Полномочия росатома
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия росатома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые государственные полномочия Госкорпорации "Росатом"
(Алексеев В.В.)
("Современное право", 2025, N 7)"Современное право", 2025, N 7
(Алексеев В.В.)
("Современное право", 2025, N 7)"Современное право", 2025, N 7
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкорпораций
(КонсультантПлюс, 2025)Так, ГК "Росатом" наделена широкими полномочиями по госуправлению в сфере использования атомной энергии. В частности, она вправе лицензировать деятельность, связанную с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 7 Закона о ГК "Росатом").
(КонсультантПлюс, 2025)Так, ГК "Росатом" наделена широкими полномочиями по госуправлению в сфере использования атомной энергии. В частности, она вправе лицензировать деятельность, связанную с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 7 Закона о ГК "Росатом").
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
"Об экспортном контроле"Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в области экспортного контроля
(ред. от 26.03.2022)
"Об экспортном контроле"Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в области экспортного контроля
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующий абзац введен с 19 февраля 2007 г. названным Законом об имуществе организаций в области использования атомной энергии, которым согласно ч. 1 его ст. 1 осуществляется правовое регулирование особенностей отношений, возникающих в процессе управления и распоряжения (в том числе при приватизации) имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса России. Как установлено в ч. 1 ст. 4 "Особенности осуществления структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе" названного Закона, решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с данным Законом принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом (то есть Росимуществом) по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии. Пунктом 2 ч. 3 ст. 1 названного Закона об имуществе организаций в области использования атомной энергии (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) определено, что орган государственного управления использованием атомной энергии - это ГК "Росатом", наделенная полномочиями по осуществлению государственного управления использованием атомной энергии в соответствии с гл. IV Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <132> и по нормативно-правовому регулированию в области использования атомной энергии;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующий абзац введен с 19 февраля 2007 г. названным Законом об имуществе организаций в области использования атомной энергии, которым согласно ч. 1 его ст. 1 осуществляется правовое регулирование особенностей отношений, возникающих в процессе управления и распоряжения (в том числе при приватизации) имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса России. Как установлено в ч. 1 ст. 4 "Особенности осуществления структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе" названного Закона, решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с данным Законом принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом (то есть Росимуществом) по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии. Пунктом 2 ч. 3 ст. 1 названного Закона об имуществе организаций в области использования атомной энергии (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) определено, что орган государственного управления использованием атомной энергии - это ГК "Росатом", наделенная полномочиями по осуществлению государственного управления использованием атомной энергии в соответствии с гл. IV Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <132> и по нормативно-правовому регулированию в области использования атомной энергии;
Готовое решение: Как создают, реорганизуют и ликвидируют госкорпорации
(КонсультантПлюс, 2025)Так, например, ГК "Росатом" имеет широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию, госуправлению в сфере использования атомной энергии (в том числе лицензированию деятельности, связанной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ) (ст. ст. 7, 8 Закона о ГК "Росатом").
(КонсультантПлюс, 2025)Так, например, ГК "Росатом" имеет широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию, госуправлению в сфере использования атомной энергии (в том числе лицензированию деятельности, связанной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ) (ст. ст. 7, 8 Закона о ГК "Росатом").
Статья: Правовой статус государственных корпораций как субъектов административно-правовых отношений: соотношение с государственными и публично-правовыми компаниями
(Курасова Е.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Стоит также отметить, рассматривая указанные юридические лица, что в настоящий момент только государственные корпорации наделены правом издавать нормативные правовые акты, что характеризует их как субъектов публичного управления. Вместе с тем таким полномочием обладают только "Росатом", "Роскосмос" <10> на основании непосредственно федеральных законов, регулирующих их деятельность, при этом Закон о некоммерческих организациях не предоставляет подобных полномочий всем государственным корпорациям, но и не содержит прямых запретов на их наделение, что означает наличие законодательной воли в этом вопросе. Ограничений по наделению соответствующими полномочиями государственных и публично-правовых компаний также нет, что свидетельствует о возможности в отдельном случае предоставить их аналогично с государственными корпорациями. Указанное еще раз подтверждает, что установленный правовой статус таких юридических лиц фактически одинаков.
(Курасова Е.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Стоит также отметить, рассматривая указанные юридические лица, что в настоящий момент только государственные корпорации наделены правом издавать нормативные правовые акты, что характеризует их как субъектов публичного управления. Вместе с тем таким полномочием обладают только "Росатом", "Роскосмос" <10> на основании непосредственно федеральных законов, регулирующих их деятельность, при этом Закон о некоммерческих организациях не предоставляет подобных полномочий всем государственным корпорациям, но и не содержит прямых запретов на их наделение, что означает наличие законодательной воли в этом вопросе. Ограничений по наделению соответствующими полномочиями государственных и публично-правовых компаний также нет, что свидетельствует о возможности в отдельном случае предоставить их аналогично с государственными корпорациями. Указанное еще раз подтверждает, что установленный правовой статус таких юридических лиц фактически одинаков.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Часть 6 комментируемой статьи определяет компетенцию по установлению обязательных требований двух Государственных корпораций - "Росатома" и "Роскосмоса" (далее по тексту Федерального закона обозначаемые как уполномоченные организации) - со ссылками на соответствующие Федеральные законы: от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Часть 6 комментируемой статьи определяет компетенцию по установлению обязательных требований двух Государственных корпораций - "Росатома" и "Роскосмоса" (далее по тексту Федерального закона обозначаемые как уполномоченные организации) - со ссылками на соответствующие Федеральные законы: от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, возникают вопросы о ВОУ в унитарных предприятиях и учреждениях, о возможности признания наблюдательного совета государственных корпораций в качестве ВОУ <1> и т.д. При прочтении законодательства создается впечатление, что все управленческие полномочия в отношении таких юридических лиц заканчиваются на руководителе (унитарные предприятия) или на наблюдательном совете (государственные корпорации). Однако данное впечатление является ложным, поскольку сам закон закрепляет полномочия учредителей в отношении соответствующих юридических лиц (см.: ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <2>, ст. 5 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), которые схожи с полномочиями лиц на уровне ВОУ в корпорациях (определение основных направлений деятельности, изменение устава, формирование имущественной основы юридического лица, формирование органов управления и т.д.). В этой связи справедливо сказать, что функции ВОУ в унитарных юридических лицах осуществляют их учредители <3>. Развитие данного подхода приводит к идее о том, что сам по себе ВОУ, которому по компетенции соответствуют определенные управленческие полномочия, есть как у корпоративных, так и у унитарных юридических лиц. Исходя из единой правовой природы отношений по управлению любыми юридическими лицами <4>, можно признать, что разница между корпоративными и унитарными юридическими лицами фактически заключается лишь в том, допустимо ли на уровне ВОУ множество лиц, осуществляющих управление.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, возникают вопросы о ВОУ в унитарных предприятиях и учреждениях, о возможности признания наблюдательного совета государственных корпораций в качестве ВОУ <1> и т.д. При прочтении законодательства создается впечатление, что все управленческие полномочия в отношении таких юридических лиц заканчиваются на руководителе (унитарные предприятия) или на наблюдательном совете (государственные корпорации). Однако данное впечатление является ложным, поскольку сам закон закрепляет полномочия учредителей в отношении соответствующих юридических лиц (см.: ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <2>, ст. 5 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), которые схожи с полномочиями лиц на уровне ВОУ в корпорациях (определение основных направлений деятельности, изменение устава, формирование имущественной основы юридического лица, формирование органов управления и т.д.). В этой связи справедливо сказать, что функции ВОУ в унитарных юридических лицах осуществляют их учредители <3>. Развитие данного подхода приводит к идее о том, что сам по себе ВОУ, которому по компетенции соответствуют определенные управленческие полномочия, есть как у корпоративных, так и у унитарных юридических лиц. Исходя из единой правовой природы отношений по управлению любыми юридическими лицами <4>, можно признать, что разница между корпоративными и унитарными юридическими лицами фактически заключается лишь в том, допустимо ли на уровне ВОУ множество лиц, осуществляющих управление.