Полномочия участников бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия участников бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 162 "Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств" БК РФ"Кроме того, по смыслу статей 1, 152, 162 БК РФ, федеральные государственные унитарные предприятия, в том числе ФГУП "АГАА", не являются участниками бюджетного процесса. При этом бюджетное законодательство РФ не предусматривает возможности передачи полномочий участника бюджетного процесса лицу, таковым не являющимся."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)2. Нормативно-правовое закрепление полномочий участников
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)2. Нормативно-правовое закрепление полномочий участников
Статья: Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 5 ст. 152 БК РФ участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные БК РФ, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 165 БК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 5 ст. 152 БК РФ участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные БК РФ, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 165 БК РФ.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
(ред. от 31.07.2025)Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Внутренний аудит судебной системы осуществляется контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также контрольно-ревизионными отделами управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Внутренний аудит судебной системы основывается на нормах Приказов Судебного департамента N 189 и N 67, приведенных в соответствие в связи с введением в Бюджетный кодекс РФ с 1 января 2020 г. новой ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" <17>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Внутренний аудит судебной системы осуществляется контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также контрольно-ревизионными отделами управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Внутренний аудит судебной системы основывается на нормах Приказов Судебного департамента N 189 и N 67, приведенных в соответствие в связи с введением в Бюджетный кодекс РФ с 1 января 2020 г. новой ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" <17>.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Третий этап, начало которого связывается с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", должен был обеспечить переход от процессно-ориентированного бюджетирования к бюджетированию, ориентированному на результаты. Этот переход планировался через реструктуризацию бюджетной сети, изменения в полномочиях участников бюджетного процесса, что было бы направлено прежде всего на то, чтобы сделать ведомство (или ГРБС) главным участником бюджетного процесса. При этом Министерству финансов Российской Федерации (финорганам) отводилась бы роль по организации процедуры составления и исполнения бюджета и, естественно, по управлению ликвидностью счета.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Третий этап, начало которого связывается с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", должен был обеспечить переход от процессно-ориентированного бюджетирования к бюджетированию, ориентированному на результаты. Этот переход планировался через реструктуризацию бюджетной сети, изменения в полномочиях участников бюджетного процесса, что было бы направлено прежде всего на то, чтобы сделать ведомство (или ГРБС) главным участником бюджетного процесса. При этом Министерству финансов Российской Федерации (финорганам) отводилась бы роль по организации процедуры составления и исполнения бюджета и, естественно, по управлению ликвидностью счета.
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)На стадиях составления проектов бюджетов на финансовый год и плановый период, исполнения бюджетов и предоставления бюджетной отчетности реализуются бюджетные полномочия участников бюджетного процесса по проведению бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей (бюджетный мониторинг) и мониторинга качества финансового менеджмента.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)На стадиях составления проектов бюджетов на финансовый год и плановый период, исполнения бюджетов и предоставления бюджетной отчетности реализуются бюджетные полномочия участников бюджетного процесса по проведению бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей (бюджетный мониторинг) и мониторинга качества финансового менеджмента.
Статья: Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Обратившись к нормативному регулированию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, можно наблюдать, что основанные на принципе разделения властей положения федерального законодательства относительно полномочий участников бюджетного процесса находят свое проявление и в законодательстве субъектов Российской Федерации в силу прямого действия Конституции Российской Федерации. Кроме того, исходя из норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), субъекты Российской Федерации в своих основных законах определяют систему и правовой статус своих органов власти в соответствии с основами конституционного строя России, т.е. в том числе в соответствии с принципом разделения властей.
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Обратившись к нормативному регулированию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, можно наблюдать, что основанные на принципе разделения властей положения федерального законодательства относительно полномочий участников бюджетного процесса находят свое проявление и в законодательстве субъектов Российской Федерации в силу прямого действия Конституции Российской Федерации. Кроме того, исходя из норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), субъекты Российской Федерации в своих основных законах определяют систему и правовой статус своих органов власти в соответствии с основами конституционного строя России, т.е. в том числе в соответствии с принципом разделения властей.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая основания дифференциации бюджетно-правовых режимов, среди прочих можно выделить два направления. Первое связано с объемом полномочий участников бюджетного процесса по вопросам формирования нормативных актов в сфере бюджетных отношений и бюджетных средств. Второе касается того объема полномочий, который определяет порядок действий участников бюджетных правоотношений на каждой из стадий бюджетного процесса.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая основания дифференциации бюджетно-правовых режимов, среди прочих можно выделить два направления. Первое связано с объемом полномочий участников бюджетного процесса по вопросам формирования нормативных актов в сфере бюджетных отношений и бюджетных средств. Второе касается того объема полномочий, который определяет порядок действий участников бюджетных правоотношений на каждой из стадий бюджетного процесса.
