Полномочия органов опеки и попечительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов опеки и попечительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Предпринимательская деятельность гражданина" ГК РФ"Органы опеки и попечительства не наделены полномочиями в участии вопросов организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а реализуют свои функции исключительно применительно к гражданам как физическим лицам и исходят из приоритетов и интересов несовершеннолетнего ребенка как физического лица, учитывая, что действующим законодательством предусмотрено ограничение в виде разрешительного механизма распоряжения законными представителями ребенка его имуществом."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 21 "Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного" Федерального закона "Об опеке и попечительстве"Таким образом, Отдел социальной защиты населения..., являясь органом опеки и попечительства, в данном случае реализовал публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в сфере его деятельности, в связи с чем его решение по вопросу о выдаче предварительного разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетних может быть оспорено в порядке КАС РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 34. Органы опеки и попечительства
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 34. Органы опеки и попечительства
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В ч. 4 комментируемой статьи говорится о возможности привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства, участию которых в рассмотрении дела может помочь суду в полном и всестороннем установлении всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения заявленных требований. Комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства в силу полномочий, возложенных на них законом, осуществляют деятельность в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Соответственно, эти органы могут располагать информацией о личности несовершеннолетнего, его индивидуальных особенностях, семейном, социальном окружении, поведении и т.д., с учетом которой судом может быть принято обоснованное и мотивированное решение. Кроме того, комплекс проведенных указанными органами мероприятий в отношении несовершеннолетнего и его семьи может статьи предметом судебной оценки для решения вопроса о том, будет ли помещение в центр как исключительная мера профилактического воздействия отвечать наилучшим интересам несовершеннолетнего.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В ч. 4 комментируемой статьи говорится о возможности привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства, участию которых в рассмотрении дела может помочь суду в полном и всестороннем установлении всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения заявленных требований. Комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства в силу полномочий, возложенных на них законом, осуществляют деятельность в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Соответственно, эти органы могут располагать информацией о личности несовершеннолетнего, его индивидуальных особенностях, семейном, социальном окружении, поведении и т.д., с учетом которой судом может быть принято обоснованное и мотивированное решение. Кроме того, комплекс проведенных указанными органами мероприятий в отношении несовершеннолетнего и его семьи может статьи предметом судебной оценки для решения вопроса о том, будет ли помещение в центр как исключительная мера профилактического воздействия отвечать наилучшим интересам несовершеннолетнего.
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Ситуация: Как зарегистрировать новорожденного по месту жительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По своему усмотрению вы вправе представить, например, документ, подтверждающий факт регистрации рождения, выданный уполномоченным органом РФ (документ, подтверждающий полномочия опекуна, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна) (п. п. 12, 15, 16 Перечня документов, представляемых по собственной инициативе, Таблицы N 2 Приложения к Административному регламенту N 553).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По своему усмотрению вы вправе представить, например, документ, подтверждающий факт регистрации рождения, выданный уполномоченным органом РФ (документ, подтверждающий полномочия опекуна, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна) (п. п. 12, 15, 16 Перечня документов, представляемых по собственной инициативе, Таблицы N 2 Приложения к Административному регламенту N 553).
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
Готовое решение: Как признать договор купли-продажи недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Если покупателя-гражданина в установленном порядке признали недееспособным, то деньги все равно нужно возвратить именно ему, так как факт признания недееспособным не прекращает имущественных прав гражданина. Однако права и законные интересы недееспособного представляет опекун, в том числе и в исполнительном производстве (п. п. 1, 2 ст. 29, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 37 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Если у недееспособного гражданина нет счета, подходящего для перечисления денег, вы можете обратиться к опекуну или организацию, на которую возложены обязанности опекуна в силу п. 4 ст. 35 ГК РФ, с просьбой открыть соответствующий расчетный счет в интересах подопечного. Полномочия опекуна подтверждаются решением органа опеки и попечительства о его назначении, которое оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927).
