Полномочия счетной палаты РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия счетной палаты РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)3.4. Бюджетные полномочия Счетной палаты
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)3.4. Бюджетные полномочия Счетной палаты
Статья: Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного контроля: административно-правовые аспекты
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В настоящей статье рассмотрены особенности содержания административно-правовых полномочий Счетной палаты РФ в условиях обновленного законодательства Российской Федерации. Обращается внимание на наличие в правовой природе государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, свойств государственного управления, свойств процедурной деятельности, обусловливающих применимость к исследованию ее правового статуса концепций науки административного права и процесса.
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В настоящей статье рассмотрены особенности содержания административно-правовых полномочий Счетной палаты РФ в условиях обновленного законодательства Российской Федерации. Обращается внимание на наличие в правовой природе государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, свойств государственного управления, свойств процедурной деятельности, обусловливающих применимость к исследованию ее правового статуса концепций науки административного права и процесса.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Наряду с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий проводится Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Наряду с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий проводится Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<17> См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947. С. 191 - 193; Гуревич И.С. Очерки советского банковского права. Л., 1959. С. 25 и след.; Андреев В.К. Проблемы единства отрасли финансового законодательства и правовые полномочия Счетной палаты РФ // Вестник института права СГЭА: актуальные проблемы правоведения. 2002. N 2. С. 98 - 101.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<17> См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947. С. 191 - 193; Гуревич И.С. Очерки советского банковского права. Л., 1959. С. 25 и след.; Андреев В.К. Проблемы единства отрасли финансового законодательства и правовые полномочия Счетной палаты РФ // Вестник института права СГЭА: актуальные проблемы правоведения. 2002. N 2. С. 98 - 101.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Так, ст. 287 УК РФ, именуемая "Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации", в качестве мер обеспечения исполнения контрольных полномочий Счетной палаты РФ предусматривает уголовную ответственность. При этом, как верно замечено в литературе, объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Счетной палаты РФ, являющейся одним из условий ее нормальной деятельности. Предметом преступления является информация, содержащаяся в различных документах, электронных носителях и т.д., необходимая для осуществления контрольных мероприятий <6>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Так, ст. 287 УК РФ, именуемая "Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации", в качестве мер обеспечения исполнения контрольных полномочий Счетной палаты РФ предусматривает уголовную ответственность. При этом, как верно замечено в литературе, объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Счетной палаты РФ, являющейся одним из условий ее нормальной деятельности. Предметом преступления является информация, содержащаяся в различных документах, электронных носителях и т.д., необходимая для осуществления контрольных мероприятий <6>.
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Актуальность: общественные отношения, включая сферу финансов и, соответственно, государственного управления ими, находятся в процессе непрерывного преобразования. Стабильное и эффективное развитие государства требует наличия четких правовых механизмов, регулирующих все сферы жизнедеятельности. Финансы (финансовые ресурсы) и государственное (муниципальное) имущество составляют основу реализации задач, обеспечивающих удовлетворение публичных интересов. Цель: проанализировать понятия "бюджет", "казна" и иные схожие с ними категории в аспекте публичной финансовой деятельности, выявив границы соприкосновения общественных отношений, возникающих по поводу осуществления соответствующими органами власти бюджетной деятельности и деятельности, связанной с управлением казенным имуществом. Рассматриваемые проблемы: исследуются вопросы использования в нормативных правовых актах конструкций "государственная (муниципальная) казна", "нефинансовые активы", "бюджетные инвестиции", "финансовые активы" и др. Отмечается специфика публичной финансовой деятельности. Особое внимание уделяется контрольным полномочиям Счетной палаты РФ не только в сфере финансов, но и в сфере ее контроля за формированием, управлением и распоряжением федеральной собственностью. Оценивается значение этих процессов для публичной финансовой деятельности. Методы: в ходе исследования используются метод анализа, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. В работе делаются выводы о соотношении понятий "бюджет", "казна" в аспекте публичной финансовой деятельности, резюмируются особенности пределов правового регулирования бюджетных отношений в аспекте их сравнения с отношениями, возникающими по поводу управления государственной (муниципальной) казной.
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Актуальность: общественные отношения, включая сферу финансов и, соответственно, государственного управления ими, находятся в процессе непрерывного преобразования. Стабильное и эффективное развитие государства требует наличия четких правовых механизмов, регулирующих все сферы жизнедеятельности. Финансы (финансовые ресурсы) и государственное (муниципальное) имущество составляют основу реализации задач, обеспечивающих удовлетворение публичных интересов. Цель: проанализировать понятия "бюджет", "казна" и иные схожие с ними категории в аспекте публичной финансовой деятельности, выявив границы соприкосновения общественных отношений, возникающих по поводу осуществления соответствующими органами власти бюджетной деятельности и деятельности, связанной с управлением казенным имуществом. Рассматриваемые проблемы: исследуются вопросы использования в нормативных правовых актах конструкций "государственная (муниципальная) казна", "нефинансовые активы", "бюджетные инвестиции", "финансовые активы" и др. Отмечается специфика публичной финансовой деятельности. Особое внимание уделяется контрольным полномочиям Счетной палаты РФ не только в сфере финансов, но и в сфере ее контроля за формированием, управлением и распоряжением федеральной собственностью. Оценивается значение этих процессов для публичной финансовой деятельности. Методы: в ходе исследования используются метод анализа, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. В работе делаются выводы о соотношении понятий "бюджет", "казна" в аспекте публичной финансовой деятельности, резюмируются особенности пределов правового регулирования бюджетных отношений в аспекте их сравнения с отношениями, возникающими по поводу управления государственной (муниципальной) казной.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)- контроль за расходованием средств на реализацию переданных полномочий (совместно со Счетной палатой РФ).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)- контроль за расходованием средств на реализацию переданных полномочий (совместно со Счетной палатой РФ).
Статья: Отдельные проблемы и перспективы совершенствования правопорядка в сфере публичных финансов
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Главным, доминирующим средством обеспечения финансового правопорядка является финансовый контроль, поскольку только при условии организации в обществе эффективной системы финансового контроля может быть установлен финансовый правопорядок <9>. Сущность финансового контроля выражается в процессе проведения контроля законности, целесообразности, экономической обоснованности и эффективности управления публичными финансами. Существующая система финансового контроля в настоящее время порождает несогласованность и неточности при проведении контрольных мероприятий. Так, до настоящего времени нерешенным остается вопрос дублирования полномочий органов государственного финансового контроля (ГФК) горизонтального уровня, т.е. речь идет о полномочиях Счетной палаты РФ и Казначейства РФ (данная проблема имеет место быть и на региональном уровне). На практике наблюдается идентичность основных элементов контроля, что способствует перегруженности контрольными мероприятиями одних и тех же объектов контроля и увеличивает нагрузку на подконтрольных субъектов.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Главным, доминирующим средством обеспечения финансового правопорядка является финансовый контроль, поскольку только при условии организации в обществе эффективной системы финансового контроля может быть установлен финансовый правопорядок <9>. Сущность финансового контроля выражается в процессе проведения контроля законности, целесообразности, экономической обоснованности и эффективности управления публичными финансами. Существующая система финансового контроля в настоящее время порождает несогласованность и неточности при проведении контрольных мероприятий. Так, до настоящего времени нерешенным остается вопрос дублирования полномочий органов государственного финансового контроля (ГФК) горизонтального уровня, т.е. речь идет о полномочиях Счетной палаты РФ и Казначейства РФ (данная проблема имеет место быть и на региональном уровне). На практике наблюдается идентичность основных элементов контроля, что способствует перегруженности контрольными мероприятиями одних и тех же объектов контроля и увеличивает нагрузку на подконтрольных субъектов.
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Представляется, что эффективное функционирование субъектов, в управлении которых имеются колоссальные бюджетные средства, имеет первостепенное значение для бюджета, поскольку, как справедливо отмечается в доктрине, "в условиях ограниченности источников доходов бюджета и постоянного возрастания потребностей государства, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особое значение приобретает эффективное расходование средств бюджета" <29>. Решение вопросов обеспечения эффективности деятельности институтов развития, безусловно, требует значительного внимания со стороны контрольно-счетного органа. Именно поэтому неэффективное использование бюджетных средств институтами развития становится предпосылкой для принятия контрольно-счетным органом мер, направленных на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств, которые могут носить корректирующий и превентивный характер. Данные меры состоят в реализации Счетной палатой РФ полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, например, посредством направления объектам контроля актов, заключений, представлений, предписаний. В таком случае превентивный характер контроля Счетной палаты РФ будет выражаться в том, что позволит "обнаружить отклонения от принятых стандартов, выявить на возможно более ранней стадии нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов" <30>, а корректирующий характер мер будет состоять в том, что объект контроля должен в установленный срок исправить допущенные нарушения.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Представляется, что эффективное функционирование субъектов, в управлении которых имеются колоссальные бюджетные средства, имеет первостепенное значение для бюджета, поскольку, как справедливо отмечается в доктрине, "в условиях ограниченности источников доходов бюджета и постоянного возрастания потребностей государства, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особое значение приобретает эффективное расходование средств бюджета" <29>. Решение вопросов обеспечения эффективности деятельности институтов развития, безусловно, требует значительного внимания со стороны контрольно-счетного органа. Именно поэтому неэффективное использование бюджетных средств институтами развития становится предпосылкой для принятия контрольно-счетным органом мер, направленных на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств, которые могут носить корректирующий и превентивный характер. Данные меры состоят в реализации Счетной палатой РФ полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, например, посредством направления объектам контроля актов, заключений, представлений, предписаний. В таком случае превентивный характер контроля Счетной палаты РФ будет выражаться в том, что позволит "обнаружить отклонения от принятых стандартов, выявить на возможно более ранней стадии нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов" <30>, а корректирующий характер мер будет состоять в том, что объект контроля должен в установленный срок исправить допущенные нарушения.
