Полномочия субъектов коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия субъектов коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Статья 35 названного Федерального закона предусматривает, что профилактические прививки для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" наделяет главного государственного санитарного врача Российской Федерации и главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, т.е. при угрозе возникновения и распространения инфекционных болезней (пункты 1 и 2 статьи 10). При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 к числу инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отнесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV), а календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение N 2 к приказу Минздрава России от 6 декабря 2021 года N 1122н) в числе категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации профилактической прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в период спорных правоотношений с участием заявителя называл работников организаций транспорта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федеративная композиция российского бюджетно-финансового суверенитета в контексте конституционно-правовых последствий пандемии COVID-19 и принимаемых нормативных актов
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Ключевые слова: пандемия COVID-19, ограничение прав и свобод, бюджетно-финансовый суверенитет, делегирование полномочий, субъекты РФ.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Ключевые слова: пандемия COVID-19, ограничение прав и свобод, бюджетно-финансовый суверенитет, делегирование полномочий, субъекты РФ.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Таким образом, системный анализ положений данного Федерального закона позволяет признать за органами государственной власти субъектов РФ следующие полномочия, охватывающие ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции:
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Таким образом, системный анализ положений данного Федерального закона позволяет признать за органами государственной власти субъектов РФ следующие полномочия, охватывающие ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции:
Нормативные акты
Справочная информация: "Антикризисные меры. Экономическая поддержка бизнеса в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Справочном материале представлены меры, принятые органами государственной власти субъектов РФ в рамках реализации указанных полномочий, и иные региональные меры, принятые для поддержания социально-экономической стабильности в условиях санкций.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Справочном материале представлены меры, принятые органами государственной власти субъектов РФ в рамках реализации указанных полномочий, и иные региональные меры, принятые для поддержания социально-экономической стабильности в условиях санкций.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)По смыслу положений статьи 1 и пункта 1 статьи 2 НК РФ указанный порядок применяется в случаях, когда оспариваемые акты приняты и действия (бездействие) допущены налоговыми органами (их должностными лицами) при реализации полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)По смыслу положений статьи 1 и пункта 1 статьи 2 НК РФ указанный порядок применяется в случаях, когда оспариваемые акты приняты и действия (бездействие) допущены налоговыми органами (их должностными лицами) при реализации полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суды пришли к выводу, что абзац второй пункта 1 Правил N 576 в части, предусматривающей определение получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ, издан Правительством Российской Федерации в целях реализации возложенных на него федеральным законодательством полномочий на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суды пришли к выводу, что абзац второй пункта 1 Правил N 576 в части, предусматривающей определение получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ, издан Правительством Российской Федерации в целях реализации возложенных на него федеральным законодательством полномочий на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Таким образом, правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, а также законы субъектов РФ в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут быть изданы только на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом. Мероприятия по борьбе с распространением инфекции COVID-19 основываются в Российской Федерации на различных отраслях законодательства; однако большинство ограничительных мер принимаются в рамках законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Таким образом, правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, а также законы субъектов РФ в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут быть изданы только на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом. Мероприятия по борьбе с распространением инфекции COVID-19 основываются в Российской Федерации на различных отраслях законодательства; однако большинство ограничительных мер принимаются в рамках законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья: Региональное правотворчество в сфере защиты политических прав и свобод: возможности и пределы
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Показательным в плане регионального нормотворчества является нынешний период борьбы с коронавирусом и связанная с этим пандемия. Это потребовало принятия серьезных мер как на федеральном, так и региональном уровне по социальной защите граждан, материально-финансовой поддержке многодетных семей, малого предпринимательства и т.д. Одновременно субъекты РФ получили достаточно широкие полномочия по принятию мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019), что породило вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан, в том числе политических. Не случайно ряд таких решений органов государственной власти субъектов РФ стал предметом судебных разбирательств, в том числе в Конституционном Суде РФ.
