка была введена неслучайно. Для урегулирования проблемы незащищенности детей со стороны государства требовалось установление специального должностного лица, на которое возможно возложение полномочий, связанных с эффективной защитой прав детей в Российской Федерации, разработка механизма и способов защиты детей и восстановление их прав, если они нарушены. Важная функция омбудсмена - участие в международном сотрудничестве по решению проблемы защиты детей.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Должность Уполномоченного по правам ребенка была введена неслучайно. Для урегулирования проблемы незащищенности детей со стороны государства требовалось установление специального должностного лица, на которое возможно возложение полномочий, связанных с эффективной защитой прав детей в Российской Федерации, разработка механизма и способов защиты детей и восстановление их прав, если они нарушены. Важная функция омбудсмена - участие в международном сотрудничестве по решению проблемы защиты детей.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)К лицам, занимающим соответствующие должности и наделенным государственно-властными полномочиями, чье участие для дачи заключения предусмотрено КАС РФ, относятся: уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. В качестве государственного органа по соответствующей категории административных дел может быть привлечена ЦИК России в лице своего представителя. Хотя это прямо и не предусмотрено КАС РФ, в административных делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, для дачи заключения участвует орган опеки и попечительства (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ) <9>.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)К лицам, занимающим соответствующие должности и наделенным государственно-властными полномочиями, чье участие для дачи заключения предусмотрено КАС РФ, относятся: уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. В качестве государственного органа по соответствующей категории административных дел может быть привлечена ЦИК России в лице своего представителя. Хотя это прямо и не предусмотрено КАС РФ, в административных делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, для дачи заключения участвует орган опеки и попечительства (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ) <9>.
Статья: О конституционных полномочиях Президента Кыргызской Республики в социальной сфере
(Атабекова Н.К., Болотбекова Э.К., Ураимова Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно новой Конституции КР Президент, возглавляя исполнительную власть, играет основную роль в формировании высшего органа исполнительной власти. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 70 Конституции Президент определяет структуру и состав Кабинета министров, который в силу ч. 1 ст. 2 Конституционного закона КР от 11 октября 2021 г. N 122 "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" <21> является высшим органом исполнительной власти, подчиненным и подотчетным Президенту КР. Отметим, что ранее высшим органом исполнительной власти было Правительство КР, состав которого часто менялся в зависимости от политической конъюнктуры парламента. Новая Конституция КР усилила вертикаль власти, наделив Президента полномочиями единолично назначать и освобождать от должности не только членов Кабинета министров, работников Администрации Президента, но и глав местных государственных администраций, полномочных представителей Президента в областях, руководителей иных органов исполнительной власти, а также государственного секретаря и уполномоченного по правам ребенка.
(Атабекова Н.К., Болотбекова Э.К., Ураимова Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно новой Конституции КР Президент, возглавляя исполнительную власть, играет основную роль в формировании высшего органа исполнительной власти. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 70 Конституции Президент определяет структуру и состав Кабинета министров, который в силу ч. 1 ст. 2 Конституционного закона КР от 11 октября 2021 г. N 122 "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" <21> является высшим органом исполнительной власти, подчиненным и подотчетным Президенту КР. Отметим, что ранее высшим органом исполнительной власти было Правительство КР, состав которого часто менялся в зависимости от политической конъюнктуры парламента. Новая Конституция КР усилила вертикаль власти, наделив Президента полномочиями единолично назначать и освобождать от должности не только членов Кабинета министров, работников Администрации Президента, но и глав местных государственных администраций, полномочных представителей Президента в областях, руководителей иных органов исполнительной власти, а также государственного секретаря и уполномоченного по правам ребенка.
Статья: Право ребенка на наследство: проблемы теории и практики
(Летова Н.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Полагаю, что и в данном случае наглядно прослеживается влияние специального правового статуса несовершеннолетнего наследника на отраслевые нормы, определяющие его возможности как наследника. Их содержание указывает на наличие некоего временного разрыва (выделено мною. - Н.Л.), возникающего между юридически обеспеченной возможностью быть наследником и непосредственно самостоятельной реализацией такого права. Кроме того, сама возможность подать заявление о принятии наследства от своего имени, т.е. транслируемая законодателем самостоятельность несовершеннолетнего, обусловленная фактом расширения дееспособности по мере достижения им определенного возраста, ограничена требованием о получении согласия его законных представителей. В ситуации, когда законные представители такого наследника добросовестно исполняют свои обязанности, сложностей относительно защиты его прав как наследника, как правило, не возникает. Однако в случаях, когда представители наследника бездействуют или их интересы не совпадают с интересами наследника относительно имущества, передаваемого по наследству (порядка его раздела, определения состава наследственной массы и ее стоимости), защита его прав затруднена, требует участия лиц и органов, уполномоченных представлять его права и интересы, в том числе и в суде (уполномоченные по правам ребенка, органы опеки и попечительства, прокурор) (абз. 2 п. 1 ст. 28 и п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ).
(Летова Н.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Полагаю, что и в данном случае наглядно прослеживается влияние специального правового статуса несовершеннолетнего наследника на отраслевые нормы, определяющие его возможности как наследника. Их содержание указывает на наличие некоего временного разрыва (выделено мною. - Н.Л.), возникающего между юридически обеспеченной возможностью быть наследником и непосредственно самостоятельной реализацией такого права. Кроме того, сама возможность подать заявление о принятии наследства от своего имени, т.е. транслируемая законодателем самостоятельность несовершеннолетнего, обусловленная фактом расширения дееспособности по мере достижения им определенного возраста, ограничена требованием о получении согласия его законных представителей. В ситуации, когда законные представители такого наследника добросовестно исполняют свои обязанности, сложностей относительно защиты его прав как наследника, как правило, не возникает. Однако в случаях, когда представители наследника бездействуют или их интересы не совпадают с интересами наследника относительно имущества, передаваемого по наследству (порядка его раздела, определения состава наследственной массы и ее стоимости), защита его прав затруднена, требует участия лиц и органов, уполномоченных представлять его права и интересы, в том числе и в суде (уполномоченные по правам ребенка, органы опеки и попечительства, прокурор) (абз. 2 п. 1 ст. 28 и п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ).