Полномочия на подпись контракта по 44 ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия на подпись контракта по 44 ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заключение государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Действуя разумно и добросовестно, участник закупки, находящийся во время проведения электронной процедуры вне пределов Российской Федерации, мог и должен был понимать риски несвоевременного совершения действий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ по подписанию контракта. Предприниматель не лишен был возможности делегировать полномочия по подписанию контракта иному лицу, однако не принял все зависящие от него меры по подписанию контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Действуя разумно и добросовестно, участник закупки, находящийся во время проведения электронной процедуры вне пределов Российской Федерации, мог и должен был понимать риски несвоевременного совершения действий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ по подписанию контракта. Предприниматель не лишен был возможности делегировать полномочия по подписанию контракта иному лицу, однако не принял все зависящие от него меры по подписанию контракта.
Позиция ВС РФ: Условие банковской гарантии по госконтракту о приложении к требованию бенефициара бумажного оригинала гарантии является ничтожным
Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 168, 180, 368 ГК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 45, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005)Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрен электронный документооборот при проведении электронных аукционов в контрактной системе в сфере госзакупок, в том числе по вопросу о предоставлении обеспечения. Заказчик обязан принять к рассмотрению и рассмотреть по существу электронные образы выполненных на бумажных носителях банковских гарантий, созданные посредством сканирования и подписанные усиленной электронной подписью полномочного сотрудника банка (ст. 70 указанного Закона, п. п. 2 - 4, 6, 9, 11 Порядка формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 126н).
Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 168, 180, 368 ГК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 45, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005)Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрен электронный документооборот при проведении электронных аукционов в контрактной системе в сфере госзакупок, в том числе по вопросу о предоставлении обеспечения. Заказчик обязан принять к рассмотрению и рассмотреть по существу электронные образы выполненных на бумажных носителях банковских гарантий, созданные посредством сканирования и подписанные усиленной электронной подписью полномочного сотрудника банка (ст. 70 указанного Закона, п. п. 2 - 4, 6, 9, 11 Порядка формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 126н).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу для централизованного определения поставщиков на федеральном, региональном, муниципальном уровнях должен быть создан специальный орган, учреждение либо уполномочен уже существующий орган или учреждение или несколько таких органов или учреждений. Полномочия таких органов устанавливаются решениями об их создании или решениями о наделении полномочий. При этом на них нельзя возлагать полномочия по обоснованию закупок, определению условий, в том числе НМЦК, и подписанию контрактов (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу для централизованного определения поставщиков на федеральном, региональном, муниципальном уровнях должен быть создан специальный орган, учреждение либо уполномочен уже существующий орган или учреждение или несколько таких органов или учреждений. Полномочия таких органов устанавливаются решениями об их создании или решениями о наделении полномочий. При этом на них нельзя возлагать полномочия по обоснованию закупок, определению условий, в том числе НМЦК, и подписанию контрактов (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченному органу или учреждению передаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). В этом случае нельзя передать полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе расчету НМЦК, и подписанию контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченному органу или учреждению передаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). В этом случае нельзя передать полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе расчету НМЦК, и подписанию контракта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">Из содержания оспариваемого Письма следует, что оно является сообщением структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации - Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы в рамках реализации его полномочий по осуществлению методического обеспечения, предусмотренных пунктом 4.6.1 Положения, в связи с поступлением вопросов об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">Из содержания оспариваемого Письма следует, что оно является сообщением структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации - Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы в рамках реализации его полномочий по осуществлению методического обеспечения, предусмотренных пунктом 4.6.1 Положения, в связи с поступлением вопросов об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Статья: Надзор в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)Давая оценку доводам кассационной жалобы осужденного, суд кассационной инстанции указал, что глава муниципального образования, выступая заказчиком, не вправе был подписывать акты приема-передачи квартир, не проведя экспертизы. Отсутствие заключения экспертиз исключало возможность приобретения квартир в муниципальную собственность и перечисления денежных средств продавцу. В связи с этим подписание актов приема-передачи без экспертного заключения представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, т.е. выходящих за пределы полномочий должностного лица. При этом суд кассационной инстанции указал, что действительно Законом N 44-ФЗ допускается возможность проведения экспертизы силами заказчика. Вместе с тем решение о создании комиссии и включении в ее состав конкретных сотрудников, отвечающих за проверку соответствия квартир условиям контракта, не принималось. Какой-либо документ, подтверждающий факт осмотра членами комиссии квартир на соответствие их условиям контракта, не составлялся. Сам глава администрации в их осмотре не участвовал. То обстоятельство, что сотрудники администрации района осматривали квартиры и пришли к выводу о том, что они соответствуют техническому заданию, о фактическом обследовании квартир на предмет соответствия предъявляемым требованиям не свидетельствует. При этом, по мнению судебной коллегии, визуальный осмотр лицами, не имеющими специального образования и познаний в области строительства, без проведения каких-либо измерений и исследований, установления технических характеристик объектов, не позволяет выявить все нарушения и несоответствия приобретаемых квартир техническому заданию, в силу чего указанные действия нельзя расценивать как проведение экспертизы силами заказчика. При таком положении выводы нижестоящих судов о том, что экспертиза силами заказчика фактически проводилась, но ненадлежащим образом, противоречат установленным обстоятельствам дела.
