Полномочия фас по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия фас по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Нормативные акты
<Письмо> Минпромторга России от 27.10.2023 N 115981/12
<О применении постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616>Дополнительно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ ФАС России наделено полномочиями по контролю осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по оценке правомерности действий заказчиков и участников закупок при проведении закупок.
<О применении постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616>Дополнительно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ ФАС России наделено полномочиями по контролю осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по оценке правомерности действий заказчиков и участников закупок при проведении закупок.
Готовое решение: Как приобретается недвижимость в рамках осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ФАС России, достаточно, чтобы участник в составе заявки подал выписку из ЕГРН, а документ, подтверждающий полномочия представителя собственника имущества, участник представляет при регистрации в ЕИС (Письмо от 13.12.2024 N МШ/115170/24). Ранее ведомство считало, что требовать от участника выписку из ЕГРН неправомерно, так как это требование не соответствует ч. 6 ст. 31 и ст. 43 Закона N 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию, в связи с тем, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанность подтверждать право собственности или наличие товара (Письмо от 11.10.2023 N ПИ/83683/23).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ФАС России, достаточно, чтобы участник в составе заявки подал выписку из ЕГРН, а документ, подтверждающий полномочия представителя собственника имущества, участник представляет при регистрации в ЕИС (Письмо от 13.12.2024 N МШ/115170/24). Ранее ведомство считало, что требовать от участника выписку из ЕГРН неправомерно, так как это требование не соответствует ч. 6 ст. 31 и ст. 43 Закона N 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию, в связи с тем, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанность подтверждать право собственности или наличие товара (Письмо от 11.10.2023 N ПИ/83683/23).
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)В рамках укрепления контрольных механизмов в сфере государственных закупок Министерство финансов РФ исполняет роль ключевого органа мониторинга. Эта деятельность предусматривает всесторонний анализ и обработку данных о государственных закупках, которые регламентируются нормами, закрепленными в правилах, утвержденных Правительством РФ. Объем работ Минфина в этой области охватывает данные, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок, указанные в ч. 3 и 4 ст. 97 Федерального закона N 44-ФЗ.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)В рамках укрепления контрольных механизмов в сфере государственных закупок Министерство финансов РФ исполняет роль ключевого органа мониторинга. Эта деятельность предусматривает всесторонний анализ и обработку данных о государственных закупках, которые регламентируются нормами, закрепленными в правилах, утвержденных Правительством РФ. Объем работ Минфина в этой области охватывает данные, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок, указанные в ч. 3 и 4 ст. 97 Федерального закона N 44-ФЗ.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Повторно акцентируем внимание на том факте, что основная деятельность ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ - это антимонопольный и процедурный контроль, эффективность которого исходя из правильной формулировки цели публичных закупок не в полной мере доказана. Более того, наделение Минфина России и ФАС России полномочиями по регулированию и административному контролю соответственно сформировало в итоге фундаментальные разногласия в подходе к правовому регулированию и управлению публичными закупками.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Повторно акцентируем внимание на том факте, что основная деятельность ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ - это антимонопольный и процедурный контроль, эффективность которого исходя из правильной формулировки цели публичных закупок не в полной мере доказана. Более того, наделение Минфина России и ФАС России полномочиями по регулированию и административному контролю соответственно сформировало в итоге фундаментальные разногласия в подходе к правовому регулированию и управлению публичными закупками.