Статья: Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Наибольшим изменениям подверглась стадия исполнения бюджета. Только за последние четыре года раздел VIII БК РФ был дополнен главами, регулирующими порядок функционирования системы казначейских платежей (гл. 24.2) и закрепляющими основы казначейского обслуживания (гл. 24.3) и казначейского сопровождения (гл. 24.4). Таким образом, с одной стороны, кардинальным образом изменился механизм исполнения бюджета, с другой - трансформировался правовой статус Федерального казначейства, которое, по справедливому замечанию отдельных авторов, фактически "переросло статус федеральной службы" и на сегодняшний момент сочетает функции органа государственной власти и финансовой организации <18>. Заметим, что сказанное во многом стало следствием цифровизации финансовой деятельности, т.е. внедрения цифровых финансовых технологий в процессы, связанные с образованием, использованием и контролем за использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Как было правильно отмечено И.В. Петровой, "информационные системы в условиях цифровизации экономики являются неотъемлемым инструментом, применяемым на всех этапах реализации бюджетных полномочий участниками бюджетного процесса" <19>. При этом можно констатировать, что цифровизация привела: к ускорению процесса обмена финансовой информацией в рамках бюджетного процесса, улучшению качества отчетных документов, повышению эффективности использования бюджетных средств и бюджетного контроля. Отдельно следует отметить внедрение информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", которая существенно повлияла на бюджетный процесс. В частности, указанная информационная система позволяет обеспечить:
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Наибольшим изменениям подверглась стадия исполнения бюджета. Только за последние четыре года раздел VIII БК РФ был дополнен главами, регулирующими порядок функционирования системы казначейских платежей (гл. 24.2) и закрепляющими основы казначейского обслуживания (гл. 24.3) и казначейского сопровождения (гл. 24.4). Таким образом, с одной стороны, кардинальным образом изменился механизм исполнения бюджета, с другой - трансформировался правовой статус Федерального казначейства, которое, по справедливому замечанию отдельных авторов, фактически "переросло статус федеральной службы" и на сегодняшний момент сочетает функции органа государственной власти и финансовой организации <18>. Заметим, что сказанное во многом стало следствием цифровизации финансовой деятельности, т.е. внедрения цифровых финансовых технологий в процессы, связанные с образованием, использованием и контролем за использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Как было правильно отмечено И.В. Петровой, "информационные системы в условиях цифровизации экономики являются неотъемлемым инструментом, применяемым на всех этапах реализации бюджетных полномочий участниками бюджетного процесса" <19>. При этом можно констатировать, что цифровизация привела: к ускорению процесса обмена финансовой информацией в рамках бюджетного процесса, улучшению качества отчетных документов, повышению эффективности использования бюджетных средств и бюджетного контроля. Отдельно следует отметить внедрение информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", которая существенно повлияла на бюджетный процесс. В частности, указанная информационная система позволяет обеспечить:
Статья: Субъекты бюджетного права в контексте реформирования бюджетного законодательства
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Стоит обратить внимание также на случаи "исключительности" наделения особыми полномочиями отдельных субъектов. Так, например, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" стала единственной организацией в данной организационно-правовой форме, которая в силу положений Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 448-ФЗ <13> наделена полномочиями участника бюджетного процесса (п. 8.1 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ) <14>.
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Стоит обратить внимание также на случаи "исключительности" наделения особыми полномочиями отдельных субъектов. Так, например, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" стала единственной организацией в данной организационно-правовой форме, которая в силу положений Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 448-ФЗ <13> наделена полномочиями участника бюджетного процесса (п. 8.1 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ) <14>.
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкорпораций
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия перечисленных участников бюджетного процесса указаны в ст. ст. 158, 160.1, 160.2, 162 БК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия перечисленных участников бюджетного процесса указаны в ст. ст. 158, 160.1, 160.2, 162 БК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положениями бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле, о которых идет речь в ч. 3 комментируемой статьи прежде всего являются положения ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ <238>), согласно п. 1 которой внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положениями бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле, о которых идет речь в ч. 3 комментируемой статьи прежде всего являются положения ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ <238>), согласно п. 1 которой внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета: