Полномочия ликвидационной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия ликвидационной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей""При этом, регистрирующий орган имеет полномочия по проведению правовой экспертизы представленных ликвидационной комиссией документов для проведения процедуры ликвидации общества и исключении его из ЕГРЮЛ, поскольку положение части 1 статьи 63 ГК РФ, в совокупности с положениями статей 5, 9, 21 и 22 Закона о государственной регистрации является неотъемлемой частью правового вопроса о законности и добросовестности ликвидируемого должника и его ликвидационной комиссии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто входит в состав ликвидационной комиссии и каковы ее полномочия
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какими полномочиями обладает ликвидационная комиссия
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какими полномочиями обладает ликвидационная комиссия
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностьюБолее того, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2010 по делу N А07-7331/2010 общество "Бравит" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий, в связи с чем полномочия ликвидационной комиссии общества прекращены.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
Статья: Проблемные аспекты законного представительства юридических лиц в цивилистическом процессе
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Перечень полномочий ликвидационной комиссии является открытым. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может выступать в суде от имени ликвидируемого лица, публиковать сообщения о ликвидации общества, а также принимать меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, выплачивать в установленном порядке денежные средства кредиторам (п. 4 ст. 62, п. 1, 5 ст. 63 ГК РФ).
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Перечень полномочий ликвидационной комиссии является открытым. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может выступать в суде от имени ликвидируемого лица, публиковать сообщения о ликвидации общества, а также принимать меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, выплачивать в установленном порядке денежные средства кредиторам (п. 4 ст. 62, п. 1, 5 ст. 63 ГК РФ).
Готовое решение: Кто такой ликвидатор АО, как он назначается, каковы его полномочия и ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы полномочия ликвидатора (ликвидационной комиссии) АО
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы полномочия ликвидатора (ликвидационной комиссии) АО
Готовое решение: Каков порядок ликвидации бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению юрлицом с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению юрлицом с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).
Статья: Проблемы правоприменительной практики законодательства о ликвидации юридических лиц
(Проциков Л.Д.)
("Юстиция", 2023, N 2)3. Если на момент вступления в законную силу решения суда ликвидация не завершена, то с момента вступления в законную силу решения суда процедура ликвидация считается прекращенной, в частности отменяется запись в Едином государственном реестре юридических лиц о начале процедуры ликвидации, прекращаются полномочия ликвидационной комиссии, прекращается досрочное исполнение обязательств, срок по которым в связи с началом процедуры ликвидации считался наступившим.
(Проциков Л.Д.)
("Юстиция", 2023, N 2)3. Если на момент вступления в законную силу решения суда ликвидация не завершена, то с момента вступления в законную силу решения суда процедура ликвидация считается прекращенной, в частности отменяется запись в Едином государственном реестре юридических лиц о начале процедуры ликвидации, прекращаются полномочия ликвидационной комиссии, прекращается досрочное исполнение обязательств, срок по которым в связи с началом процедуры ликвидации считался наступившим.
Готовое решение: Кто такой председатель ликвидационной комиссии, каковы его полномочия, обязанности и ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы полномочия председателя ликвидационной комиссии юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы полномочия председателя ликвидационной комиссии юрлица
Статья: Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Анализируется компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в стадии добровольной ликвидации организации, с учетом действующего законодательства и судебной практики разграничиваются полномочия ликвидационной комиссии и иных (доликвидационных) органов управления организации. На практике пришлось столкнуться с сомнениями членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в отношении правомочности принятия решений по вопросам предусмотренной уставом компетенции данного органа управления, за исключением тех вопросов, принятие решений по которым коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации прямо предусмотрено законом (например, утверждение ликвидационного баланса). При этом в качестве основания таких сомнений указывается на переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Делаются выводы о том, что учредители и коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации, помимо предусмотренных законом полномочий по ликвидации организации, сохраняют значительную часть своей компетенции, закрепленной законом и уставом, с учетом объема право- и дееспособности организации в период ее ликвидации. Выводы имеют практическое значение не только для юристов некоммерческих организаций, но и для широкого круга юристов хозяйственных обществ в плане подхода к оценке компетенции органов управления юридического лица в период его ликвидации.
