Полномочия президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)В статье рассматриваются конституционная модель президентской власти в Российской Федерации, ее место и роль в системе разделения властей, а также факторы и обстоятельства, оказавшие влияние на облик этой модели. Анализируются основные положения Конституции России, определяющие статус и полномочия Президента РФ. Уделяется внимание взаимодействию Президента России с другими ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. Рассматриваются механизмы "системы сдержек и противовесов", обеспечивающие баланс власти и предотвращающие ее концентрацию в одних руках. Сделаны выводы, характеризующие в целом конституционную модель президентства в системе разделения властей.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)В статье рассматриваются конституционная модель президентской власти в Российской Федерации, ее место и роль в системе разделения властей, а также факторы и обстоятельства, оказавшие влияние на облик этой модели. Анализируются основные положения Конституции России, определяющие статус и полномочия Президента РФ. Уделяется внимание взаимодействию Президента России с другими ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. Рассматриваются механизмы "системы сдержек и противовесов", обеспечивающие баланс власти и предотвращающие ее концентрацию в одних руках. Сделаны выводы, характеризующие в целом конституционную модель президентства в системе разделения властей.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
Статья: Досрочное прекращение полномочий Президента РФ по состоянию здоровья: критерии и процедуры
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4
Статья: Обеспечение национальных интересов в праве Европейского союза и Евразийского экономического союза
(Сидоренко А.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Стратегия подготовлена с учетом положений принятого Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", которым закреплены полномочия Президента РФ в области определения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности. В перечень указанных полномочий Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 155-ФЗ внесено изменение, в силу которого Президент РФ также принимает "меры по защите Российской Федерации и ее граждан в случае принятия иностранными и (или) международными (межгосударственными) органами (организациями) решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам Российской Федерации и (или) основам публичного правопорядка Российской Федерации". Отметим, что экономической безопасностью в соответствии со Стратегией является состояние защищенности национальной экономики от различных угроз, при котором обеспечиваются национальные приоритеты государства. Аналогичные положения просматриваются и в законодательстве стран - участниц ЕАЭС <21>.
(Сидоренко А.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Стратегия подготовлена с учетом положений принятого Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", которым закреплены полномочия Президента РФ в области определения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности. В перечень указанных полномочий Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 155-ФЗ внесено изменение, в силу которого Президент РФ также принимает "меры по защите Российской Федерации и ее граждан в случае принятия иностранными и (или) международными (межгосударственными) органами (организациями) решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам Российской Федерации и (или) основам публичного правопорядка Российской Федерации". Отметим, что экономической безопасностью в соответствии со Стратегией является состояние защищенности национальной экономики от различных угроз, при котором обеспечиваются национальные приоритеты государства. Аналогичные положения просматриваются и в законодательстве стран - участниц ЕАЭС <21>.
Статья: Государственная власть постсоветской Литовской Республики: аспекты преемственности, рецепции и политики
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Более того, в системе законодательства имеют место внутренние коллизии в нормах, регламентирующих порядок назначения на должность глав исполнительных органов самоуправления. С 2013 г. действуют отдельные самостоятельные законы, устанавливающие правовые, организационные, экономические, финансовые, социальные условия управления и организации местного самоуправления в городах Бишкек и Ош. Согласно нормам Закона КР "О статусе столицы" (ч. 3 ст. 18) и Закона КР "О статусе города Ош" (ч. 3 ст. 18) мэр - выборное должностное лицо, руководитель исполнительного органа местного самоуправления <10>, который избирается депутатами местных кенешей. Согласно части 1 ст. 47 Закона КР "О местной государственной администрации и органов местного самоуправления", как указывалось ранее, назначение на должности мэров городов Бишкек, Ош и областного значения отнесено к компетенции Президента КР Согласно части 3 ст. 32 Закона КР "О нормативных правовых актах" в случае коллизии между нормативными актами равной юридической силы, если ни один из них не противоречит акту более высокой юридической силы, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений <11>. Соответственно, мэры городов Бишкек, Ош должны быть назначены путем выборов, однако конституционная практика свидетельствует о назначении и освобождении их от должности Президентом КР.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Более того, в системе законодательства имеют место внутренние коллизии в нормах, регламентирующих порядок назначения на должность глав исполнительных органов самоуправления. С 2013 г. действуют отдельные самостоятельные законы, устанавливающие правовые, организационные, экономические, финансовые, социальные условия управления и организации местного самоуправления в городах Бишкек и Ош. Согласно нормам Закона КР "О статусе столицы" (ч. 3 ст. 18) и Закона КР "О статусе города Ош" (ч. 3 ст. 18) мэр - выборное должностное лицо, руководитель исполнительного органа местного самоуправления <10>, который избирается депутатами местных кенешей. Согласно части 1 ст. 47 Закона КР "О местной государственной администрации и органов местного самоуправления", как указывалось ранее, назначение на должности мэров городов Бишкек, Ош и областного значения отнесено к компетенции Президента КР Согласно части 3 ст. 32 Закона КР "О нормативных правовых актах" в случае коллизии между нормативными актами равной юридической силы, если ни один из них не противоречит акту более высокой юридической силы, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений <11>. Соответственно, мэры городов Бишкек, Ош должны быть назначены путем выборов, однако конституционная практика свидетельствует о назначении и освобождении их от должности Президентом КР.
Статья: К вопросу о публично-правовой природе антисанкционных мер и солидарной ответственности российских дочерних компаний иностранных организаций
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В этой связи возникает вопрос: насколько попытка российских граждан и организаций гражданско-правовыми способами в рамках судебных разбирательств решить публично-правовой вопрос в виде применения антисанкционных мер, отнесенный федеральным законодательством к полномочиям Президента РФ, является обеспечением выполнения публичного курса, заданного Президентом РФ?
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В этой связи возникает вопрос: насколько попытка российских граждан и организаций гражданско-правовыми способами в рамках судебных разбирательств решить публично-правовой вопрос в виде применения антисанкционных мер, отнесенный федеральным законодательством к полномочиям Президента РФ, является обеспечением выполнения публичного курса, заданного Президентом РФ?
Статья: Роспуск парламента как конституционно-правовой институт в зарубежных странах
(Коновалова Л.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Современными авторами выделяются общие тенденции в развитии института роспуска парламента в зарубежных странах. Во-первых, поскольку право роспуска парламента - весьма действенное средство влияния исполнительной власти на законодательную, действующие конституции вводят определенные ограничения его использования в целях придания более сбалансированного характера системе разделения властей. Это могут быть ограничения по времени проведения, ограничения общего числа роспусков за определенный период, установление четких оснований для роспуска или жестких процедур роспуска <16>. Например, в Конституции Португалии содержится запрет на роспуск ассамблеи республики в течение шести месяцев после ее избрания <17>. Парламент Австрии может быть распущен по одной и той же причине лишь один раз в течение срока конституционных полномочий президента <18>. Сейм Латвии может быть распущен только после проведения народного голосования по вопросу, инициированному президентом <19>. Во-вторых, наблюдается сравнительно редкое использование роспуска парламента. Он постепенно превращается из института субъективного усмотрения премьер-министра и правительства в правовой способ разрешения тупиковых ситуаций в политическом процессе <20>.
(Коновалова Л.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Современными авторами выделяются общие тенденции в развитии института роспуска парламента в зарубежных странах. Во-первых, поскольку право роспуска парламента - весьма действенное средство влияния исполнительной власти на законодательную, действующие конституции вводят определенные ограничения его использования в целях придания более сбалансированного характера системе разделения властей. Это могут быть ограничения по времени проведения, ограничения общего числа роспусков за определенный период, установление четких оснований для роспуска или жестких процедур роспуска <16>. Например, в Конституции Португалии содержится запрет на роспуск ассамблеи республики в течение шести месяцев после ее избрания <17>. Парламент Австрии может быть распущен по одной и той же причине лишь один раз в течение срока конституционных полномочий президента <18>. Сейм Латвии может быть распущен только после проведения народного голосования по вопросу, инициированному президентом <19>. Во-вторых, наблюдается сравнительно редкое использование роспуска парламента. Он постепенно превращается из института субъективного усмотрения премьер-министра и правительства в правовой способ разрешения тупиковых ситуаций в политическом процессе <20>.