(КонсультантПлюс, 2025)Если покупателя-гражданина в установленном порядке признали недееспособным, то деньги все равно нужно возвратить именно ему, так как факт признания недееспособным не прекращает имущественных прав гражданина. Однако права и законные интересы недееспособного представляет опекун, в том числе и в исполнительном производстве (п. п. 1, 2 ст. 29, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 37 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Если у недееспособного гражданина нет счета, подходящего для перечисления денег, вы можете обратиться к опекуну или организацию, на которую возложены обязанности опекуна в силу п. 4 ст. 35 ГК РФ, с просьбой открыть соответствующий расчетный счет в интересах подопечного. Полномочия опекуна подтверждаются решением органа опеки и попечительства о его назначении, которое оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Наибольший объем полномочий, связанных с защитой семейных прав, возложен на органы опеки и попечительства. Правовое регулирование деятельности указанных органов осуществляется на всех уровнях государственной власти (федеральном и региональном), а, следовательно, возможности для защиты расширяются. В соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" ими выступают органы исполнительной власти субъекта РФ. Круг полномочий органов опеки и попечительства, связанных с административным порядком защиты семейных прав, довольно широк, поэтому и формальная сторона их реализации может отличаться.
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Наибольший объем полномочий, связанных с защитой семейных прав, возложен на органы опеки и попечительства. Правовое регулирование деятельности указанных органов осуществляется на всех уровнях государственной власти (федеральном и региональном), а, следовательно, возможности для защиты расширяются. В соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" ими выступают органы исполнительной власти субъекта РФ. Круг полномочий органов опеки и попечительства, связанных с административным порядком защиты семейных прав, довольно широк, поэтому и формальная сторона их реализации может отличаться.
Статья: Особенности совершения сделок с недвижимостью опекунами несовершеннолетнего
(Верхова Д.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 2)6. Айрумян А.М. Полномочия органов опеки и попечительства в доверительном управлении имуществом несовершеннолетних // Детство - территория безопасности: Сборник материалов конференции (Москва, 9 октября 2020 г.) / Отв. редакторы В.Г. Голышев, Н.М. Ладнушкина. М.: Издательство "Саратовский источник", 2021. С. 13 - 16. EDN OMVVJP.
(Верхова Д.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 2)6. Айрумян А.М. Полномочия органов опеки и попечительства в доверительном управлении имуществом несовершеннолетних // Детство - территория безопасности: Сборник материалов конференции (Москва, 9 октября 2020 г.) / Отв. редакторы В.Г. Голышев, Н.М. Ладнушкина. М.: Издательство "Саратовский источник", 2021. С. 13 - 16. EDN OMVVJP.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В-третьих, недостаточно четко определены контрольные полномочия органа опеки и попечительства. Согласно п. 37 Положения орган опеки и попечительства осуществляет контроль за деятельностью доверительных управляющих в соответствии с условиями договоров доверительного управления имуществом, в том числе путем выдачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Здесь остается неясным, в каких именно формах осуществляется контроль. Сама формулировка "в том числе" свидетельствует о том, что предварительное одобрение сделок - не единственное контрольное полномочие органа опеки и попечительства. Но другие контрольные полномочия не называются. Например, непонятно, может ли орган опеки и попечительства требовать от доверительного управляющего предоставить документы о своей деятельности или проверять состояние вверенного в управление имущества.
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В-третьих, недостаточно четко определены контрольные полномочия органа опеки и попечительства. Согласно п. 37 Положения орган опеки и попечительства осуществляет контроль за деятельностью доверительных управляющих в соответствии с условиями договоров доверительного управления имуществом, в том числе путем выдачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Здесь остается неясным, в каких именно формах осуществляется контроль. Сама формулировка "в том числе" свидетельствует о том, что предварительное одобрение сделок - не единственное контрольное полномочие органа опеки и попечительства. Но другие контрольные полномочия не называются. Например, непонятно, может ли орган опеки и попечительства требовать от доверительного управляющего предоставить документы о своей деятельности или проверять состояние вверенного в управление имущества.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)<11> См. также: Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // СПС "КонсультантПлюс".
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)<11> См. также: Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // СПС "КонсультантПлюс".