Полномочия главного администратора доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главного администратора доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Территориальные органы МВД России (далее - ТО МВД) наделены бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетной системы РФ, в частности административных штрафов за нарушение ПДД, установленных гл. 12 КоАП РФ. К таким полномочиям относится в том числе принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет. Во исполнение полномочий главных администраторов доходов бюджетов руководители (начальники) ТО МВД на региональном уровне наделяют полномочиями администраторов доходов бюджетов подведомственные им ТО МВД на районном уровне, а также утверждают перечни подведомственных им администраторов доходов бюджетов с закреплением за ними соответствующих источников доходов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ; пп. 8.8 п. 8 разд. II Порядка, утв. Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н; п. п. 2.2, 4, 5, 9 Приказа МВД России от 05.07.2024 N 395; п. 1 Приложения N 5, п. 1.1 Приложения N 6 к Приказу МВД России N 395; пп. "ж" п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Территориальные органы МВД России (далее - ТО МВД) наделены бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетной системы РФ, в частности административных штрафов за нарушение ПДД, установленных гл. 12 КоАП РФ. К таким полномочиям относится в том числе принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет. Во исполнение полномочий главных администраторов доходов бюджетов руководители (начальники) ТО МВД на региональном уровне наделяют полномочиями администраторов доходов бюджетов подведомственные им ТО МВД на районном уровне, а также утверждают перечни подведомственных им администраторов доходов бюджетов с закреплением за ними соответствующих источников доходов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ; пп. 8.8 п. 8 разд. II Порядка, утв. Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н; п. п. 2.2, 4, 5, 9 Приказа МВД России от 05.07.2024 N 395; п. 1 Приложения N 5, п. 1.1 Приложения N 6 к Приказу МВД России N 395; пп. "ж" п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995).
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкорпораций
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, ГАДБ и АДБ госкорпорации ведут бюджетный учет, составляют и представляют бюджетную отчетность в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Такая обязанность предусмотрена, в частности, для ГК "Роскосмос" в ч. 2 ст. 34 Закона о ГК "Роскосмос".
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, ГАДБ и АДБ госкорпорации ведут бюджетный учет, составляют и представляют бюджетную отчетность в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Такая обязанность предусмотрена, в частности, для ГК "Роскосмос" в ч. 2 ст. 34 Закона о ГК "Роскосмос".
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
(ред. от 31.07.2025)Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)б) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени России государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности России (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности России) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность России федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени России полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)б) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени России государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности России (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности России) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность России федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени России полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по исполнению государственных функций в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по исполнению государственных функций в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Институт администрирования доходов бюджета не является догмой и постоянно совершенствуется с целью создания наиболее эффективного правового механизма обеспечения формирования доходной части бюджета, его прозрачности и понятности для всех участников бюджетного процесса. Такая его трансформация наиболее ярко видна при рассмотрении первого этапа механизма администрирования доходов - определение количество главных администраторов доходов, которые до недавнего времени формировались исходя из нескольких составляющих, к которым относилось абсолютное количество органов государственной власти, правовой статус которых предполагал соответствующие компетенции управления в бюджетно-доходной сфере, а также абсолютное количество источников доходной части бюджета. Подобное состояние дел существенно затрудняло процесс администрирования, и только в 2021 г. <14> законодатель преодолел имеющуюся проблему, внеся назревшие изменения в БК РФ, согласно которым осуществлен переход на качественно новый уровень государственного управления доходами бюджета - введена реестровая модель реализации полномочий главных администраторов доходов. Законодатель отказался от практики ежегодного пересмотра и утверждения перечней главных администраторов доходов, установлено правило о закреплении на постоянной основе бюджетных полномочий главных администраторов доходов с учетом предусмотренных правовым статусом государственных органов функций. В свою очередь, Правительство РФ наделено полномочием по утверждению Перечней администраторов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ. Кроме этого, Правительству поручено утвердить Общие требования для формирования Перечней региональных и местных бюджетов, аналогичное требование установлено для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно на региональном и местном уровне. В этой связи Минфином России разработаны правовые акты, регламентирующие изменения бюджетного законодательства <15>. Фактически эта первая ступень администрирования является базовой во всем процессе администрирования доходов.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Институт администрирования доходов бюджета не является догмой и постоянно совершенствуется с целью создания наиболее эффективного правового механизма обеспечения формирования доходной части бюджета, его прозрачности и понятности для всех участников бюджетного процесса. Такая его трансформация наиболее ярко видна при рассмотрении первого этапа механизма администрирования доходов - определение количество главных администраторов доходов, которые до недавнего времени формировались исходя из нескольких составляющих, к которым относилось абсолютное количество органов государственной власти, правовой статус которых предполагал соответствующие компетенции управления в бюджетно-доходной сфере, а также абсолютное количество источников доходной части бюджета. Подобное состояние дел существенно затрудняло процесс администрирования, и только в 2021 г. <14> законодатель преодолел имеющуюся проблему, внеся назревшие изменения в БК РФ, согласно которым осуществлен переход на качественно новый уровень государственного управления доходами бюджета - введена реестровая модель реализации полномочий главных администраторов доходов. Законодатель отказался от практики ежегодного пересмотра и утверждения перечней главных администраторов доходов, установлено правило о закреплении на постоянной основе бюджетных полномочий главных администраторов доходов с учетом предусмотренных правовым статусом государственных органов функций. В свою очередь, Правительство РФ наделено полномочием по утверждению Перечней администраторов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ. Кроме этого, Правительству поручено утвердить Общие требования для формирования Перечней региональных и местных бюджетов, аналогичное требование установлено для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно на региональном и местном уровне. В этой связи Минфином России разработаны правовые акты, регламентирующие изменения бюджетного законодательства <15>. Фактически эта первая ступень администрирования является базовой во всем процессе администрирования доходов.
Статья: Правовой режим закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Бюджетные полномочия Банка России выражаются в совместной с Правительством Российской Федерации разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, обслуживании счетов в рамках бюджетной системы, выполнении функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации, полномочий главного администратора доходов бюджета и пр.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Бюджетные полномочия Банка России выражаются в совместной с Правительством Российской Федерации разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, обслуживании счетов в рамках бюджетной системы, выполнении функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации, полномочий главного администратора доходов бюджета и пр.