Полномочия по установлению публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по установлению публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 83 "Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ЛК РФ"Между тем полномочиями на установление публичного сервитута в отношении земель, относящихся к лесному фонду и находящихся в федеральной собственности, учитывая пункт 1 статьи 39.43 и статью 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрен круг лиц, уполномоченных на принятие соответствующих решений, наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Исходя из указанного, положения Закона N 341-ФЗ закрепляют в ЗК РФ основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Закреплены полномочия Росжелдора по установлению публичных сервитутов.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Закреплены полномочия Росжелдора по установлению публичных сервитутов.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя;
Статья: Законодательство в сфере управления городскими агломерациями: три тенденции становления и развития
(Ушакова А.П.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Одним из первых пилотных проектов в сфере развития городских агломераций был проект развития "Большой Москвы". В декабре 2011 г. было утверждено изменение границ Москвы и Московской области - к Москве была присоединена огромная территория на юго-западном направлении, в результате чего площадь города федерального значения Москвы увеличилась в 2,4 раза. Предлагалось перенести ряд правительственных зданий за пределы "Старой Москвы" на юго-запад - в район пос. Коммунарка, для этого планировалось строительство нового города <22>. Кроме того, по этой оси планировалось организовать ряд специализированных центров - кластеров разных отраслей науки и экономики. В 2013 г. был принят специальный Закон <23>, который внес кардинальные изменения в вопросы распределения полномочий, изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов на территории "Новой Москвы". Опыт реализации данного Закона использовался при подготовке новых норм Земельного кодекса Российской Федерации <24> (далее - ЗК РФ) о публичных сервитутах в целях размещения отдельных видов объектов (гл. V.7 ЗК РФ).
(Ушакова А.П.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Одним из первых пилотных проектов в сфере развития городских агломераций был проект развития "Большой Москвы". В декабре 2011 г. было утверждено изменение границ Москвы и Московской области - к Москве была присоединена огромная территория на юго-западном направлении, в результате чего площадь города федерального значения Москвы увеличилась в 2,4 раза. Предлагалось перенести ряд правительственных зданий за пределы "Старой Москвы" на юго-запад - в район пос. Коммунарка, для этого планировалось строительство нового города <22>. Кроме того, по этой оси планировалось организовать ряд специализированных центров - кластеров разных отраслей науки и экономики. В 2013 г. был принят специальный Закон <23>, который внес кардинальные изменения в вопросы распределения полномочий, изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов на территории "Новой Москвы". Опыт реализации данного Закона использовался при подготовке новых норм Земельного кодекса Российской Федерации <24> (далее - ЗК РФ) о публичных сервитутах в целях размещения отдельных видов объектов (гл. V.7 ЗК РФ).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Расширены полномочия Минэнерго России по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков. Предусмотрено, что оно принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель также для использования в целях капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения, а также капитального ремонта участков (частей) таких объектов, являющихся линейными сооружениями.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Расширены полномочия Минэнерго России по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков. Предусмотрено, что оно принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель также для использования в целях капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения, а также капитального ремонта участков (частей) таких объектов, являющихся линейными сооружениями.