Статья: Дискуссионные вопросы дискреции судьи в доказывании по административным делам
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Юридические дела, обозначенные вышеуказанными источниками, позволяют отграничить административное судопроизводство от гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства, в том числе имеют разнообразные законодательные названия <5>. Так, в ч. 1 ст. 1 КАС РФ юридические дела такого рода называются административными делами, а в ст. 29 АПК РФ - делами об административных правонарушениях, которые в гл. 25 АПК РФ, в свою очередь, делятся на две самостоятельные категории: 1) дела о привлечении к административной ответственности; 2) дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При таком подходе конкретные составы дел об административных правонарушениях, разрешаемых посредством административного судопроизводства, выделяются в другом федеральном законе - КоАП РФ - и относятся как к компетенции органов судебной власти, так и к компетенции специализированных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных несудебных государственных органов (например, к компетенции Счетной палаты РФ), а также компетенции организаций, наделяемых отдельными государственными полномочиями, необходимыми в этих целях (например, к компетенции Центрального Банка России, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии и др.) <6>.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Юридические дела, обозначенные вышеуказанными источниками, позволяют отграничить административное судопроизводство от гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства, в том числе имеют разнообразные законодательные названия <5>. Так, в ч. 1 ст. 1 КАС РФ юридические дела такого рода называются административными делами, а в ст. 29 АПК РФ - делами об административных правонарушениях, которые в гл. 25 АПК РФ, в свою очередь, делятся на две самостоятельные категории: 1) дела о привлечении к административной ответственности; 2) дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При таком подходе конкретные составы дел об административных правонарушениях, разрешаемых посредством административного судопроизводства, выделяются в другом федеральном законе - КоАП РФ - и относятся как к компетенции органов судебной власти, так и к компетенции специализированных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных несудебных государственных органов (например, к компетенции Счетной палаты РФ), а также компетенции организаций, наделяемых отдельными государственными полномочиями, необходимыми в этих целях (например, к компетенции Центрального Банка России, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии и др.) <6>.
Статья: Проблемы соотношения мер уголовно-правового обеспечения контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации с административно-правовыми
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Несмотря на схожесть (полную идентичность) альтернативных деяний, составляющих объективные стороны административного проступка и преступления, в нормах рассматриваемых статей не конкретизирован характер информации, непредставление или отказ в представлении которой образует соответственно составы административного правонарушения и рассматриваемого преступления. Но в литературе отмечается, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находится в компетенции Счетной палаты РФ <3>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Несмотря на схожесть (полную идентичность) альтернативных деяний, составляющих объективные стороны административного проступка и преступления, в нормах рассматриваемых статей не конкретизирован характер информации, непредставление или отказ в представлении которой образует соответственно составы административного правонарушения и рассматриваемого преступления. Но в литературе отмечается, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находится в компетенции Счетной палаты РФ <3>.
Статья: Некоторые аспекты понимания миссии финансового права как отрасли национального права
(Бочкарева Е.А., Селюков А.Д., Бадмаев Б.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<10> На это неоднократно обращалось внимание при реализации полномочий Счетной палаты РФ. См.: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2019. N 1. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoj-palaty-1-yanvar-2019-g-937.
(Бочкарева Е.А., Селюков А.Д., Бадмаев Б.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<10> На это неоднократно обращалось внимание при реализации полномочий Счетной палаты РФ. См.: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2019. N 1. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoj-palaty-1-yanvar-2019-g-937.