Полномочия главного санитарного врача субъекта РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главного санитарного врача субъекта РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Статья 35 названного Федерального закона предусматривает, что профилактические прививки для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" наделяет главного государственного санитарного врача Российской Федерации и главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, т.е. при угрозе возникновения и распространения инфекционных болезней (пункты 1 и 2 статьи 10). При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 к числу инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отнесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV), а календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение N 2 к приказу Минздрава России от 6 декабря 2021 года N 1122н) в числе категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации профилактической прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в период спорных правоотношений с участием заявителя называл работников организаций транспорта.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)неисполнение постановления главного санитарного врача по субъекту РФ не влечет ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, т.к. он при принятии постановления вышел за рамки своих полномочий
(КонсультантПлюс, 2025)неисполнение постановления главного санитарного врача по субъекту РФ не влечет ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, т.к. он при принятии постановления вышел за рамки своих полномочий
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Вместе с тем уже в том же письме работодатели были предупреждены, что "при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе и новой коронавирусной инфекции, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок... отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы".
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Вместе с тем уже в том же письме работодатели были предупреждены, что "при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе и новой коронавирусной инфекции, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок... отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы".
Статья: Правовые аспекты отстранения сотрудника от работы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер. Таким образом, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача об обязательной вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом нормативном правовом акте, вакцинация становится обязательной независимо от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер. Таким образом, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача об обязательной вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом нормативном правовом акте, вакцинация становится обязательной независимо от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона исполнительным органам субъектов Российской Федерации организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют должностные лица исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона исполнительным органам субъектов Российской Федерации организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют должностные лица исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <12> (ст. 6) предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов РФ не только принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлять контроль за их исполнением, но и вводить на территории субъекта РФ ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Отметим, что сам этот Федеральный закон (ч. 3 ст. 31) не содержит даже примерного перечня подобных ограничительных мероприятий, отсылая к санитарным правилам и "иным нормативным правовым актам Российской Федерации".
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <12> (ст. 6) предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов РФ не только принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлять контроль за их исполнением, но и вводить на территории субъекта РФ ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Отметим, что сам этот Федеральный закон (ч. 3 ст. 31) не содержит даже примерного перечня подобных ограничительных мероприятий, отсылая к санитарным правилам и "иным нормативным правовым актам Российской Федерации".
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Отметим: отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу (отстранение от работы), если она связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. Если нет осложненной эпидемиологической обстановки, лица, не указанные в данном Перечне, вправе отказаться от профилактических прививок, и работодатель не может отстранить их от работы. Однако при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (отдельным группам граждан) по эпидемическим показаниям. Если в этом случае граждане откажутся от прививок, они должны быть отстранены от работы на период эпиднеблагополучия (Письмо Роструда от 21.03.2023 N ПГ/04191-6-1, Письмо Минтруда России от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314). В то же время вакцинация, предусмотренная названными Постановлениями, не распространяется на лиц с противопоказаниями к прививке, подтвержденными медзаключением (Доклад Роструда за III квартал 2022 г., Письмо Роструда от 13.08.2021 N ПГ/23067-6-1);
Статья: Разъяснения Роструда об отстранении работников
(Соболева Е.А.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ)). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер.
(Соболева Е.А.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ)). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер.
Вопрос: Об установлении обязанности работника по вакцинации от гриппа и последствиях отказа от вакцинации.
(Письмо Роструда от 21.03.2023 N ПГ/04191-6-1)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
(Письмо Роструда от 21.03.2023 N ПГ/04191-6-1)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Статья: Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Статья посвящена новому виду чрезвычайных ситуаций - обстановке, сложившейся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Рассмотрены нормы федеральных законов, по которым осуществляется регулирование вопросов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проанализированы полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и главных государственных санитарных врачей, возглавляющих федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Статья посвящена новому виду чрезвычайных ситуаций - обстановке, сложившейся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Рассмотрены нормы федеральных законов, по которым осуществляется регулирование вопросов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проанализированы полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и главных государственных санитарных врачей, возглавляющих федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.
Вопрос: Как в налоговом учете отражаются расходы на выплату премии работникам за вакцинацию от коронавирусной инфекции, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами?
(Консультация эксперта, 2025)Так, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Так, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).
Вопрос: Каков порядок организации противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии к полномочиям субъектов РФ относится введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии к полномочиям субъектов РФ относится введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) закрепляет такие полномочия субъектов Российской Федерации, как введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, которые излагаются в постановлениях Главного государственного врача Российской Федерации (например, Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19" и др.) <11>. Ограничительными мероприятиями, согласно Федеральному закону N 52-ФЗ, признаются медико-санитарные, ветеринарные, административные меры, а также иные меры, которые направлены на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, товаров, животных. При введении режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации правомочны вводить ограничительные и иные мероприятия, целью которых является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введения режима повышенной готовности, полномочны установить особый порядок передвижения лиц и транспортных средств.
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) закрепляет такие полномочия субъектов Российской Федерации, как введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, которые излагаются в постановлениях Главного государственного врача Российской Федерации (например, Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19" и др.) <11>. Ограничительными мероприятиями, согласно Федеральному закону N 52-ФЗ, признаются медико-санитарные, ветеринарные, административные меры, а также иные меры, которые направлены на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, товаров, животных. При введении режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации правомочны вводить ограничительные и иные мероприятия, целью которых является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введения режима повышенной готовности, полномочны установить особый порядок передвижения лиц и транспортных средств.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Как следует из п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, лицом, ответственным за организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и должностные лица субъектов РФ, если имела место передача полномочий по санитарно-эпидемиологическому надзору с федерального на региональный уровень (см. комментарий к ст. 5.1). Также к данным лицам относятся главные государственные санитарные врачи МВД России, Министерства обороны РФ, СВР, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФСБ России и т.д.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Как следует из п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, лицом, ответственным за организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и должностные лица субъектов РФ, если имела место передача полномочий по санитарно-эпидемиологическому надзору с федерального на региональный уровень (см. комментарий к ст. 5.1). Также к данным лицам относятся главные государственные санитарные врачи МВД России, Министерства обороны РФ, СВР, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФСБ России и т.д.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям).