Полномочия по пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)Органы пожарного надзора вправе осуществлять контроль за выполнением органами местного самоуправления полномочий по обеспечению мер противопожарной безопасности и выдавать предписания по устранению выявленных нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Органы пожарного надзора вправе осуществлять контроль за выполнением органами местного самоуправления полномочий по обеспечению мер противопожарной безопасности и выдавать предписания по устранению выявленных нарушений
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Органы пожарного надзора вправе осуществлять контроль за выполнением органами местного самоуправления полномочий по обеспечению мер противопожарной безопасности и выдавать предписания по устранению выявленных нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Органы пожарного надзора вправе осуществлять контроль за выполнением органами местного самоуправления полномочий по обеспечению мер противопожарной безопасности и выдавать предписания по устранению выявленных нарушений
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тушение пожаров в населенных пунктах: административно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Федеральные органы государственной власти уполномочены создавать подразделения пожарной охраны, тушить пожары. Примерно аналогичными полномочиями обладают и региональные органы власти, также в их инструментарии есть полномочие по реализации мер пожарной безопасности. К полномочиям муниципалитетов относится принятие мер по локализации пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, оказание содействия пожарным добровольцам, а также право создания муниципальной пожарной охраны.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Федеральные органы государственной власти уполномочены создавать подразделения пожарной охраны, тушить пожары. Примерно аналогичными полномочиями обладают и региональные органы власти, также в их инструментарии есть полномочие по реализации мер пожарной безопасности. К полномочиям муниципалитетов относится принятие мер по локализации пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, оказание содействия пожарным добровольцам, а также право создания муниципальной пожарной охраны.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Статья: Современная парадигма согласования должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)При проведении представителями МЧС проверок муниципальных органов, осуществляющих полномочия в сфере пожарной безопасности, п. 3.4.1 "Рекомендаций по оперативной проверке пожарно-спасательных подразделений" требует выявления "наличия приказа о назначении начальника местного гарнизона пожарной охраны (если лицо не является сотрудником ФПС) руководителя органа местного самоуправления, согласованного с начальником Главного управления" <8>.
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)При проведении представителями МЧС проверок муниципальных органов, осуществляющих полномочия в сфере пожарной безопасности, п. 3.4.1 "Рекомендаций по оперативной проверке пожарно-спасательных подразделений" требует выявления "наличия приказа о назначении начальника местного гарнизона пожарной охраны (если лицо не является сотрудником ФПС) руководителя органа местного самоуправления, согласованного с начальником Главного управления" <8>.
Статья: Областная (краевая, республиканская) территориальная подсистема РСЧС: задачи, структура и порядок функционирования
(Красильников Л.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5)- объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(Красильников Л.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 5)- объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Статья: Соотношение административно-правовых и муниципально-правовых элементов статуса федеральной территории
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Но при этом, что весьма показательно, органы публичной власти ФТ наделяются далеко не всеми такими полномочиями. Например, органы публичной власти ФТ не могут осуществлять такие полномочия, как предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий, осуществление полномочий в области пожарной безопасности, установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, наделение территорий статусом муниципальных образований, установление административной ответственности, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, организация и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий и т.д. Очевидно вместе с тем, что осуществление указанных выше полномочий необходимо для нормального функционирования государства. И если данные полномочия не возложены на органы публичной власти ФТ, значит, они реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно, публичная власть уровня субъекта Российской Федерации распространяется на территорию ФТ.
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Но при этом, что весьма показательно, органы публичной власти ФТ наделяются далеко не всеми такими полномочиями. Например, органы публичной власти ФТ не могут осуществлять такие полномочия, как предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий, осуществление полномочий в области пожарной безопасности, установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, наделение территорий статусом муниципальных образований, установление административной ответственности, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, организация и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий и т.д. Очевидно вместе с тем, что осуществление указанных выше полномочий необходимо для нормального функционирования государства. И если данные полномочия не возложены на органы публичной власти ФТ, значит, они реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно, публичная власть уровня субъекта Российской Федерации распространяется на территорию ФТ.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Учитывая изложенное, мы полагаем, что управляющий - ИП, которому передаются полномочия ЕИО, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании в силу закона (т.е. в силу того, что он, по сути, становится руководителем организации, на которую, в свою очередь, договором возложено обязательство по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в здании).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Учитывая изложенное, мы полагаем, что управляющий - ИП, которому передаются полномочия ЕИО, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании в силу закона (т.е. в силу того, что он, по сути, становится руководителем организации, на которую, в свою очередь, договором возложено обязательство по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в здании).