Полномочия лицензирующих органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия лицензирующих органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительными торгов в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление охранных услуг по месту расположения объектов заказчика, а именно уведомление... лицензирующего органа, реализующего свои полномочия на территории... края, и доказательства внесения изменений о месте оказания услуг в реестр лицензий... ОП... в составе заявки на участие в спорных торгах представлены не были.
(КонсультантПлюс, 2025)...документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление охранных услуг по месту расположения объектов заказчика, а именно уведомление... лицензирующего органа, реализующего свои полномочия на территории... края, и доказательства внесения изменений о месте оказания услуг в реестр лицензий... ОП... в составе заявки на участие в спорных торгах представлены не были.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление охранных услуг по месту расположения объектов заказчика, а именно уведомление... лицензирующего органа, реализующего свои полномочия на территории... края, и доказательства внесения изменений о месте оказания услуг в реестр лицензий... ОП... в составе заявки на участие в спорных торгах представлены не были.
(КонсультантПлюс, 2025)...документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление охранных услуг по месту расположения объектов заказчика, а именно уведомление... лицензирующего органа, реализующего свои полномочия на территории... края, и доказательства внесения изменений о месте оказания услуг в реестр лицензий... ОП... в составе заявки на участие в спорных торгах представлены не были.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе выделяются различные типы делегирования, в том числе и публично-правовых функций. Делегирование возможно классифицировать на основании критерия сферы правового регулирования (в публичном (например, делегирование полномочий органам местного самоуправления в конституционном праве) и частном праве (например, доверенность в гражданском праве)). Применительно к сфере банкротства можно привести делегирование принятия решений собранию кредиторов со стороны всех кредиторов как элемент частноправового аспекта и делегирование государством саморегулируемым организациям контроля за деятельностью арбитражных управляющих как альтернативы полномочиям лицензирующих органов как проявление публично-правового аспекта. В качестве критерия обозначим юридический факт возникновения делегирования (на основе нормативного правового акта или индивидуального правового акта, соглашения, одностороннего акта). Так, применительно к сфере банкротства саморегулируемые организации действуют на основании закона, внешний управляющий представляет интересы должника по решению суда. Возможно делегирование классифицировать по субъектам (частные субъекты (коммерческие организации в концессионных соглашениях, некоммерческие организации в саморегулировании), государственные органы власти, местные органы власти, государственные юридические лица или лица публичного права), по характеру передаваемых правомочий (единичное и комплексное), по сроку действия (разовое, длящееся и бессрочное), по характеру воздействия (добровольное и принудительное (обязательное)), по степени реализации (реализованное, частично реализованное, нереализованное), по порядку возникновения (первичное, субделегирование) <327>. Представляется, например, что действия арбитражных управляющих осуществляются на основании первичного делегирования, имеющего длящийся характер, данное делегирование является комплексным, осуществляется в процессе несостоятельности (банкротства) в принудительном (обязательном) порядке.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе выделяются различные типы делегирования, в том числе и публично-правовых функций. Делегирование возможно классифицировать на основании критерия сферы правового регулирования (в публичном (например, делегирование полномочий органам местного самоуправления в конституционном праве) и частном праве (например, доверенность в гражданском праве)). Применительно к сфере банкротства можно привести делегирование принятия решений собранию кредиторов со стороны всех кредиторов как элемент частноправового аспекта и делегирование государством саморегулируемым организациям контроля за деятельностью арбитражных управляющих как альтернативы полномочиям лицензирующих органов как проявление публично-правового аспекта. В качестве критерия обозначим юридический факт возникновения делегирования (на основе нормативного правового акта или индивидуального правового акта, соглашения, одностороннего акта). Так, применительно к сфере банкротства саморегулируемые организации действуют на основании закона, внешний управляющий представляет интересы должника по решению суда. Возможно делегирование классифицировать по субъектам (частные субъекты (коммерческие организации в концессионных соглашениях, некоммерческие организации в саморегулировании), государственные органы власти, местные органы власти, государственные юридические лица или лица публичного права), по характеру передаваемых правомочий (единичное и комплексное), по сроку действия (разовое, длящееся и бессрочное), по характеру воздействия (добровольное и принудительное (обязательное)), по степени реализации (реализованное, частично реализованное, нереализованное), по порядку возникновения (первичное, субделегирование) <327>. Представляется, например, что действия арбитражных управляющих осуществляются на основании первичного делегирования, имеющего длящийся характер, данное делегирование является комплексным, осуществляется в процессе несостоятельности (банкротства) в принудительном (обязательном) порядке.
Статья: Административные процедуры лицензирования как метод обеспечения публичной безопасности в странах общего права (на примере Великобритании и Соединенных Штатов Америки)
(Сыроежкин А.М.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<17> В данном случае изменение объема прав и обязанностей лицензиата рассматривается не в качестве санкции, а как процедура реализации полномочий лицензирующего органа, вызванных необходимостью принятия решения в связи с обращением лицензиата, изменением в обстановке либо нормативных актах.
(Сыроежкин А.М.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<17> В данном случае изменение объема прав и обязанностей лицензиата рассматривается не в качестве санкции, а как процедура реализации полномочий лицензирующего органа, вызванных необходимостью принятия решения в связи с обращением лицензиата, изменением в обстановке либо нормативных актах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов
Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 980
(ред. от 24.09.2025)
"О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", "Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения")19. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются руководитель лицензирующего органа, заместитель руководителя или иные должностные лица лицензирующего органа, на которых осуществление данного полномочия возложено приказом лицензирующего органа.
(ред. от 24.09.2025)
"О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", "Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения")19. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются руководитель лицензирующего органа, заместитель руководителя или иные должностные лица лицензирующего органа, на которых осуществление данного полномочия возложено приказом лицензирующего органа.
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, желающие приобрести оружие, обязаны обратиться в орган исполнительной власти, имеющий полномочия в сфере оборота оружия, для получения лицензии на приобретение гражданского оружия определенного вида. В свою очередь ФЗ N 99-ФЗ определяет понятия "лицензия", "соискатель лицензии", полномочия государственных органов, основные принципы и порядок лицензирования. Тем не менее стоит заметить, что действие данного Закона распространяется на общественные отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Исходя из этого, ни понятийный аппарат, ни порядок лицензирования не могут быть применены к области контроля за оборотом гражданского оружия.
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, желающие приобрести оружие, обязаны обратиться в орган исполнительной власти, имеющий полномочия в сфере оборота оружия, для получения лицензии на приобретение гражданского оружия определенного вида. В свою очередь ФЗ N 99-ФЗ определяет понятия "лицензия", "соискатель лицензии", полномочия государственных органов, основные принципы и порядок лицензирования. Тем не менее стоит заметить, что действие данного Закона распространяется на общественные отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Исходя из этого, ни понятийный аппарат, ни порядок лицензирования не могут быть применены к области контроля за оборотом гражданского оружия.
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Ключевым изменением является наделение лицензирующего органа полномочием приостановить действие лицензии в случае выявления систематических нарушений (не менее 2 раз в течение 3 лет) или грубых нарушений лицензионных требований. Не допускается приостановление действия лицензии за систематические нарушения лицензионных требований, не являющиеся грубыми, без предварительных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушения.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Ключевым изменением является наделение лицензирующего органа полномочием приостановить действие лицензии в случае выявления систематических нарушений (не менее 2 раз в течение 3 лет) или грубых нарушений лицензионных требований. Не допускается приостановление действия лицензии за систематические нарушения лицензионных требований, не являющиеся грубыми, без предварительных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушения.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: если законодательством субъекта РФ отдельные полномочия по осуществлению лицензионного контроля переданы органам местного самоуправления, то информация передается в ОМСУ, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (Письмо Минстроя России от 19.11.2019 N 40814-ОГ/04).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: если законодательством субъекта РФ отдельные полномочия по осуществлению лицензионного контроля переданы органам местного самоуправления, то информация передается в ОМСУ, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (Письмо Минстроя России от 19.11.2019 N 40814-ОГ/04).
Статья: О совершенствовании деятельности в области пожарной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.