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Показательным в плане регионального нормотворчества является нынешний период борьбы с коронавирусом и связанная с этим пандемия. Это потребовало принятия серьезных мер как на федеральном, так и региональном уровне по социальной защите граждан, материально-финансовой поддержке многодетных семей, малого предпринимательства и т.д. Одновременно субъекты РФ получили достаточно широкие полномочия по принятию мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019), что породило вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан, в том числе политических. Не случайно ряд таких решений органов государственной власти субъектов РФ стал предметом судебных разбирательств, в том числе в Конституционном Суде РФ.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См.: Налетов К.И. Перераспределение правотворческих полномочий в условиях пандемии COVID-19 // Экономика. Право. Общество. 2021. Т. 6. N 4 (28). С. 16 - 22.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См.: Налетов К.И. Перераспределение правотворческих полномочий в условиях пандемии COVID-19 // Экономика. Право. Общество. 2021. Т. 6. N 4 (28). С. 16 - 22.
Статья: Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Необходимо отметить, что на начало распространения новой коронавирусной инфекции полномочий по реагированию на ситуацию у региональных и местных властей было недостаточно, поэтому федеральным центром в этот вопрос были внесены существенные коррективы.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Необходимо отметить, что на начало распространения новой коронавирусной инфекции полномочий по реагированию на ситуацию у региональных и местных властей было недостаточно, поэтому федеральным центром в этот вопрос были внесены существенные коррективы.
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<28> При этом, определяя специальные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, автор не поясняет, предусмотрены ли общие полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в новом Федеральном законе от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Проанализировав Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 по делу N 66а-1172/2023, можно прийти к выводу о том, что данный Закон также определяет специальные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ, конкретизируя предмет совместного РФ и субъектов РФ (см.: п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ // СЗ РФ. 2021. N 52 (ч. I). Ст. 8973; Мещеряков А.Н. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (опыт пандемии COVID-19) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. N 4 (50). С. 25 - 28).
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<28> При этом, определяя специальные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, автор не поясняет, предусмотрены ли общие полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в новом Федеральном законе от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Проанализировав Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 по делу N 66а-1172/2023, можно прийти к выводу о том, что данный Закон также определяет специальные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ, конкретизируя предмет совместного РФ и субъектов РФ (см.: п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ // СЗ РФ. 2021. N 52 (ч. I). Ст. 8973; Мещеряков А.Н. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (опыт пандемии COVID-19) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. N 4 (50). С. 25 - 28).
Статья: Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры в условиях пандемии
(Очагова В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Статья посвящена проблеме фактической реализации полномочий органов местного самоуправления в культурной сфере в условиях распространения коронавирусной инфекции. Рассмотрены с учетом позиции ряда исследователей понятия "социальное управление" и "муниципальное управление". Учитывая мнение ведущих правоведов, было разработано собственное определение понятия "социальное управление". Кроме того, исследована категория управления в области культуры. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в данной области. Изучены отчеты о расходовании бюджета на сферу культуры в муниципальных образованиях ряда субъектов. Представлены негативные и позитивные последствия, затронувшие сферу культуры и отразившиеся на реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры в условиях пандемии. Речь в работе идет также о ряде проблем, затрагивающих деятельность учреждений культуры в муниципалитетах: отсутствие доступа к интернет-ресурсам у населения в малочисленных муниципальных образованиях; неспособность пожилого населения активно пользоваться информационными ресурсами; отсутствие у муниципалитетов ресурсной, финансовой базы для перевода учреждений культуры с привычного режима работы на удаленный.
(Очагова В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Статья посвящена проблеме фактической реализации полномочий органов местного самоуправления в культурной сфере в условиях распространения коронавирусной инфекции. Рассмотрены с учетом позиции ряда исследователей понятия "социальное управление" и "муниципальное управление". Учитывая мнение ведущих правоведов, было разработано собственное определение понятия "социальное управление". Кроме того, исследована категория управления в области культуры. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в данной области. Изучены отчеты о расходовании бюджета на сферу культуры в муниципальных образованиях ряда субъектов. Представлены негативные и позитивные последствия, затронувшие сферу культуры и отразившиеся на реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры в условиях пандемии. Речь в работе идет также о ряде проблем, затрагивающих деятельность учреждений культуры в муниципалитетах: отсутствие доступа к интернет-ресурсам у населения в малочисленных муниципальных образованиях; неспособность пожилого населения активно пользоваться информационными ресурсами; отсутствие у муниципалитетов ресурсной, финансовой базы для перевода учреждений культуры с привычного режима работы на удаленный.
Статья: Права человека и пандемия коронавируса в России
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций дополнительно было отнесено:
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций дополнительно было отнесено:
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2021 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) принимать решения о введении тех или иных ограничительных мер на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) принимать решения о введении тех или иных ограничительных мер на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.