Полномочия по ведению бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по ведению бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он совместно с иными предпринимателями и организациями заключил договор простого товарищества на ведение определенной деятельности. Согласно данному договору на налогоплательщика возложены ведение бухгалтерского учета и полномочия по совершению сделок от имени всех товарищей.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он совместно с иными предпринимателями и организациями заключил договор простого товарищества на ведение определенной деятельности. Согласно данному договору на налогоплательщика возложены ведение бухгалтерского учета и полномочия по совершению сделок от имени всех товарищей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков статус главного бухгалтера организации
(КонсультантПлюс, 2025)На главного бухгалтера организации возлагают ведение бухгалтерского учета. Единый перечень его полномочий по ведению бухгалтерского учета нормативно не определен, они упоминаются в разных нормативных правовых актах. Например, он полномочен подписывать счета-фактуры (ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, абз. 1 п. 6 ст. 169 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)На главного бухгалтера организации возлагают ведение бухгалтерского учета. Единый перечень его полномочий по ведению бухгалтерского учета нормативно не определен, они упоминаются в разных нормативных правовых актах. Например, он полномочен подписывать счета-фактуры (ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, абз. 1 п. 6 ст. 169 НК РФ).
Готовое решение: Как уволить главного бухгалтера
(КонсультантПлюс, 2025)При увольнении главбуха рекомендуем организовать прием-передачу дел, а также провести инвентаризацию имущества организации (в некоторых случаях инвентаризация является обязательной).
(КонсультантПлюс, 2025)При увольнении главбуха рекомендуем организовать прием-передачу дел, а также провести инвентаризацию имущества организации (в некоторых случаях инвентаризация является обязательной).
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"3.1. Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"3.1. Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
"План деятельности Федерального казначейства на 2025 год и плановый период 2026 - 2030 годов"
(утв. Минфином России)Направление реализации (раздел) 3.1. Осуществление по решению Правительства Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию отчетности, начислению и перечислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и федеральных казенных учреждений), федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений
(утв. Минфином России)Направление реализации (раздел) 3.1. Осуществление по решению Правительства Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию отчетности, начислению и перечислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и федеральных казенных учреждений), федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений
Готовое решение: Как оформить временное исполнение обязанностей (врио) начальника подразделения
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть ограничения. Так, если поручаете обязанности по ведению бухучета, учтите такие же ограничения, как при передаче полномочий главбуха на период его отпуска. А если работа по должности начальника подразделения предполагает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юрлица, проверьте кандидата на отсутствие у него дисквалификации. На дисквалифицированное лицо вы не можете возложить такие обязанности. Это следует из ч. 1, 3 ст. 3.11, абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть ограничения. Так, если поручаете обязанности по ведению бухучета, учтите такие же ограничения, как при передаче полномочий главбуха на период его отпуска. А если работа по должности начальника подразделения предполагает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юрлица, проверьте кандидата на отсутствие у него дисквалификации. На дисквалифицированное лицо вы не можете возложить такие обязанности. Это следует из ч. 1, 3 ст. 3.11, абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
Готовое решение: Кому и как передать полномочия главного бухгалтера на период его отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)С момента начала отпуска с последующим увольнением главный бухгалтер фактически не работает, так как в отпуске он свободен от исполнения своих трудовых обязанностей, а после него на работу уже не выйдет. Но, несмотря на это, днем увольнения будет считаться последний день этого отпуска (ст. ст. 106, 107, ч. 2 ст. 127 ТК РФ). Законом прямо не предусмотрена возможность приема нового главного бухгалтера организации до увольнения прежнего. Руководитель организации с учетом ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ возлагает ведение бухучета, как правило, на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации. В данной норме прямо не предусмотрена возможность возложения обязанностей по ведению бухучета на нескольких главных бухгалтеров одновременно, в том числе не регламентирован порядок распределения между ними полномочий. Кроме того, в случае выявления нарушений, например, при ведении бухгалтерского учета, сдаче бухгалтерской отчетности, возможны сложности с установлением лица, виновного в этих нарушениях.
(КонсультантПлюс, 2025)С момента начала отпуска с последующим увольнением главный бухгалтер фактически не работает, так как в отпуске он свободен от исполнения своих трудовых обязанностей, а после него на работу уже не выйдет. Но, несмотря на это, днем увольнения будет считаться последний день этого отпуска (ст. ст. 106, 107, ч. 2 ст. 127 ТК РФ). Законом прямо не предусмотрена возможность приема нового главного бухгалтера организации до увольнения прежнего. Руководитель организации с учетом ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ возлагает ведение бухучета, как правило, на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации. В данной норме прямо не предусмотрена возможность возложения обязанностей по ведению бухучета на нескольких главных бухгалтеров одновременно, в том числе не регламентирован порядок распределения между ними полномочий. Кроме того, в случае выявления нарушений, например, при ведении бухгалтерского учета, сдаче бухгалтерской отчетности, возможны сложности с установлением лица, виновного в этих нарушениях.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 комментируемой статьи также предусмотрено исключение - указано, что бюджетным законодательством РФ могут быть установлены отступления от общего правила о том, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Указание на это исключение введено в данную часть с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, принятым в части регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Этим же Законом одновременно введена ч. 3.1 комментируемой статьи, предусматривающая, что порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 комментируемой статьи также предусмотрено исключение - указано, что бюджетным законодательством РФ могут быть установлены отступления от общего правила о том, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Указание на это исключение введено в данную часть с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, принятым в части регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Этим же Законом одновременно введена ч. 3.1 комментируемой статьи, предусматривающая, что порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.
Готовое решение: Как заполнить и представить отчет о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение, имеющее обособленные подразделения (филиалы) с полномочиями по ведению бухучета, формирует документ путем консолидации отчета головного учреждения (без учета показателей ОП) и отчетов ОП (п. 33 Общих требований).
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение, имеющее обособленные подразделения (филиалы) с полномочиями по ведению бухучета, формирует документ путем консолидации отчета головного учреждения (без учета показателей ОП) и отчетов ОП (п. 33 Общих требований).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- возложение полномочий по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера кредитной организации (ч. 3, 4 ст. 7 указанного Закона);
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- возложение полномочий по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера кредитной организации (ч. 3, 4 ст. 7 указанного Закона);
Готовое решение: Как передать полномочия (оформить исполнение обязанностей) главного бухгалтера на время его отсутствия
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете передать полномочия главного бухгалтера на время его отсутствия, например, в связи с отпуском, болезнью, служебной командировкой другому вашему работнику, в том числе руководители некоторых организации могут взять на себя ведение бухучета. Еще вариант - можете заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, например, со сторонней организацией (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете передать полномочия главного бухгалтера на время его отсутствия, например, в связи с отпуском, болезнью, служебной командировкой другому вашему работнику, в том числе руководители некоторых организации могут взять на себя ведение бухучета. Еще вариант - можете заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, например, со сторонней организацией (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Готовое решение: Как уволить по сокращению главного бухгалтера
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно вам нужно будет позаботиться лишь о том, кто будет вести бухучет после увольнения главного бухгалтера.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно вам нужно будет позаботиться лишь о том, кто будет вести бухучет после увольнения главного бухгалтера.
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В качестве позитивных трансформационных процессов следует отметить и изменение статуса субъектов бюджетного права, которое осуществляется как посредством расширения круга участников бюджетных отношений за счет включения в него, например, юридических лиц (не являющихся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, получающих средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридических лиц, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ (так называемые частные субъекты бюджетного права); так и за счет расширения полномочий (функций) уже существующих субъектов, например Федерального казначейства, которое по совокупности полномочий и по их разноплановости с уверенностью можно охарактеризовать как мультистатусного субъекта. Помимо классических и всем известных полномочий по исполнению бюджета, за последнее время Федеральное казначейство наделено такими новыми полномочиями, как осуществление бюджетного мониторинга; казначейское сопровождение; ведение единого бухгалтерского учета в бюджетной сфере, осуществление казначейских платежей, позволяющее фактически охарактеризовать Федеральное казначейство как "бюджетный банк"; осуществление функций оператора различных информационных систем как ведомственного, так и общегосударственного уровня - ГИИС "Электронный бюджет", Единой информационной системы в сфере закупок, реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений, реестра мер государственной (муниципальной) поддержки и т.д.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В качестве позитивных трансформационных процессов следует отметить и изменение статуса субъектов бюджетного права, которое осуществляется как посредством расширения круга участников бюджетных отношений за счет включения в него, например, юридических лиц (не являющихся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, получающих средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридических лиц, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ (так называемые частные субъекты бюджетного права); так и за счет расширения полномочий (функций) уже существующих субъектов, например Федерального казначейства, которое по совокупности полномочий и по их разноплановости с уверенностью можно охарактеризовать как мультистатусного субъекта. Помимо классических и всем известных полномочий по исполнению бюджета, за последнее время Федеральное казначейство наделено такими новыми полномочиями, как осуществление бюджетного мониторинга; казначейское сопровождение; ведение единого бухгалтерского учета в бюджетной сфере, осуществление казначейских платежей, позволяющее фактически охарактеризовать Федеральное казначейство как "бюджетный банк"; осуществление функций оператора различных информационных систем как ведомственного, так и общегосударственного уровня - ГИИС "Электронный бюджет", Единой информационной системы в сфере закупок, реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений, реестра мер государственной (муниципальной) поддержки и т.д.
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Вполне очевидно, что все мероприятия, связанные с внедрением цифровых технологий в сфере государственного управления, требуют постоянного финансового сопровождения работ по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-коммуникационных технологий не только государственными органами, но и с учетом сложившейся практики осуществления таких работ их подведомственными учреждениями. Регламентация указанных вопросов относится к компетенции федеральных финансовых органов, к ведению которых относится бюджетный и бухгалтерский учет. Их полномочия позволяют в полной мере осуществлять учет информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе обеспечить возможность формирования (учета) стоимости таких объектов, а также обеспечивать устойчивую правовую основу такой деятельности и оперативно адаптировать ее к задачам цифровизации в сфере государственного управления.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Вполне очевидно, что все мероприятия, связанные с внедрением цифровых технологий в сфере государственного управления, требуют постоянного финансового сопровождения работ по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-коммуникационных технологий не только государственными органами, но и с учетом сложившейся практики осуществления таких работ их подведомственными учреждениями. Регламентация указанных вопросов относится к компетенции федеральных финансовых органов, к ведению которых относится бюджетный и бухгалтерский учет. Их полномочия позволяют в полной мере осуществлять учет информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе обеспечить возможность формирования (учета) стоимости таких объектов, а также обеспечивать устойчивую правовую основу такой деятельности и оперативно адаптировать ее к задачам цифровизации в сфере государственного управления.