Полномочия генеральной прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия генеральной прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56 "Полномочия представителя" КАС РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что отзыв на административный иск подписан сотрудником Генеральной прокуратуры Российской Федерации при отсутствии у него полномочий, отклоняется судебной коллегией, поскольку в материалах дела имеется доверенность на имя представителя прокуратуры, которая содержит право представителя на совершение действий, предусмотренных статьей 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"Согласно содержанию статей, размещенных на сайте, до населения доводилась недостоверная общественно значимая информация, поэтому судебная коллегия считает, что оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным государственным органом - Генеральной прокуратурой Российской Федерации; Роскомнадзор действовал на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий; процедура ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Роскомнадзора не совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца; информация, размещенная на сайте в силу ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обосновано судом отнесена к распространяемой с нарушением закона информацией, и подлежит ограничению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Статья: Юридические лица публичного права в арбитраже: в поисках оптимальной модели участия
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В настоящее время Российская Федерация как государство (и как юридическое лицо), строго выполняющее международные обязательства, может участвовать в арбитраже в качестве стороны. В соответствии с законом представительство и защиту интересов Российской Федерации в иностранных и международных третейских судах (арбитражах) обеспечивает в пределах своей компетенции Генеральная прокуратура РФ, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента РФ <6>. Очевидно, что Генеральная прокуратура Российской Федерации не подписывает арбитражные соглашения и не наделена полномочиями изменять их, она лишь представляет и защищает интересы государства.
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В настоящее время Российская Федерация как государство (и как юридическое лицо), строго выполняющее международные обязательства, может участвовать в арбитраже в качестве стороны. В соответствии с законом представительство и защиту интересов Российской Федерации в иностранных и международных третейских судах (арбитражах) обеспечивает в пределах своей компетенции Генеральная прокуратура РФ, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента РФ <6>. Очевидно, что Генеральная прокуратура Российской Федерации не подписывает арбитражные соглашения и не наделена полномочиями изменять их, она лишь представляет и защищает интересы государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Комментируемая статья дополнена ч. 4, кардинально меняющей порядок взаимодействия образовательных организаций с зарубежными партнерами. Любой договор (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) необходимо вначале представить на экспертизу учредителю, в Минобрнауки, в Минпрос или в иной государственный орган, который осуществляет полномочия учредителя образовательной организации (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Служба внешней разведки РФ, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, Минкульт, Минсельхоз и др.), для получения заключения (по сути, разрешения или отказа).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Комментируемая статья дополнена ч. 4, кардинально меняющей порядок взаимодействия образовательных организаций с зарубежными партнерами. Любой договор (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) необходимо вначале представить на экспертизу учредителю, в Минобрнауки, в Минпрос или в иной государственный орган, который осуществляет полномочия учредителя образовательной организации (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Служба внешней разведки РФ, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, Минкульт, Минсельхоз и др.), для получения заключения (по сути, разрешения или отказа).
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Пришедший на смену этому правовому акту Закон о защите прав при осуществлении государственного и муниципального контроля <2> развил ранее введенные правила. С принятием данного Закона появилось понятие сводного плана проверок всех контрольных органов, формирование которого стало относиться к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Был введен институт согласования с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок. Позднее введены правила применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактической работы, а также создана специальная информационная система, в которой подлежали учету проведенные контрольные мероприятия и их результаты, - Единый реестр проверок, администратором которой стала Генеральная прокуратура России.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Пришедший на смену этому правовому акту Закон о защите прав при осуществлении государственного и муниципального контроля <2> развил ранее введенные правила. С принятием данного Закона появилось понятие сводного плана проверок всех контрольных органов, формирование которого стало относиться к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Был введен институт согласования с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок. Позднее введены правила применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактической работы, а также создана специальная информационная система, в которой подлежали учету проведенные контрольные мероприятия и их результаты, - Единый реестр проверок, администратором которой стала Генеральная прокуратура России.
Статья: Институт признания нежелательной на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации
(Афанасьева Т.И.)
("Законность", 2024, N 4)Признание деятельности организации нежелательной на территории России не может быть произвольным и не является проявлением дискреционных полномочий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства иностранных дел России. Напротив, только при наличии бесспорных доказательств ведения деструктивной деятельности, наносящей ущерб суверенным правам Российской Федерации, возможно принятие соответствующего решения. Анализ прокурорской <4> и судебной <5> практики служит лучшим тому подтверждением.
(Афанасьева Т.И.)
("Законность", 2024, N 4)Признание деятельности организации нежелательной на территории России не может быть произвольным и не является проявлением дискреционных полномочий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства иностранных дел России. Напротив, только при наличии бесспорных доказательств ведения деструктивной деятельности, наносящей ущерб суверенным правам Российской Федерации, возможно принятие соответствующего решения. Анализ прокурорской <4> и судебной <5> практики служит лучшим тому подтверждением.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в части по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Отказ от обвинения не может быть безмотивным и допускается только после исследования доказательств, существенным образом влияющих на установление всех обстоятельств дела для его правильного разрешения. Самостоятельное место в правовом регулировании полномочий государственного обвинителя занимает Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <16>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в части по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Отказ от обвинения не может быть безмотивным и допускается только после исследования доказательств, существенным образом влияющих на установление всех обстоятельств дела для его правильного разрешения. Самостоятельное место в правовом регулировании полномочий государственного обвинителя занимает Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <16>.