Полномочия по благоустройству
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по благоустройству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации... выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города... утвержденных решением Думы города... (далее - Правила благоустройства)...
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации... выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города... утвержденных решением Думы города... (далее - Правила благоустройства)...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов РФ - городов федерального значения (ч. 17 ст. 87 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов РФ - городов федерального значения (ч. 17 ст. 87 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"17. На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"17. На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении муниципальных образований городов федерального значения отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируется законами субъектов РФ - городов федерального значения (ст. 17).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении муниципальных образований городов федерального значения отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируется законами субъектов РФ - городов федерального значения (ст. 17).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать нормативные акты по вопросам землепользования и благоустройства территории (все без исключения некапитальные строения относятся, по какому-то странному обстоятельству, к элементам благоустройства <1>). Пользуясь данными полномочиями, в большинстве населенных пунктов приняты локальные акты, регулирующие снос некапитальных строений во внесудебном порядке. Наиболее яркие и противоречивые примеры можно привести на основании регулирования в крупных городах. В большинстве случаев вопрос касается только нестационарных торговых объектов, но в некоторых городах нормы распространяются на все некапитальные объекты.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать нормативные акты по вопросам землепользования и благоустройства территории (все без исключения некапитальные строения относятся, по какому-то странному обстоятельству, к элементам благоустройства <1>). Пользуясь данными полномочиями, в большинстве населенных пунктов приняты локальные акты, регулирующие снос некапитальных строений во внесудебном порядке. Наиболее яркие и противоречивые примеры можно привести на основании регулирования в крупных городах. В большинстве случаев вопрос касается только нестационарных торговых объектов, но в некоторых городах нормы распространяются на все некапитальные объекты.
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 17 ст. 87 Закона о местном самоуправлении на территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов РФ - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 17 ст. 87 Закона о местном самоуправлении на территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или к полномочиям исполнительных органов субъектов РФ - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Статья: Уличные комитеты - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особым видом собственных полномочий уличных комитетов являются полномочия в сфере благоустройства. Комитеты не только знакомят жителей с правилами благоустройства территории, но и вправе требовать содержания в порядке внешнего вида домов, надворных построек, ограждений, дворовых территорий, тротуаров, ливневых канав и прилегающих к домовладению территорий. Они осуществляют контроль за наличием контейнеров для сбора мусора и его своевременным вывозом, а также следят за наличием на каждом доме номерного знака и его освещения <27>.
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особым видом собственных полномочий уличных комитетов являются полномочия в сфере благоустройства. Комитеты не только знакомят жителей с правилами благоустройства территории, но и вправе требовать содержания в порядке внешнего вида домов, надворных построек, ограждений, дворовых территорий, тротуаров, ливневых канав и прилегающих к домовладению территорий. Они осуществляют контроль за наличием контейнеров для сбора мусора и его своевременным вывозом, а также следят за наличием на каждом доме номерного знака и его освещения <27>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- по своей правовой природе АНО фактически является муниципальным автономным учреждением и осуществляет полномочия Администрации МО города в сфере организации благоустройства территории города;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- по своей правовой природе АНО фактически является муниципальным автономным учреждением и осуществляет полномочия Администрации МО города в сфере организации благоустройства территории города;
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления факта (признаков) совершения правообладателем земельного участка административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО, об этом в срок не более трех рабочих дней после формирования акта в письменной форме информируется орган муниципального контроля в сфере благоустройства для принятия соответствующих мер в рамках имеющихся полномочий (п. п. 6.17, 6.18 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления факта (признаков) совершения правообладателем земельного участка административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО, об этом в срок не более трех рабочих дней после формирования акта в письменной форме информируется орган муниципального контроля в сфере благоустройства для принятия соответствующих мер в рамках имеющихся полномочий (п. п. 6.17, 6.18 Положения).