Полномочия по администрированию страховых взносов
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по администрированию страховых взносов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Статья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
Нормативные акты
показать больше документовПоследние изменения: Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафа (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит)
(КонсультантПлюс, 2025)Это связано с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
(КонсультантПлюс, 2025)Это связано с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ <130>, которым также указанные документы обозначены в качестве исключения в пункте 5 данной части, называющем такой вид исполнительных документов, как акты органов, осуществляющих контрольные функции. Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) <131> в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Об этих изменениях сообщено в Письме ФССП России от 31 января 2014 г. N 00014/14/4906-АП "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" <132>. Названный Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ <133> в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ <134>, внесшего изменения в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ <130>, которым также указанные документы обозначены в качестве исключения в пункте 5 данной части, называющем такой вид исполнительных документов, как акты органов, осуществляющих контрольные функции. Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) <131> в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Об этих изменениях сообщено в Письме ФССП России от 31 января 2014 г. N 00014/14/4906-АП "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" <132>. Названный Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ <133> в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ <134>, внесшего изменения в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование";
Статья: Возбуждение дела о налоговом преступлении снова невозможно без инициативы налоговой службы
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2022 N Ф05-30275/22 <Об обязании инспекции исключить суммы переплаты из карточки расчета с бюджетом>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)- полномочия по администрированию страховых взносов переданы фискалам.
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)- полномочия по администрированию страховых взносов переданы фискалам.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
Статья: Особенности оценки имущества для оформления наследства
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Несмотря на то что понятие "субъект оценочной деятельности - физическое лицо, занимающееся частной практикой" появилось в статье 4 Закона об оценочной деятельности 1 января 2008 года, на практике прежние лицензиаты оценочной деятельности - индивидуальные предприниматели до 1 августа 2020 года оказывали оценочные услуги, не имея статуса частнопрактикующего оценщика. То есть в большом временном периоде (с 1 января 2008 года по 31 июля 2020 года) повсеместно по сложившейся практике принимали отчеты об оценке от индивидуальных предпринимателей, а не от частнопрактикующих оценщиков, поскольку в НК РФ не было определено понятие "частнопрактикующий оценщик" и отсутствовало законодательное регулирование этого вопроса. И только в январе 2017 года пункт 6 статьи 83 НК РФ был дополнен следующим абзацем: "Постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговыми органами по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса". С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам, после чего был выработан порядок постановки на учет частнопрактикующих оценщиков, не являющихся индивидуальными предпринимателями и исполнителями оценки в составе юридического лица. К 1 августа 2020 года этот порядок окончательно сложился, и в настоящее время действует в соответствии с положениями статьи 4 Закона об оценочной деятельности.
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Несмотря на то что понятие "субъект оценочной деятельности - физическое лицо, занимающееся частной практикой" появилось в статье 4 Закона об оценочной деятельности 1 января 2008 года, на практике прежние лицензиаты оценочной деятельности - индивидуальные предприниматели до 1 августа 2020 года оказывали оценочные услуги, не имея статуса частнопрактикующего оценщика. То есть в большом временном периоде (с 1 января 2008 года по 31 июля 2020 года) повсеместно по сложившейся практике принимали отчеты об оценке от индивидуальных предпринимателей, а не от частнопрактикующих оценщиков, поскольку в НК РФ не было определено понятие "частнопрактикующий оценщик" и отсутствовало законодательное регулирование этого вопроса. И только в январе 2017 года пункт 6 статьи 83 НК РФ был дополнен следующим абзацем: "Постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговыми органами по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса". С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам, после чего был выработан порядок постановки на учет частнопрактикующих оценщиков, не являющихся индивидуальными предпринимателями и исполнителями оценки в составе юридического лица. К 1 августа 2020 года этот порядок окончательно сложился, и в настоящее время действует в соответствии с положениями статьи 4 Закона об оценочной деятельности.
Последние изменения: Требование об уплате задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передаются налоговым органам. В связи с этим положения статей о требовании об уплате налога и сроках его направления (ст. ст. 69, 70 НК РФ) распространяются на страховые взносы.
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передаются налоговым органам. В связи с этим положения статей о требовании об уплате налога и сроках его направления (ст. ст. 69, 70 НК РФ) распространяются на страховые взносы.
Статья: Особенности защиты прав предпринимателей в Конституционном Суде Российской Федерации
(Захарова А.Э.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)<21> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. 2019. 15 ноября.
(Захарова А.Э.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)<21> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. 2019. 15 ноября.