Полномочия УФК при проверках
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия УФК при проверках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 162 "Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств" БК РФ"Исходя из определенных статьей 269.2 БК РФ полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов, реализация которых предполагает проверку соблюдения получателями бюджетных средств указанного выше принципа бюджетной системы, и, принимая во внимание установленную в статье 162 БК РФ обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 269.2 "Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФИсходя из определенных статьей 269.2 БК РФ полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов, реализация которых предполагает проверку соблюдения получателями бюджетных средств указанного выше принципа бюджетной системы, и, принимая во внимание установленную в статье 162 БК РФ обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Соответственно, реализация второго варианта казначейского обслуживания предусматривает осуществление Казначейством России этих полномочий финансовых органов. Помимо проверок на общий остаток средств и на соответствие кодам классификации осуществляется проверка соответствия кодов видов расходов текстовому назначению платежа, непревышения суммы распоряжений над суммой остатков бюджетных средств по соответствующему коду классификации на лицевом счете получателя средств, соответствия порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовыми органами. Кроме того, если формирование документа осуществляется в единой информационной системе по закупкам, то единая информационная система автоматически проверяет непревышение суммы распоряжений о совершении казначейского платежа над суммой, указанной в документе о приемке (или этапе в случае авансового платежа), информация о которых размещена в реестре контрактов.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Соответственно, реализация второго варианта казначейского обслуживания предусматривает осуществление Казначейством России этих полномочий финансовых органов. Помимо проверок на общий остаток средств и на соответствие кодам классификации осуществляется проверка соответствия кодов видов расходов текстовому назначению платежа, непревышения суммы распоряжений над суммой остатков бюджетных средств по соответствующему коду классификации на лицевом счете получателя средств, соответствия порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовыми органами. Кроме того, если формирование документа осуществляется в единой информационной системе по закупкам, то единая информационная система автоматически проверяет непревышение суммы распоряжений о совершении казначейского платежа над суммой, указанной в документе о приемке (или этапе в случае авансового платежа), информация о которых размещена в реестре контрактов.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Уполномоченные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации реализуют бюджетный аудит по аналогии с нормативной базой, предусмотренной для реализации контрольных полномочий в сфере закупок Федеральным казначейством. Например, установлены единые правила и алгоритм реализации контрольного мероприятия путем автоматизированной проверки (цифровой финансовый контроллинг публичной закупки <26>) наличия у заказчиков необходимого объема финансовых средств и его соответствия документарной информации, отражаемой в Единой информационной системе (ЕИС) в процессе осуществления закупки <27>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Уполномоченные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации реализуют бюджетный аудит по аналогии с нормативной базой, предусмотренной для реализации контрольных полномочий в сфере закупок Федеральным казначейством. Например, установлены единые правила и алгоритм реализации контрольного мероприятия путем автоматизированной проверки (цифровой финансовый контроллинг публичной закупки <26>) наличия у заказчиков необходимого объема финансовых средств и его соответствия документарной информации, отражаемой в Единой информационной системе (ЕИС) в процессе осуществления закупки <27>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректирован перечень документов, представляемых участником казначейского сопровождения для открытия лицевого счета. Лицевые счета открываются участникам казначейского сопровождения, включенным в Сводный реестр или в Справочник ИП и КФХ, при наличии доверенности в электронной форме, определяющей полномочия лиц, уполномоченных действовать от имени участника казначейского сопровождения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректирован перечень документов, представляемых участником казначейского сопровождения для открытия лицевого счета. Лицевые счета открываются участникам казначейского сопровождения, включенным в Сводный реестр или в Справочник ИП и КФХ, при наличии доверенности в электронной форме, определяющей полномочия лиц, уполномоченных действовать от имени участника казначейского сопровождения.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)12) Приказа Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. N 42н "Об утверждении Порядка осуществления операций по перечислению территориальными органами Федерального казначейства субсидий участникам казначейского сопровождения с лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств при казначейском сопровождении";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)12) Приказа Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. N 42н "Об утверждении Порядка осуществления операций по перечислению территориальными органами Федерального казначейства субсидий участникам казначейского сопровождения с лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств при казначейском сопровождении";
Вопрос: Об актуальности реквизитов казначейского счета, открытого в целях учета, распределения поступлений, администрируемых налоговыми органами, и БИК Федерального казначейства, его территориальных органов.
