Полномочия по безнадзорным животным
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по безнадзорным животным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Изучив содержание статей Закона области N 158-ЗО, суд усматривает, что данный Закон в нарушение приведенной части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области..
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Мероприятия по отлову безнадзорных животных не являются законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления, но они могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления законом субъекта РФ (статьи 19, 20 Закона о местном самоуправлении)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)И здесь нельзя не обратить внимания на один важный момент: закрепляя в ГК РФ за органами местного самоуправления полномочия в отношении безнадзорных животных, в том числе по приобретению права собственности на них, законодатель в 1994 году очевидно исходил из компетенции местного самоуправления. Именно местная власть (с подведомственными ей учреждениями) занималась организацией отлова безнадзорных животных в советский и ранний постсоветский период, как указывалось ранее.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)И здесь нельзя не обратить внимания на один важный момент: закрепляя в ГК РФ за органами местного самоуправления полномочия в отношении безнадзорных животных, в том числе по приобретению права собственности на них, законодатель в 1994 году очевидно исходил из компетенции местного самоуправления. Именно местная власть (с подведомственными ей учреждениями) занималась организацией отлова безнадзорных животных в советский и ранний постсоветский период, как указывалось ранее.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2025 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения являются гарантийными, направлены на обеспечение разграничения полномочий органов публичной власти в сфере обращения с животными без владельцев, на согласованное функционирование этих органов, а также на предоставление материальных и финансовых гарантий органам местного самоуправления при наделении их отдельными государственными полномочиями. При этом указанные нормы федерального законодательства не предполагают произвольного возложения обязанности по созданию приютов для животных на муниципалитеты и сами по себе их прав не ограничивают.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Одними из самых болезненных для органов местного самоуправления являются дела, в которых рассматриваются особенности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, связанных с содержанием безнадзорных животных. За последние несколько лет по России прокатилась волна случаев нападения безнадзорных животных на детей и взрослых (Республика Саха (Якутия), Астраханская область, Брянская область, Рязанская область, Саратовская область, Пермский край, Забайкальский край и др. регионы). Эти случаи довольно широко освещались в СМИ, в том числе активно муссировалась информация о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников органов местного самоуправления, необходимости привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к разным видам юридической ответственности. Были проверки по линии Генеральной прокуратуры РФ. Традиционно этими вопросами занималась Государственная Дума. Этот вопрос частично рассматривался и Конституционным Судом РФ <25>.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Одними из самых болезненных для органов местного самоуправления являются дела, в которых рассматриваются особенности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, связанных с содержанием безнадзорных животных. За последние несколько лет по России прокатилась волна случаев нападения безнадзорных животных на детей и взрослых (Республика Саха (Якутия), Астраханская область, Брянская область, Рязанская область, Саратовская область, Пермский край, Забайкальский край и др. регионы). Эти случаи довольно широко освещались в СМИ, в том числе активно муссировалась информация о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников органов местного самоуправления, необходимости привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к разным видам юридической ответственности. Были проверки по линии Генеральной прокуратуры РФ. Традиционно этими вопросами занималась Государственная Дума. Этот вопрос частично рассматривался и Конституционным Судом РФ <25>.
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В последние годы мы видим рост числа судебных разбирательств по искам граждан к органам местного самоуправления с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного здоровью или имуществу граждан животными без владельца. Изучив несколько десятков таких дел, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, полномочия по обращению с животными без владельца ст. 7 Федерального закона N 498 закрепляет за субъектами РФ; в свою очередь, большая часть субъектов РФ наделила такими полномочиями органы местного самоуправления, поэтому указание муниципальных образований (или их комитетов и департаментов) в качестве ответчиков по таким делам оправдано.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В последние годы мы видим рост числа судебных разбирательств по искам граждан к органам местного самоуправления с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного здоровью или имуществу граждан животными без владельца. Изучив несколько десятков таких дел, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, полномочия по обращению с животными без владельца ст. 7 Федерального закона N 498 закрепляет за субъектами РФ; в свою очередь, большая часть субъектов РФ наделила такими полномочиями органы местного самоуправления, поэтому указание муниципальных образований (или их комитетов и департаментов) в качестве ответчиков по таким делам оправдано.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.