Полномочия по внутреннему финансовому контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по внутреннему финансовому контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703
(ред. от 16.10.2025)
"О Федеральном казначействе"5.26. осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, включая полномочия по контролю за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
(ред. от 16.10.2025)
"О Федеральном казначействе"5.26. осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, включая полномочия по контролю за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 160.2-1 БК РФ содержатся понятия внутреннего финансового контроля (пп. 1 п. 2) и внутреннего финансового аудита (п. 1). Предусмотрена возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 160.2-1 БК РФ содержатся понятия внутреннего финансового контроля (пп. 1 п. 2) и внутреннего финансового аудита (п. 1). Предусмотрена возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Статья: Полномочия субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Органы исполнительной власти утверждают государственное задание для бюджетных, автономных или казенных учреждений, составляют проект бюджета, вносят на рассмотрение в органы законодательной власти, представляют на утверждение отчет об исполнении бюджета, осуществляют ведомственный и внутренний финансовый контроль, иные полномочия.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Органы исполнительной власти утверждают государственное задание для бюджетных, автономных или казенных учреждений, составляют проект бюджета, вносят на рассмотрение в органы законодательной власти, представляют на утверждение отчет об исполнении бюджета, осуществляют ведомственный и внутренний финансовый контроль, иные полномочия.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также распространена классификация контроля на внешний, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемой организационной структуры (например, контроль органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми были наделены органы местного самоуправления; прокурорский надзор), и внутренний, который реализуется собственными силами органа местного самоуправления (например, органом внутреннего финансового контроля, контрольные полномочия которого определены ст. 269.2 БК РФ). М.С. Студеникина, проводя такую классификацию в отношении государственного контроля, писала: "...внутренний контроль ведется за органами одной системы, внешний - осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов" <1>. Это вполне приемлемо и для муниципального контроля, который можно отнести к внешнему, поскольку он осуществляется не в отношении органов местного самоуправления, а в отношении юридических и физических лиц.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также распространена классификация контроля на внешний, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемой организационной структуры (например, контроль органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми были наделены органы местного самоуправления; прокурорский надзор), и внутренний, который реализуется собственными силами органа местного самоуправления (например, органом внутреннего финансового контроля, контрольные полномочия которого определены ст. 269.2 БК РФ). М.С. Студеникина, проводя такую классификацию в отношении государственного контроля, писала: "...внутренний контроль ведется за органами одной системы, внешний - осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов" <1>. Это вполне приемлемо и для муниципального контроля, который можно отнести к внешнему, поскольку он осуществляется не в отношении органов местного самоуправления, а в отношении юридических и физических лиц.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Вместе с тем Уголовный кодекс РФ не содержит норм, посвященных уголовно-правовой охране контрольных полномочий органов внутреннего финансового контроля, а также внешнего финансового контроля на муниципальном и региональном (субъектовом) уровне, т.е. имеет место различное регулирование схожих отношений, что противоречит конституционному принципу определенности правовых норм, т.е. равной охране схожих отношений. В действующем регулировании такой подход выглядит как ничем не обоснованное принижение роли рассматриваемых органов контроля по отношению к Счетной палате РФ или просто как упущение законодателя.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Вместе с тем Уголовный кодекс РФ не содержит норм, посвященных уголовно-правовой охране контрольных полномочий органов внутреннего финансового контроля, а также внешнего финансового контроля на муниципальном и региональном (субъектовом) уровне, т.е. имеет место различное регулирование схожих отношений, что противоречит конституционному принципу определенности правовых норм, т.е. равной охране схожих отношений. В действующем регулировании такой подход выглядит как ничем не обоснованное принижение роли рассматриваемых органов контроля по отношению к Счетной палате РФ или просто как упущение законодателя.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проведение бюджетного контроля проводится по определенным стандартам, установленным ведомственными актами: "СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК), Приказ Казначейства России от 29.12.2017 N 385 "Об утверждении Стандарта внутренней организации "Осуществление Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проведение бюджетного контроля проводится по определенным стандартам, установленным ведомственными актами: "СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК), Приказ Казначейства России от 29.12.2017 N 385 "Об утверждении Стандарта внутренней организации "Осуществление Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений".