Полномочия органов ЗАГС
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов ЗАГС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как изменить имя или фамилию ребенку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Обратитесь в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Обратитесь в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
Ситуация: Как изменить отчество ребенку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Обратитесь в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Обратитесь в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2.3. В случае, если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния.
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2.3. В случае, если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния.
Статья: Обжалование извещений органов ЗАГС об отказе в совершении регистрационных и иных юридически значимых действий при осуществлении судебного контроля в гражданском и административном судопроизводстве
(Лобурев С.Н.)
("Российский судья", 2021, N 12)4. Четвертая группа отказов органов ЗАГС связана с заблуждением заявителя, что он имеет право требовать от органов ЗАГС совершения определенных действий (бездействия), которые не входят в сферу полномочий органов ЗАГС.
(Лобурев С.Н.)
("Российский судья", 2021, N 12)4. Четвертая группа отказов органов ЗАГС связана с заблуждением заявителя, что он имеет право требовать от органов ЗАГС совершения определенных действий (бездействия), которые не входят в сферу полномочий органов ЗАГС.
Ситуация: Как расторгнуть брак и изменить фамилию при его расторжении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В субъектах РФ - городах федерального значения полномочиями органов ЗАГС по регистрации расторжения брака могут быть наделены МФЦ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В субъектах РФ - городах федерального значения полномочиями органов ЗАГС по регистрации расторжения брака могут быть наделены МФЦ.
Ситуация: Как оспорить отцовство?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Подготовьте необходимые документы и представьте их в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Подготовьте необходимые документы и представьте их в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий)
Статья: Об ограничениях при реализации права на перемену имени
(Торчило А.С.)
("Цивилист", 2025, N 4)Аргументом в пользу введения предложенной небесспорной практики может служить опыт некоторых зарубежных государств. Например, в соответствии с п. 71 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. N 1454 "О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение" для того, чтобы была произведена государственная регистрация перемены имени, гражданину Беларуси необходимо получить разрешение, причем даже не органа записи актов гражданского состояния, а главного управления юстиции соответствующего областного или Минского городского исполнительного комитета, и получение данного разрешения возможно только при обосновании перемены имени наличием уважительной причины <17>. Примерный перечень таких причин установлен п. 72 указанного нормативного правового акта, но вопрос о признании уважительной любой из причин, в нем не упомянутых, разрешается органом юстиции по своему усмотрению <18>. Если же рассматривать именно запрет на присвоение гражданину имени, не соответствующего его биологическому полу, то можно обнаружить наличие такового в Законе Эстонской Республики от 15 декабря 2004 г. "Об именах", позволяющем отступить от данного запрета при присвоении родителями имени ребенку только по уважительной причине, в качестве которой указано наличие личной связи с иноязычными традициями присвоения имен <19>, <20>. Вопрос о соответствии желаемого имени биологическому полу в каждом случае разрешается специальной консультационной комиссией по вопросам ономастики (ономастика - раздел языкознания, изучающий имена собственные), образуемой при ответственном министерстве. Из переведенного текста Закона ввиду несовершенства его юридической техники не вполне ясно, распространяется ли закрепленный в нем запрет не только на выбор родителями имени ребенку, но и на перемену гражданином своего имени, но системное толкование ст. 7 и 19 Закона располагает к утвердительному ответу. В любом случае перемена имени эстонским гражданином возможна только по уважительной причине, наличие или отсутствие которой определяется учреждением записи актов гражданского состояния. Приведенные примеры законодательства свидетельствуют о том, что расширение полномочий органов записи актов гражданского состояния Российской Федерации в части оценки допустимости перемены гражданами имен или наделение такими полномочиями других органов точно не следует считать изменением, увеличивающим угрозу нарушения прав и свобод граждан и идущим вразрез с общемировой практикой.
(Торчило А.С.)
("Цивилист", 2025, N 4)Аргументом в пользу введения предложенной небесспорной практики может служить опыт некоторых зарубежных государств. Например, в соответствии с п. 71 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. N 1454 "О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение" для того, чтобы была произведена государственная регистрация перемены имени, гражданину Беларуси необходимо получить разрешение, причем даже не органа записи актов гражданского состояния, а главного управления юстиции соответствующего областного или Минского городского исполнительного комитета, и получение данного разрешения возможно только при обосновании перемены имени наличием уважительной причины <17>. Примерный перечень таких причин установлен п. 72 указанного нормативного правового акта, но вопрос о признании уважительной любой из причин, в нем не упомянутых, разрешается органом юстиции по своему усмотрению <18>. Если же рассматривать именно запрет на присвоение гражданину имени, не соответствующего его биологическому полу, то можно обнаружить наличие такового в Законе Эстонской Республики от 15 декабря 2004 г. "Об именах", позволяющем отступить от данного запрета при присвоении родителями имени ребенку только по уважительной причине, в качестве которой указано наличие личной связи с иноязычными традициями присвоения имен <19>, <20>. Вопрос о соответствии желаемого имени биологическому полу в каждом случае разрешается специальной консультационной комиссией по вопросам ономастики (ономастика - раздел языкознания, изучающий имена собственные), образуемой при ответственном министерстве. Из переведенного текста Закона ввиду несовершенства его юридической техники не вполне ясно, распространяется ли закрепленный в нем запрет не только на выбор родителями имени ребенку, но и на перемену гражданином своего имени, но системное толкование ст. 7 и 19 Закона располагает к утвердительному ответу. В любом случае перемена имени эстонским гражданином возможна только по уважительной причине, наличие или отсутствие которой определяется учреждением записи актов гражданского состояния. Приведенные примеры законодательства свидетельствуют о том, что расширение полномочий органов записи актов гражданского состояния Российской Федерации в части оценки допустимости перемены гражданами имен или наделение такими полномочиями других органов точно не следует считать изменением, увеличивающим угрозу нарушения прав и свобод граждан и идущим вразрез с общемировой практикой.
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)К функционалу органов записи актов гражданского состояния в части защиты и обеспечения административно-правового характера следует относить непосредственно саму регистрацию актов гражданского состояния на основании специального нормативного акта - Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее по тексту - Закон об АГС). В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона регистрации подлежат такие юридические факты, имеющие органическую связь с брачно-семейными отношениями, как: рождение и смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. В ряде статей СК РФ также указаны соответствующие полномочия органов ЗАГС, в частности ст. 10, 11 (заключение брака), ст. 18 - 20, 25, 26, 160 (расторжение брака и момент его прекращения), ст. 48, 162 (установление отцовства), а также различные регистрационные действия, которые органы ЗАГС совершают на основании решения суда (например, ст. 125 СК РФ - регистрация акта усыновления с выдачей свидетельства). Функция органов ЗАГС по защите семейных прав находит проявление в том, что они проверяют сведения в заявлении о регистрации того или иного акта гражданского состояния. Их действия или бездействие в виде отказа могут быть обжалованы в суд.
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)К функционалу органов записи актов гражданского состояния в части защиты и обеспечения административно-правового характера следует относить непосредственно саму регистрацию актов гражданского состояния на основании специального нормативного акта - Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее по тексту - Закон об АГС). В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона регистрации подлежат такие юридические факты, имеющие органическую связь с брачно-семейными отношениями, как: рождение и смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. В ряде статей СК РФ также указаны соответствующие полномочия органов ЗАГС, в частности ст. 10, 11 (заключение брака), ст. 18 - 20, 25, 26, 160 (расторжение брака и момент его прекращения), ст. 48, 162 (установление отцовства), а также различные регистрационные действия, которые органы ЗАГС совершают на основании решения суда (например, ст. 125 СК РФ - регистрация акта усыновления с выдачей свидетельства). Функция органов ЗАГС по защите семейных прав находит проявление в том, что они проверяют сведения в заявлении о регистрации того или иного акта гражданского состояния. Их действия или бездействие в виде отказа могут быть обжалованы в суд.
Ситуация: Как зарегистрировать брак в ЗАГСе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В субъектах РФ - городах федерального значения полномочиями органов ЗАГС по регистрации заключения брака могут быть наделены МФЦ, следовательно, и заявление также может быть подано через МФЦ (п. 2.3 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В субъектах РФ - городах федерального значения полномочиями органов ЗАГС по регистрации заключения брака могут быть наделены МФЦ, следовательно, и заявление также может быть подано через МФЦ (п. 2.3 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
Ситуация: Как сменить фамилию ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 5. Представьте в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий) документы и дождитесь совершения регистрационных действий
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 5. Представьте в орган ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий) документы и дождитесь совершения регистрационных действий
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Казалось бы, регистрации брака эти нововведения не касаются. Однако уже п. 2 ст. 4 рассматриваемого Закона не оставляет никаких шансов для ведомственной незыблемости регистрации брака: "Если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных п. 2.2 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния".
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Казалось бы, регистрации брака эти нововведения не касаются. Однако уже п. 2 ст. 4 рассматриваемого Закона не оставляет никаких шансов для ведомственной незыблемости регистрации брака: "Если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных п. 2.2 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния".