Полномочия фСБ
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия фСБ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Возвращая административное исковое заявление в связи с его неподсудностью судья исходил из того, что рассмотрение требований об обязании проведения проверки в рамках компетенции ФСБ России и Следственного комитета России не отнесены к подсудности Московского городского суда, поскольку в перечень, установленный статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подобная категория дел не включена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о финансово-правовом статусе негосударственных судебно-экспертных организаций
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)При рассмотрении дела N АПЛ22-224 <19> истцом заявлено, что в Инструкции <20> закреплена "возможность проведения по уголовному делу комплексной судебной экспертизы одним экспертом в случае, если он обладает необходимыми специальными знаниями". В обоснование своих доводов истец указал на противоречие данного положения ст. 1 и 6, ч. 1 ст. 7, ст. 16, 201 УПК РФ <21>, а также ст. 5, 8 и 23 Закона о ГСЭД, которые устанавливают проведение комплексной экспертизы с участием не менее чем двух экспертов разных специальностей. Кроме этого, истец сам заявил о важности наличия специальных знаний для формулирования выводов эксперта по итогам проведения экспертизы. Суть данного спора, по мнению авторов, затрагивает правовой статус эксперта и подтверждение его квалификации, т.е. наличия экспертных компетенций и специальных знаний, необходимых для проведения экспертизы. Верховный Суд Российской Федерации, не найдя противоречий в нормативно-правовых актах и подтвердив полномочия Федеральной службы безопасности по формулированию инструкций в данной сфере, отказал истцу. Однако наличие данного спора также подтверждает необходимость приведения к единому стандарту осуществления деятельности экспертами и экспертными учреждениями.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)При рассмотрении дела N АПЛ22-224 <19> истцом заявлено, что в Инструкции <20> закреплена "возможность проведения по уголовному делу комплексной судебной экспертизы одним экспертом в случае, если он обладает необходимыми специальными знаниями". В обоснование своих доводов истец указал на противоречие данного положения ст. 1 и 6, ч. 1 ст. 7, ст. 16, 201 УПК РФ <21>, а также ст. 5, 8 и 23 Закона о ГСЭД, которые устанавливают проведение комплексной экспертизы с участием не менее чем двух экспертов разных специальностей. Кроме этого, истец сам заявил о важности наличия специальных знаний для формулирования выводов эксперта по итогам проведения экспертизы. Суть данного спора, по мнению авторов, затрагивает правовой статус эксперта и подтверждение его квалификации, т.е. наличия экспертных компетенций и специальных знаний, необходимых для проведения экспертизы. Верховный Суд Российской Федерации, не найдя противоречий в нормативно-правовых актах и подтвердив полномочия Федеральной службы безопасности по формулированию инструкций в данной сфере, отказал истцу. Однако наличие данного спора также подтверждает необходимость приведения к единому стандарту осуществления деятельности экспертами и экспертными учреждениями.
Статья: Правовой статус органов исполнительной власти, обеспечивающих налоговую безопасность государства
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<9> Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 3.
