Полномочия прокуратуры при проведении проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия прокуратуры при проведении проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Однако конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены лишь в результате проверки. Так, согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и пункта 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 N 195 основанием для проверки исполнения законов может быть информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также материалы, свидетельствующие о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий. Отсутствие указанных информации и материалов в органах прокуратуры до проведения проверки свидетельствует о том, что отсутствовала возможность выявления нарушений законодательства. В данной связи отсутствуют и основания для вывода о пропуске прокурором срока исковой давности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор как субъект, инициирующий пересмотр судебных актов по новым обстоятельствам в гражданском процессе
(Куликова А.Ю.)
("Российский судья", 2023, N 7)В этой связи предполагается, что при пересмотре в порядке главы 42 ГПК РФ прокурор является специальным субъектом, наделенным законодательством о прокуратуре полномочиями по проверке соблюдения законности и принятию мер по предотвращению соответствующих нарушений прав лица, ссылающегося на новые обстоятельства. Право прокурора на инициирование указанного пересмотра предполагает вступление в процесс должностного лица органов прокуратуры от имени государства, а также активную защиту в судебном порядке нарушенных прав и свобод. При этом обращение прокурора с представлением о пересмотре ни в коем случае не ограничивает право граждан на инициирование процесса, а, наоборот, является необходимой гарантией его соблюдения.
(Куликова А.Ю.)
("Российский судья", 2023, N 7)В этой связи предполагается, что при пересмотре в порядке главы 42 ГПК РФ прокурор является специальным субъектом, наделенным законодательством о прокуратуре полномочиями по проверке соблюдения законности и принятию мер по предотвращению соответствующих нарушений прав лица, ссылающегося на новые обстоятельства. Право прокурора на инициирование указанного пересмотра предполагает вступление в процесс должностного лица органов прокуратуры от имени государства, а также активную защиту в судебном порядке нарушенных прав и свобод. При этом обращение прокурора с представлением о пересмотре ни в коем случае не ограничивает право граждан на инициирование процесса, а, наоборот, является необходимой гарантией его соблюдения.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Следует также отметить, что п. 2.6.4 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предписывается сотрудникам прокуратуры при вынесении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также в случаях замены ареста на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 12.1. ст. 77 НК РФ) проверить не только законность такого решения, но и его обоснованность. Вместе с тем нормами НК РФ не предусмотрено санкционирование прокуратурой решений налогового органа об отмене ареста или о его замене на другие обеспечительные меры исполнения налоговой обязанности. В этой связи указание на полномочия органов прокуратуры по проверке обоснованности отмены (замены) ареста имущества налогоплательщика-организации является неоправданным с точки зрения налогового законодательства (хотя, конечно, не исключается возможность оценки со стороны прокуратуры, например, платежеспособности поручителя, ликвидности имущества, передаваемого в залог). Кроме того, "...арест на имущество, наложенный налоговым (таможенным) органом, прекращает свое действие в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"..." <5>, а согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А66-4562-04 поэтапное погашение налоговой задолженности не обусловливает возможность частичного снятия ареста имущества. Следовательно, прекращение действия указанной обеспечительной меры возможно либо на основании положений иных, помимо НК РФ, нормативных правовых актов, либо в случае полного исполнения налоговой обязанности (погашения налоговой недоимки, сумм пеней и штрафов).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Следует также отметить, что п. 2.6.4 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предписывается сотрудникам прокуратуры при вынесении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также в случаях замены ареста на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 12.1. ст. 77 НК РФ) проверить не только законность такого решения, но и его обоснованность. Вместе с тем нормами НК РФ не предусмотрено санкционирование прокуратурой решений налогового органа об отмене ареста или о его замене на другие обеспечительные меры исполнения налоговой обязанности. В этой связи указание на полномочия органов прокуратуры по проверке обоснованности отмены (замены) ареста имущества налогоплательщика-организации является неоправданным с точки зрения налогового законодательства (хотя, конечно, не исключается возможность оценки со стороны прокуратуры, например, платежеспособности поручителя, ликвидности имущества, передаваемого в залог). Кроме того, "...арест на имущество, наложенный налоговым (таможенным) органом, прекращает свое действие в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"..." <5>, а согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А66-4562-04 поэтапное погашение налоговой задолженности не обусловливает возможность частичного снятия ареста имущества. Следовательно, прекращение действия указанной обеспечительной меры возможно либо на основании положений иных, помимо НК РФ, нормативных правовых актов, либо в случае полного исполнения налоговой обязанности (погашения налоговой недоимки, сумм пеней и штрафов).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"16. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", рассматривают материалы проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, и не позднее одного месяца со дня ее окончания при наличии оснований обращаются в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 2 настоящей статьи.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"16. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", рассматривают материалы проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, и не позднее одного месяца со дня ее окончания при наличии оснований обращаются в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 2 настоящей статьи.
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем при реализации прокуратурой полномочий по проведению проверок исполнения федерального законодательства выявляются факты взыскания из бюджета в судебном порядке денежных средств в размере неустойки, пени, штрафов, судебных издержек вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными (муниципальными) заказчиками обязательств по контрактам. Чаще всего это происходит в связи с тем, что хозяйствующий субъект, который своевременно выполнил обязательства, но не получил оплату по контракту, обращается в арбитражный суд за восстановлением нарушенных прав. Суд, удовлетворяя исковые требования, взыскивает из бюджета не только сумму долга, пени, неустойку, но и судебные расходы.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем при реализации прокуратурой полномочий по проведению проверок исполнения федерального законодательства выявляются факты взыскания из бюджета в судебном порядке денежных средств в размере неустойки, пени, штрафов, судебных издержек вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными (муниципальными) заказчиками обязательств по контрактам. Чаще всего это происходит в связи с тем, что хозяйствующий субъект, который своевременно выполнил обязательства, но не получил оплату по контракту, обращается в арбитражный суд за восстановлением нарушенных прав. Суд, удовлетворяя исковые требования, взыскивает из бюджета не только сумму долга, пени, неустойку, но и судебные расходы.
Статья: Принципы государственной службы в органах прокуратуры России: проблемы определения и систематизации
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- исключительность компетенции органов прокуратуры на проведение проверок по сообщениям о фактах правонарушений, совершенных прокурорскими работниками (ч. 1 ст. 42). Данный элемент административно-правового статуса является неким гарантом обеспечения независимости прокуроров, их защиты от безосновательного преследования в связи со служебной деятельностью <10>;
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- исключительность компетенции органов прокуратуры на проведение проверок по сообщениям о фактах правонарушений, совершенных прокурорскими работниками (ч. 1 ст. 42). Данный элемент административно-правового статуса является неким гарантом обеспечения независимости прокуроров, их защиты от безосновательного преследования в связи со служебной деятельностью <10>;