Полномочия инспектора по труду
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия инспектора по труду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия ГИТ при невыплате зарплаты или отпускных
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции исходил из факта превышения государственным инспектором труда полномочий при возложении на руководителя административного истца обязанности по перерасчету оплаты отпуска Г. и доплате отпускных сумм с учетом предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации, поскольку таким путем разрешен индивидуальный трудовой спор между работником и работодателем, подлежащий рассмотрению в силу статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам и судом.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции исходил из факта превышения государственным инспектором труда полномочий при возложении на руководителя административного истца обязанности по перерасчету оплаты отпуска Г. и доплате отпускных сумм с учетом предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации, поскольку таким путем разрешен индивидуальный трудовой спор между работником и работодателем, подлежащий рассмотрению в силу статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам и судом.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внеплановая проверка ГИТ: основания и порядок проведения
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку в рассматриваемом случае государственная инспекция труда действовала в рамках реализации полномочий по защите трудовых прав погибшего вследствие несчастного случая на производстве работника... вывод кассационной инстанции об отсутствии полномочий у административного ответчика на вынесение предписания только по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку в рассматриваемом случае государственная инспекция труда действовала в рамках реализации полномочий по защите трудовых прав погибшего вследствие несчастного случая на производстве работника... вывод кассационной инстанции об отсутствии полномочий у административного ответчика на вынесение предписания только по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Полномочия и ограничения для инспектора труда при проведении внеплановой проверки
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Полномочия и ограничения для инспектора труда при проведении внеплановой проверки
Статья: В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Отметим, что проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан по результатам анализа правоприменительной практики положений нормативно-правового регулирования при организации и осуществлении федеральной инспекцией труда контрольных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ) и соблюдению требований законодательства о ее проведении. Также законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе РФ полномочия и права инспектора труда при расследовании несчастных случаев на производстве.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Отметим, что проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан по результатам анализа правоприменительной практики положений нормативно-правового регулирования при организации и осуществлении федеральной инспекцией труда контрольных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ) и соблюдению требований законодательства о ее проведении. Также законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе РФ полномочия и права инспектора труда при расследовании несчастных случаев на производстве.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Кроме того, полномочия государственных инспекторов труда расширены в части организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений, а также информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эти полномочия Федеральная инспекция труда осуществляет в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 3 сентября 2014 г. N 603н.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Кроме того, полномочия государственных инспекторов труда расширены в части организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений, а также информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эти полномочия Федеральная инспекция труда осуществляет в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 3 сентября 2014 г. N 603н.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7. Часть 7 закрепляет полномочие государственного инспектора труда, согласно которому он имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда (см. Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 19.01.2022 по делу N 33а-947/2022; Апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16.10.2015 по делу N 33а-11494/2015).
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7. Часть 7 закрепляет полномочие государственного инспектора труда, согласно которому он имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда (см. Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 19.01.2022 по делу N 33а-947/2022; Апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16.10.2015 по делу N 33а-11494/2015).
Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Важные изменения в ТК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы. Это закреплено в ст. 360.1 ТК РФ. В случае если работодателем не исполнено в срок решение о принудительном исполнении и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется государственным инспектором труда в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. Перечень исполнительных документов, указанный в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", расширен: в п. 5.1 ст. 12 названы решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Внесение изменений в законодательство, в том числе касающееся принудительного исполнения актов государственных органов, свидетельствует о совершенствовании механизма защиты нарушенных прав работников в сфере оплаты труда.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Важные изменения в ТК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы. Это закреплено в ст. 360.1 ТК РФ. В случае если работодателем не исполнено в срок решение о принудительном исполнении и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется государственным инспектором труда в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. Перечень исполнительных документов, указанный в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", расширен: в п. 5.1 ст. 12 названы решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Внесение изменений в законодательство, в том числе касающееся принудительного исполнения актов государственных органов, свидетельствует о совершенствовании механизма защиты нарушенных прав работников в сфере оплаты труда.
Готовое решение: В каких случаях гражданско-правовой договор (договор ГПХ) может быть признан трудовым и какие это влечет последствия
(КонсультантПлюс, 2025)Это может повлечь признание таких отношений трудовыми, в связи с чем, в частности, придется выполнить действия, о которых рассказано в настоящем материале, возможна административная ответственность (подробнее о штрафах см. разд. 5 настоящего материала). Отметим, что государственный инспектор труда не вправе самостоятельно признать отношения трудовыми, поскольку не наделен законом такими полномочиями. Это может сделать суд или можете сделать вы, а если отношения между вами и лицом, с которым был заключен договор ГПХ, прекратились - только суд (ч. 4 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 19.1 ТК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, п. 18 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022). Однако заключение госинспектора труда с указанием на признаки трудовых отношений между вами и лицом, с которым заключен договор ГПХ, может повлечь указанные последствия, так как, в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Это может повлечь признание таких отношений трудовыми, в связи с чем, в частности, придется выполнить действия, о которых рассказано в настоящем материале, возможна административная ответственность (подробнее о штрафах см. разд. 5 настоящего материала). Отметим, что государственный инспектор труда не вправе самостоятельно признать отношения трудовыми, поскольку не наделен законом такими полномочиями. Это может сделать суд или можете сделать вы, а если отношения между вами и лицом, с которым был заключен договор ГПХ, прекратились - только суд (ч. 4 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 19.1 ТК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, п. 18 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022). Однако заключение госинспектора труда с указанием на признаки трудовых отношений между вами и лицом, с которым заключен договор ГПХ, может повлечь указанные последствия, так как, в частности:
Статья: Деятельность Роструда по предупреждению нарушений в сфере труда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)На наш взгляд, во исполнение планов, указанных в Концепции, с 2026 г. в полномочиях государственных инспекторов труда необходимо отразить самообследование как одну из перспективных профилактических мер соблюдения работодателями обязательных требований в сфере труда наряду с профилактическим визитом. Формы самообследования могут быть разные. Так, М.Н. Кобзарь-Фролова предлагает нормативно закрепить самоконтроль как одну из форм самоорганизации, ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата <10>. К.В. Костина, отождествляя самоконтроль и самообследование, считает возможным предусмотреть такие формы, как тестирование, опрос/анкетирование персонала, осмотр и т.д. <11>.
(Сапфирова А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)На наш взгляд, во исполнение планов, указанных в Концепции, с 2026 г. в полномочиях государственных инспекторов труда необходимо отразить самообследование как одну из перспективных профилактических мер соблюдения работодателями обязательных требований в сфере труда наряду с профилактическим визитом. Формы самообследования могут быть разные. Так, М.Н. Кобзарь-Фролова предлагает нормативно закрепить самоконтроль как одну из форм самоорганизации, ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении результата <10>. К.В. Костина, отождествляя самоконтроль и самообследование, считает возможным предусмотреть такие формы, как тестирование, опрос/анкетирование персонала, осмотр и т.д. <11>.