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня - от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня - от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо Госкорпорацией "Роскосмос", либо госучреждением, ГУП, либо АО, 100% акций которого принадлежат РФ, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). На этом основании можете заключить, например, контракт на поставку государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) с АО "Почта России" (Письмо ФАС России от 23.03.2022 N ПИ/25152/22);
(КонсультантПлюс, 2025)органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо Госкорпорацией "Роскосмос", либо госучреждением, ГУП, либо АО, 100% акций которого принадлежат РФ, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). На этом основании можете заключить, например, контракт на поставку государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) с АО "Почта России" (Письмо ФАС России от 23.03.2022 N ПИ/25152/22);
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка ФАС России: Правила предоставляют руководителям юридических лиц и физическим лицам при регистрации в ЕИС в качестве участников закупок наделять иных лиц полномочиями на осуществление действий в ЕИС и на электронной площадке (в т.ч. специализированной). Таким образом, иные лица имеют право от имени участников закупок осуществлять действия, предусмотренные положениями Закона N 44-ФЗ. Кроме того, закон не обязывает участников представлять в составе заявки документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, от имени юридических лиц или физических лиц. Следовательно, отклонение заявки являлось неправомерным <9>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка ФАС России: Правила предоставляют руководителям юридических лиц и физическим лицам при регистрации в ЕИС в качестве участников закупок наделять иных лиц полномочиями на осуществление действий в ЕИС и на электронной площадке (в т.ч. специализированной). Таким образом, иные лица имеют право от имени участников закупок осуществлять действия, предусмотренные положениями Закона N 44-ФЗ. Кроме того, закон не обязывает участников представлять в составе заявки документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, от имени юридических лиц или физических лиц. Следовательно, отклонение заявки являлось неправомерным <9>.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если жалоба подана в рамках проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, а также закупок, предусмотренных ст. ст. 111 (в установленном случае) и 111.1 Закона N 44-ФЗ, ФАС России в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы, направит вам уведомление о дате, времени и месте ее рассмотрения либо об отказе в принятии к рассмотрению по существу. Вы можете отозвать такую жалобу до даты ее рассмотрения по существу. Для этого направьте в контрольный орган подписанное уполномоченным лицом заявление об отзыве жалобы. Если заявление подает ваш представитель, приложите к нему документы, подтверждающие полномочия такого лица на его подписание. Направьте заявление в письменной форме без использования ЕИС. Использовать факсимильную связь, электронную почту при этом не допускается (п. п. 3, 4 ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если жалоба подана в рамках проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, а также закупок, предусмотренных ст. ст. 111 (в установленном случае) и 111.1 Закона N 44-ФЗ, ФАС России в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы, направит вам уведомление о дате, времени и месте ее рассмотрения либо об отказе в принятии к рассмотрению по существу. Вы можете отозвать такую жалобу до даты ее рассмотрения по существу. Для этого направьте в контрольный орган подписанное уполномоченным лицом заявление об отзыве жалобы. Если заявление подает ваш представитель, приложите к нему документы, подтверждающие полномочия такого лица на его подписание. Направьте заявление в письменной форме без использования ЕИС. Использовать факсимильную связь, электронную почту при этом не допускается (п. п. 3, 4 ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Вопреки доводам заказчика, суды указали, что проверка порядка применения комиссией заказчика критериев оценки находится в компетенции органа ФАС России. В данной части судебные акты содержат ссылки на ч. 1, 4 ст. 99, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, а также на Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Вопреки доводам заказчика, суды указали, что проверка порядка применения комиссией заказчика критериев оценки находится в компетенции органа ФАС России. В данной части судебные акты содержат ссылки на ч. 1, 4 ст. 99, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, а также на Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг почтовой связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
Готовое решение: Как обжаловать решения ФАС России, принятые в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать в суде незаконное решение и предписание антимонопольного органа может любое лицо, которое считает, что акт не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности. Следовательно, обратиться в суд может как заказчик, так и участник закупки. Кроме того, с целью защиты прав третьих лиц в суд могут обратиться прокурор и органы, осуществляющие публичные полномочия (ч. 1, 2 ст. 198 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обжаловать в суде незаконное решение и предписание антимонопольного органа может любое лицо, которое считает, что акт не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности. Следовательно, обратиться в суд может как заказчик, так и участник закупки. Кроме того, с целью защиты прав третьих лиц в суд могут обратиться прокурор и органы, осуществляющие публичные полномочия (ч. 1, 2 ст. 198 АПК РФ).