(Письмо Минфина России от 21.11.2023 N 02-13-13/111344)В целях реализации указанных полномочий Управлению Федерального казначейства по области открыт казначейский счет, предназначенный для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, администрируемых налоговыми органами.
(Письмо Минфина России от 21.11.2023 N 02-13-13/111344)В целях реализации указанных полномочий Управлению Федерального казначейства по области открыт казначейский счет, предназначенный для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, администрируемых налоговыми органами.
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Кроме того, в связи с отсутствием в письме информации о проведенном органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации контрольном мероприятии, выявленных в ходе его проведения нарушениях, а также содержания замечаний Федерального казначейства, предъявленных в ходе проверки органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, представить всестороннюю и объективную позицию Минфина России по вопросам, указанным в данном обращении, не представляется возможным.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Кроме того, в связи с отсутствием в письме информации о проведенном органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации контрольном мероприятии, выявленных в ходе его проведения нарушениях, а также содержания замечаний Федерального казначейства, предъявленных в ходе проверки органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, представить всестороннюю и объективную позицию Минфина России по вопросам, указанным в данном обращении, не представляется возможным.
Статья: Создание финансовой архитектуры безопасности в федеральных органах исполнительной власти
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Например, на структурное подразделение, занимающееся формированием сметной документации, возложить полномочия по предоставлению задействованным структурным подразделениям ориентировочной сводки показателей при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта, например с разбивкой затрат на заработную плату основного персонала (10%), материалы и оборудование (70%), накладные расходы (6%) и т.д. (данный механизм позволит Заказчику понимать, какие затраты заложены в сметной документации к государственному контракту, соотносить их в процентном соотношении с авансовым платежом и кодами расходования целевых средств согласно положениям Приказа Минфина России N 214н). На производственно-техническое структурное подразделение возложить полномочия по ведению накопительной ведомости заявленного объема материалов и оборудования со стороны подрядчика на основании представленных им первичных учетных документов (данное решение позволит Заказчику контролировать объемы закупаемых подрядчиком материалов и оборудования в части их непревышения сметной документации к государственному контракту). На структурное подразделение по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере возложить полномочия по проверке оформления сведений об операциях с целевыми средствами в части правильности отражения кодов поступления и расходования целевых средств положениям Приказа Минфина России N 214н (данная мера позволит территориальному органу Федерального казначейства принимать к исполнению сведения об операциях с целевыми средствами и не возвращать их подрядчику обратно на доработку).
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Например, на структурное подразделение, занимающееся формированием сметной документации, возложить полномочия по предоставлению задействованным структурным подразделениям ориентировочной сводки показателей при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта, например с разбивкой затрат на заработную плату основного персонала (10%), материалы и оборудование (70%), накладные расходы (6%) и т.д. (данный механизм позволит Заказчику понимать, какие затраты заложены в сметной документации к государственному контракту, соотносить их в процентном соотношении с авансовым платежом и кодами расходования целевых средств согласно положениям Приказа Минфина России N 214н). На производственно-техническое структурное подразделение возложить полномочия по ведению накопительной ведомости заявленного объема материалов и оборудования со стороны подрядчика на основании представленных им первичных учетных документов (данное решение позволит Заказчику контролировать объемы закупаемых подрядчиком материалов и оборудования в части их непревышения сметной документации к государственному контракту). На структурное подразделение по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере возложить полномочия по проверке оформления сведений об операциях с целевыми средствами в части правильности отражения кодов поступления и расходования целевых средств положениям Приказа Минфина России N 214н (данная мера позволит территориальному органу Федерального казначейства принимать к исполнению сведения об операциях с целевыми средствами и не возвращать их подрядчику обратно на доработку).
