Полномочия опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Заключение органа опеки и попечительства при определении места жительства ребенка в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления от 14 ноября 2017 г. N 44... судам следует иметь в виду, что... заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления от 14 ноября 2017 г. N 44... судам следует иметь в виду, что... заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Определение (изменение) порядка общения с ребенком в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Ситуация: Как зарегистрировать новорожденного по месту жительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По своему усмотрению вы вправе представить, например, документ, подтверждающий факт регистрации рождения, выданный уполномоченным органом РФ (документ, подтверждающий полномочия опекуна, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна) (п. п. 12, 15, 16 Перечня документов, представляемых по собственной инициативе, Таблицы N 2 Приложения к Административному регламенту N 553).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По своему усмотрению вы вправе представить, например, документ, подтверждающий факт регистрации рождения, выданный уполномоченным органом РФ (документ, подтверждающий полномочия опекуна, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна) (п. п. 12, 15, 16 Перечня документов, представляемых по собственной инициативе, Таблицы N 2 Приложения к Административному регламенту N 553).
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Органами опеки и попечительства в РФ являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ соответствующими полномочиями в сфере опеки и попечительства (см. п. 1 и п. 1.1 ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
("Проспект", 2025)Органами опеки и попечительства в РФ являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ соответствующими полномочиями в сфере опеки и попечительства (см. п. 1 и п. 1.1 ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
Ситуация: Что такое эмансипация несовершеннолетних?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом опеки и попечительства, осуществляющим полномочия по объявлению несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным), в г. Москве является Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, действующий через свои подведомственные организации (Управления социальной защиты и ОСЗН административных округов) (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.04.2010 N 12; п. п. 4.9, 4.9.1.51 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом опеки и попечительства, осуществляющим полномочия по объявлению несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным), в г. Москве является Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, действующий через свои подведомственные организации (Управления социальной защиты и ОСЗН административных округов) (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.04.2010 N 12; п. п. 4.9, 4.9.1.51 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
Статья: Процессуальный статус гражданина, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, в делах искового производства: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Закон об опеке и попечительстве содержит норму о том, что "орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя" (п. 4 ст. 29). Это полезная норма, рассчитанная на регулирование ситуаций возможного конфликта интересов законного представителя и представляемого; но она, к сожалению, не имеет продолжения в процессуальном законодательстве. Прежде всего в этой норме говорится о том, что противоречие между интересами недееспособного и его законного представителя обнаруживает не суд, а орган опеки и попечительства. Представляется, что право, предоставленное органу опеки и попечительства, тем более должно считаться предоставленным и суду тоже (учитывая, что дискреционные полномочия суда в отношении недееспособного шире, чем дискреционные полномочия органа опеки и попечительства).
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Закон об опеке и попечительстве содержит норму о том, что "орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя" (п. 4 ст. 29). Это полезная норма, рассчитанная на регулирование ситуаций возможного конфликта интересов законного представителя и представляемого; но она, к сожалению, не имеет продолжения в процессуальном законодательстве. Прежде всего в этой норме говорится о том, что противоречие между интересами недееспособного и его законного представителя обнаруживает не суд, а орган опеки и попечительства. Представляется, что право, предоставленное органу опеки и попечительства, тем более должно считаться предоставленным и суду тоже (учитывая, что дискреционные полномочия суда в отношении недееспособного шире, чем дискреционные полномочия органа опеки и попечительства).
Готовое решение: Как признать договор купли-продажи недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Если покупателя-гражданина в установленном порядке признали недееспособным, то деньги все равно нужно возвратить именно ему, так как факт признания недееспособным не прекращает имущественных прав гражданина. Однако права и законные интересы недееспособного представляет опекун, в том числе и в исполнительном производстве (п. п. 1, 2 ст. 29, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 37 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Если у недееспособного гражданина нет счета, подходящего для перечисления денег, вы можете обратиться к опекуну или организацию, на которую возложены обязанности опекуна в силу п. 4 ст. 35 ГК РФ, с просьбой открыть соответствующий расчетный счет в интересах подопечного. Полномочия опекуна подтверждаются решением органа опеки и попечительства о его назначении, которое оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927).
(КонсультантПлюс, 2025)Если покупателя-гражданина в установленном порядке признали недееспособным, то деньги все равно нужно возвратить именно ему, так как факт признания недееспособным не прекращает имущественных прав гражданина. Однако права и законные интересы недееспособного представляет опекун, в том числе и в исполнительном производстве (п. п. 1, 2 ст. 29, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 37 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Если у недееспособного гражданина нет счета, подходящего для перечисления денег, вы можете обратиться к опекуну или организацию, на которую возложены обязанности опекуна в силу п. 4 ст. 35 ГК РФ, с просьбой открыть соответствующий расчетный счет в интересах подопечного. Полномочия опекуна подтверждаются решением органа опеки и попечительства о его назначении, которое оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927).