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<9> Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 3.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О федеральной службе безопасности"Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
(ред. от 01.04.2025)
"О федеральной службе безопасности"Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
Справочная информация: "Федеральные органы исполнительной власти РФ"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральная служба безопасности Российской Федерации
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральная служба безопасности Российской Федерации
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
Статья: Имплементация международных положений в Российской Федерации: политико-правовой аспект
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)С учетом юридической силы, предоставленной Конституцией России общепризнанным принципам, нормам международного права, международным договорам, а также современных политических реалий международного правового пространства подобный массовый отказ от имплементации представляется наиболее благоразумным. Принципиальное значение при разрешении данной проблемы имеют вопросы определения границ и приоритета международной или национально-государственной правовых систем, обеспечение национального суверенитета и правовой идентичности. Согласно докладу Института права и публичной политики (внесен в реестр иностранных агентов) об итогах членства России в Совете Европы <24> - из 32 обязательств не выполнены 12 (например, строгое соблюдение норм международного гуманитарного права, включая случаи вооруженных конфликтов на территории России, отсутствие законодательной реформы по приведению законодательства России в соответствии с принципами и стандартами Совета Европы); 10 обязательств оказались "частично выполненными" (пересмотр законодательства о полномочиях ФСБ, вопрос улучшения условий содержания под стражей, принятие Закона о свободе передвижения и выборе места жительства); 10 обязательств "полностью выполнены" (введение законодательной защиты для юристов, передача полномочий по управлению местами лишения свободы и исполнению приговоров от МВД к Минюсту и др.) <25>. Следует ожидать результатов денонсации и, как следствие, реформирования российского законодательства.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)С учетом юридической силы, предоставленной Конституцией России общепризнанным принципам, нормам международного права, международным договорам, а также современных политических реалий международного правового пространства подобный массовый отказ от имплементации представляется наиболее благоразумным. Принципиальное значение при разрешении данной проблемы имеют вопросы определения границ и приоритета международной или национально-государственной правовых систем, обеспечение национального суверенитета и правовой идентичности. Согласно докладу Института права и публичной политики (внесен в реестр иностранных агентов) об итогах членства России в Совете Европы <24> - из 32 обязательств не выполнены 12 (например, строгое соблюдение норм международного гуманитарного права, включая случаи вооруженных конфликтов на территории России, отсутствие законодательной реформы по приведению законодательства России в соответствии с принципами и стандартами Совета Европы); 10 обязательств оказались "частично выполненными" (пересмотр законодательства о полномочиях ФСБ, вопрос улучшения условий содержания под стражей, принятие Закона о свободе передвижения и выборе места жительства); 10 обязательств "полностью выполнены" (введение законодательной защиты для юристов, передача полномочий по управлению местами лишения свободы и исполнению приговоров от МВД к Минюсту и др.) <25>. Следует ожидать результатов денонсации и, как следствие, реформирования российского законодательства.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Кроме того, обязанность в предоставлении копий изъятых документов возложена на орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность. Предоставление налоговому органу результатов оперативно-разыскной деятельности не свидетельствует о том, что Управление ФСБ делегировало полномочия на изготовление копий изъятых документов (Определение ВС РФ от 20.05.2022 N 307-ЭС22-8455 по делу N А56-53885/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Кроме того, обязанность в предоставлении копий изъятых документов возложена на орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность. Предоставление налоговому органу результатов оперативно-разыскной деятельности не свидетельствует о том, что Управление ФСБ делегировало полномочия на изготовление копий изъятых документов (Определение ВС РФ от 20.05.2022 N 307-ЭС22-8455 по делу N А56-53885/2021).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, в удовлетворении требований административного истца отказано. Суды исходили из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленной МВД России компетенции, на основании поступившей из органа ФСБ России информации о выявлении вновь открывшихся обстоятельств, свидетельствующих о том, что административный истец своими действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации, что соответствует предписаниям указанной Государственной программы.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, в удовлетворении требований административного истца отказано. Суды исходили из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленной МВД России компетенции, на основании поступившей из органа ФСБ России информации о выявлении вновь открывшихся обстоятельств, свидетельствующих о том, что административный истец своими действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации, что соответствует предписаниям указанной Государственной программы.
Статья: Органы внутренних дел как субъекты правового обеспечения налоговой безопасности государства
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<18> Как это делает, например, А.В. Пылин (см.: Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 10).
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<18> Как это делает, например, А.В. Пылин (см.: Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 10).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водные объекты могут предоставляться и использоваться для различных целей, связанных с обеспечением национальной безопасности, однако наибольшую роль в данной сфере играет деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых связана с обеспечением государственной безопасности, - органов ФСБ России, в частности для осуществления ее пограничной службой охраны Государственной границы Российской Федерации. Для обеспечения указанных нужд могут размещаться различные объекты инфраструктуры (воинские части и иные объекты) или осуществляться различные действия (например, учения) в целях безопасности.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водные объекты могут предоставляться и использоваться для различных целей, связанных с обеспечением национальной безопасности, однако наибольшую роль в данной сфере играет деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых связана с обеспечением государственной безопасности, - органов ФСБ России, в частности для осуществления ее пограничной службой охраны Государственной границы Российской Федерации. Для обеспечения указанных нужд могут размещаться различные объекты инфраструктуры (воинские части и иные объекты) или осуществляться различные действия (например, учения) в целях безопасности.