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Анализируется компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в стадии добровольной ликвидации организации, с учетом действующего законодательства и судебной практики разграничиваются полномочия ликвидационной комиссии и иных (доликвидационных) органов управления организации. На практике пришлось столкнуться с сомнениями членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в отношении правомочности принятия решений по вопросам предусмотренной уставом компетенции данного органа управления, за исключением тех вопросов, принятие решений по которым коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации прямо предусмотрено законом (например, утверждение ликвидационного баланса). При этом в качестве основания таких сомнений указывается на переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии с момента ее назначения (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Делаются выводы о том, что учредители и коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации, помимо предусмотренных законом полномочий по ликвидации организации, сохраняют значительную часть своей компетенции, закрепленной законом и уставом, с учетом объема право- и дееспособности организации в период ее ликвидации. Выводы имеют практическое значение не только для юристов некоммерческих организаций, но и для широкого круга юристов хозяйственных обществ в плане подхода к оценке компетенции органов управления юридического лица в период его ликвидации.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Общее собрание акционеров.
Действительно ли решение, принятое по вопросу, не включенному в повестку дня заседания общего собрания акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд также пришел к правильному выводу о том, что общим собранием акционеров от 11.09.2007 нарушено требование пункта 6 статьи 49 Закона, согласно которому общее собрание не вправе принимать решение по вопросам, не включенным в повестку дня собрания. Вопрос о прекращении полномочий председателя ликвидационной комиссии Андроновой О.А. не был в установленном законом порядке включен в повестку дня, однако собрание приняло решение по этому вопросу, так как прекратило полномочия ликвидационной комиссии (в том числе и председателя ликвидационной комиссии Андроновой О.А.), допустив тем самым нарушение упомянутой нормы права.
Действительно ли решение, принятое по вопросу, не включенному в повестку дня заседания общего собрания акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд также пришел к правильному выводу о том, что общим собранием акционеров от 11.09.2007 нарушено требование пункта 6 статьи 49 Закона, согласно которому общее собрание не вправе принимать решение по вопросам, не включенным в повестку дня собрания. Вопрос о прекращении полномочий председателя ликвидационной комиссии Андроновой О.А. не был в установленном законом порядке включен в повестку дня, однако собрание приняло решение по этому вопросу, так как прекратило полномочия ликвидационной комиссии (в том числе и председателя ликвидационной комиссии Андроновой О.А.), допустив тем самым нарушение упомянутой нормы права.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Норма ч. 2 комментируемой статьи в части составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией (ликвидатором) основывается на положении п. 3 ст. 62 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), предусматривающем, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также на положении п. 4 той же статьи, согласно которому с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Норма ч. 2 комментируемой статьи в части составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией (ликвидатором) основывается на положении п. 3 ст. 62 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), предусматривающем, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также на положении п. 4 той же статьи, согласно которому с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Готовое решение: Как оформить увольнение руководителя (генерального директора) при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Также председатель ликвидационной комиссии может наделить полномочиями по подписанию документов об увольнении и других лиц. Например, председатель ликвидационной комиссии может выдать доверенность на право подписи указанных документов одному из членов данной комиссии, которым может быть, в частности, главный бухгалтер, директор по персоналу. Это следует из п. 1 ст. 185, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Также председатель ликвидационной комиссии может наделить полномочиями по подписанию документов об увольнении и других лиц. Например, председатель ликвидационной комиссии может выдать доверенность на право подписи указанных документов одному из членов данной комиссии, которым может быть, в частности, главный бухгалтер, директор по персоналу. Это следует из п. 1 ст. 185, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По смыслу ч. 3, ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения или ликвидационной комиссии, или ликвидатора к ней (нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Соответственно, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Назначенный орган обязан действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Таким образом, с момента назначения к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению юридическим лицом.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По смыслу ч. 3, ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения или ликвидационной комиссии, или ликвидатора к ней (нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Соответственно, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Назначенный орган обязан действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Таким образом, с момента назначения к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению юридическим лицом.