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)В 2013 г. <11> ст. 267 Бюджетного кодекса, регулировавшая полномочия Казначейства России в сфере государственного финансового контроля, была полностью исключена и впервые появилась ст. 267.1, которая установила, что к методам осуществления государственного финансового контроля, помимо проверки, ревизии, обследования, также относится и санкционирование операций, которое осуществляется Казначейством России. Под санкционированием операций п. 5 этой статьи предусматривал совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)В 2013 г. <11> ст. 267 Бюджетного кодекса, регулировавшая полномочия Казначейства России в сфере государственного финансового контроля, была полностью исключена и впервые появилась ст. 267.1, которая установила, что к методам осуществления государственного финансового контроля, помимо проверки, ревизии, обследования, также относится и санкционирование операций, которое осуществляется Казначейством России. Под санкционированием операций п. 5 этой статьи предусматривал совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В ранее действовавшем законодательстве существовала норма (п. 3 ст. 39 Закона РФ "Об образовании") о том, что образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности; контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. В комментируемом Законе аналогичная норма отсутствует. Однако это не свидетельствует о том, что контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества образовательных организаций не ведется. Соответствующие функции возложены в основном на федеральные органы исполнительной власти или иные органы, осуществляющие полномочия и функции учредителей образовательных организаций, которые также осуществляют отдельные полномочия собственника в отношении имущества подведомственных им учреждений. Кроме того, эти вопросы могут быть предметом проверок территориальных органов Росимущества и Федерального казначейства, либо соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов, осуществляющих права собственника в отношении своего имущества.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В ранее действовавшем законодательстве существовала норма (п. 3 ст. 39 Закона РФ "Об образовании") о том, что образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности; контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. В комментируемом Законе аналогичная норма отсутствует. Однако это не свидетельствует о том, что контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества образовательных организаций не ведется. Соответствующие функции возложены в основном на федеральные органы исполнительной власти или иные органы, осуществляющие полномочия и функции учредителей образовательных организаций, которые также осуществляют отдельные полномочия собственника в отношении имущества подведомственных им учреждений. Кроме того, эти вопросы могут быть предметом проверок территориальных органов Росимущества и Федерального казначейства, либо соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов, осуществляющих права собственника в отношении своего имущества.
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия проверяющих разграничены. Например, Федеральное казначейство может проконтролировать соблюдение целей, порядка и условий предоставления средств из федерального бюджета. Органы контроля уровня субъектов РФ (муниципальных образований) проверяют использование целевых средств, выделенных из соответствующих бюджетов (п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия проверяющих разграничены. Например, Федеральное казначейство может проконтролировать соблюдение целей, порядка и условий предоставления средств из федерального бюджета. Органы контроля уровня субъектов РФ (муниципальных образований) проверяют использование целевых средств, выделенных из соответствующих бюджетов (п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ).
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует также отметить, что Федеральное казначейство утвердило Стандарты ведомственного контроля и внутреннего аудита, которые используются контрольно-аудиторскими подразделениями казначейства. Федеральное казначейство при осуществлении внутреннего финансового контроля имеет право использовать такие методы контроля, как проверки, ревизии, обследования, назначать дополнительные экспертизы, направлять проверяемым объектам представления и предписания.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует также отметить, что Федеральное казначейство утвердило Стандарты ведомственного контроля и внутреннего аудита, которые используются контрольно-аудиторскими подразделениями казначейства. Федеральное казначейство при осуществлении внутреннего финансового контроля имеет право использовать такие методы контроля, как проверки, ревизии, обследования, назначать дополнительные экспертизы, направлять проверяемым объектам представления и предписания.
Статья: Неправомерное использование дотаций, выделенных местным бюджетам
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Значит, довод заявителя в части отсутствия правовых оснований для вынесения представления в связи с отсутствием у УФК полномочий для назначения и проведения проверки в части целевого использования средств дотаций подлежит отклонению как необоснованный.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Значит, довод заявителя в части отсутствия правовых оснований для вынесения представления в связи с отсутствием у УФК полномочий для назначения и проведения проверки в части целевого использования средств дотаций подлежит отклонению как необоснованный.