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)Давая оценку доводам кассационной жалобы осужденного, суд кассационной инстанции указал, что глава муниципального образования, выступая заказчиком, не вправе был подписывать акты приема-передачи квартир, не проведя экспертизы. Отсутствие заключения экспертиз исключало возможность приобретения квартир в муниципальную собственность и перечисления денежных средств продавцу. В связи с этим подписание актов приема-передачи без экспертного заключения представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, т.е. выходящих за пределы полномочий должностного лица. При этом суд кассационной инстанции указал, что действительно Законом N 44-ФЗ допускается возможность проведения экспертизы силами заказчика. Вместе с тем решение о создании комиссии и включении в ее состав конкретных сотрудников, отвечающих за проверку соответствия квартир условиям контракта, не принималось. Какой-либо документ, подтверждающий факт осмотра членами комиссии квартир на соответствие их условиям контракта, не составлялся. Сам глава администрации в их осмотре не участвовал. То обстоятельство, что сотрудники администрации района осматривали квартиры и пришли к выводу о том, что они соответствуют техническому заданию, о фактическом обследовании квартир на предмет соответствия предъявляемым требованиям не свидетельствует. При этом, по мнению судебной коллегии, визуальный осмотр лицами, не имеющими специального образования и познаний в области строительства, без проведения каких-либо измерений и исследований, установления технических характеристик объектов, не позволяет выявить все нарушения и несоответствия приобретаемых квартир техническому заданию, в силу чего указанные действия нельзя расценивать как проведение экспертизы силами заказчика. При таком положении выводы нижестоящих судов о том, что экспертиза силами заказчика фактически проводилась, но ненадлежащим образом, противоречат установленным обстоятельствам дела.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Создавать извещение в текстовом редакторе, распечатывать и подписывать на бумаге не нужно, Закон N 44-ФЗ этого не требует. Однако, если по вашим внутренним правилам вам необходимо бумажное извещение для согласования или утверждения, можете использовать печатную форму, сформированную в ЕИС, или перенести данные в любой текстовый редактор и распечатать.
(КонсультантПлюс, 2025)Создавать извещение в текстовом редакторе, распечатывать и подписывать на бумаге не нужно, Закон N 44-ФЗ этого не требует. Однако, если по вашим внутренним правилам вам необходимо бумажное извещение для согласования или утверждения, можете использовать печатную форму, сформированную в ЕИС, или перенести данные в любой текстовый редактор и распечатать.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите приемку исполненного по контракту в порядке и сроки, установленные в контракте. Для проверки соответствия исполненного условиям контракта проведите экспертизу. Приемку оформите актом либо иным документом, предусмотренным контрактом. В случае несоответствия товара требованиям контракта направьте поставщику мотивированный отказ.
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите приемку исполненного по контракту в порядке и сроки, установленные в контракте. Для проверки соответствия исполненного условиям контракта проведите экспертизу. Приемку оформите актом либо иным документом, предусмотренным контрактом. В случае несоответствия товара требованиям контракта направьте поставщику мотивированный отказ.
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Закрепите в инструкции все функции и полномочия из ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Дополнительно можете опираться на нормы Типового положения N 158н и профстандарты, а также включать любые иные определенные характером ваших закупок функции, не противоречащие перечисленным в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Закрепите в инструкции все функции и полномочия из ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Дополнительно можете опираться на нормы Типового положения N 158н и профстандарты, а также включать любые иные определенные характером ваших закупок функции, не противоречащие перечисленным в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Процедура расторжения контракта: что учесть в десятидневный срок?
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Заказчик формирует с использованием ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает в ЕИС (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе <2>). Данное решение подписывается только усиленной электронной подписью. Лицо, подписывающее решение, должно быть наделено правом действовать от имени заказчика. Это может быть руководитель, который действует от своего имени, либо лицо, обладающее соответствующими полномочиями (например, приказом на него возложены функции по подписанию таких документов). Если электронная подпись будет принадлежать лицу без соответствующих полномочий, то подписанное решение об одностороннем отказе могут признать ненадлежащим.
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Заказчик формирует с использованием ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает в ЕИС (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе <2>). Данное решение подписывается только усиленной электронной подписью. Лицо, подписывающее решение, должно быть наделено правом действовать от имени заказчика. Это может быть руководитель, который действует от своего имени, либо лицо, обладающее соответствующими полномочиями (например, приказом на него возложены функции по подписанию таких документов). Если электронная подпись будет принадлежать лицу без соответствующих полномочий, то подписанное решение об одностороннем отказе могут признать ненадлежащим.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов и учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на названные органы и учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению его начальной (максимальной) цены, и подписанию контракта.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов и учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на названные органы и учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению его начальной (максимальной) цены, и подписанию контракта.
Готовое решение: Каков порядок проведения закрытого конкурса в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и вы подаете предложение о цене контракта, которое на 25% и более ниже НМЦК, приложите к заявке информацию, подтверждающую вашу добросовестность. Если такой информации в заявке не будет и вас признают победителем, будьте готовы предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере (ч. 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и вы подаете предложение о цене контракта, которое на 25% и более ниже НМЦК, приложите к заявке информацию, подтверждающую вашу добросовестность. Если такой информации в заявке не будет и вас признают победителем, будьте готовы предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере (ч. 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Полагаем, что да. Так, согласно ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законом. Например, дополнительно на контрактную службу можно возложить организацию регистрации работников заказчика в ЕИС и на электронных площадках, организацию получения электронных подписей на работников заказчика, размещение информации в Электронном бюджете, в региональных (муниципальных) информационных системах, взаимодействие с уполномоченным органом (уполномоченным учреждением), иные функции исходя из специфики деятельности конкретного заказчика.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Полагаем, что да. Так, согласно ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законом. Например, дополнительно на контрактную службу можно возложить организацию регистрации работников заказчика в ЕИС и на электронных площадках, организацию получения электронных подписей на работников заказчика, размещение информации в Электронном бюджете, в региональных (муниципальных) информационных системах, взаимодействие с уполномоченным органом (уполномоченным учреждением), иные функции исходя из специфики деятельности конкретного заказчика.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: в нарушение ч. 3 ст. 27 Закона N 44-ФЗ полномочия представителя участника закупки на подачу заявки на участие в закупке не подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, т.е. заявка на участие в закупке подана неуполномоченным лицом. Следовательно, аукционная комиссия имела достаточные основания для отклонения заявки ООО "МИРА" <4>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: в нарушение ч. 3 ст. 27 Закона N 44-ФЗ полномочия представителя участника закупки на подачу заявки на участие в закупке не подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, т.е. заявка на участие в закупке подана неуполномоченным лицом. Следовательно, аукционная комиссия имела достаточные основания для отклонения заявки ООО "МИРА" <4>.
Статья: Реформа электронной подписи и ее значение для участников контрактной системы
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Законопроект содержит положения, направленные на решение указанной проблемы в части регулирования процедур установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах, и обеспечение достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Законопроект содержит положения, направленные на решение указанной проблемы в части регулирования процедур установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах, и обеспечение достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие.