Полномочия члена избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия члена избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Таким образом, в силу прямого указания п. 15 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." государственную (муниципальную) должность замещают только члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие в соответствующих комиссиях на постоянной (штатной) основе, что, однако, противоречит положениям иных нормативных правовых актов. С позиции системного подхода отнесение членов избирательных комиссий с правом решающего голоса к лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, независимо от основы замещения соответствующей должности, представляется нам более предпочтительным и отвечающим целям унификации антикоррупционных стандартов. Как отмечалось выше, полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса равнозначны. С точки зрения уголовного законодательства члены избирательных комиссий, вне зависимости от основы замещения должности, являются субъектом должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, то есть лицами, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в органах публичной власти.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Таким образом, в силу прямого указания п. 15 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." государственную (муниципальную) должность замещают только члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие в соответствующих комиссиях на постоянной (штатной) основе, что, однако, противоречит положениям иных нормативных правовых актов. С позиции системного подхода отнесение членов избирательных комиссий с правом решающего голоса к лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, независимо от основы замещения соответствующей должности, представляется нам более предпочтительным и отвечающим целям унификации антикоррупционных стандартов. Как отмечалось выше, полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса равнозначны. С точки зрения уголовного законодательства члены избирательных комиссий, вне зависимости от основы замещения должности, являются субъектом должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, то есть лицами, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в органах публичной власти.
Статья: Субъекты наблюдения на выборах: вопросы совершенствования российского избирательного законодательства
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)Кроме членов избирательных комиссий правом на присутствие на заседаниях избирательной комиссии и совершение других действий (следовательно, и на наблюдение за обозначенными в законе действиями комиссии) обладают работники аппарата избирательной комиссии. Данное право закреплено в ст. 30 ФЗ N 67, ст. 32 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Аналогично контрольным полномочиям членов избирательной комиссии это можно отнести к долгосрочному наблюдению.
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)Кроме членов избирательных комиссий правом на присутствие на заседаниях избирательной комиссии и совершение других действий (следовательно, и на наблюдение за обозначенными в законе действиями комиссии) обладают работники аппарата избирательной комиссии. Данное право закреплено в ст. 30 ФЗ N 67, ст. 32 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Аналогично контрольным полномочиям членов избирательной комиссии это можно отнести к долгосрочному наблюдению.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 24. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 24. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"9.1. Полномочия члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, назначенного по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, могут быть прекращены досрочно по ее мотивированному представлению, внесенному в орган, назначивший этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, а также в период избирательной кампании, период кампании референдума, в которых участвует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"9.1. Полномочия члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, назначенного по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, могут быть прекращены досрочно по ее мотивированному представлению, внесенному в орган, назначивший этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, а также в период избирательной кампании, период кампании референдума, в которых участвует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Статья: Индивидуальное судебное регулирование Верховного Суда Российской Федерации в поддержании баланса прав и правовых интересов работника и работодателя
(Воронов И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В практике рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, ВС РФ выработал позицию, в соответствии с которой запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 19, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ <4>.
(Воронов И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В практике рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, ВС РФ выработал позицию, в соответствии с которой запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 19, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ <4>.
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить руководителя - члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока его полномочий (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить руководителя - члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока его полномочий (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Готовое решение: Как досрочно прекратить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) по инициативе учредителей
(КонсультантПлюс, 2025)в иных случаях, если нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока полномочий, а члена комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума. Если руководитель относится к таким лицам, то его уволить в указанные периоды нельзя (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)в иных случаях, если нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока полномочий, а члена комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума. Если руководитель относится к таким лицам, то его уволить в указанные периоды нельзя (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. Аналогичным образом члены избирательной комиссии и комиссии референдума обращаются за защитой своих прав, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Вместе с тем при реализации своего активного избирательного права член избирательной комиссии или комиссии референдума рассматривается не как полномочный представитель коллегиального органа, а как избиратель, имеющий право на обращение в суд с административным исковым заявлением по ч. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. Аналогичным образом члены избирательной комиссии и комиссии референдума обращаются за защитой своих прав, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Вместе с тем при реализации своего активного избирательного права член избирательной комиссии или комиссии референдума рассматривается не как полномочный представитель коллегиального органа, а как избиратель, имеющий право на обращение в суд с административным исковым заявлением по ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Рынок труда - это система общественных отношений, связанная с наймом и предложением труда, то есть с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками <3>. Выходя на рынок труда, вчерашние студенты пополняют ряды рабочей силы - это лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период - в неделю проведения обследования рабочей силы специалистами Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) - считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Росстат считает занятыми лиц в возрасте 15 лет и старше, которые в неделю проведения Росстатом обследования рабочей силы выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия <4>. В соответствии с российским законодательством, занятыми считаются работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе, и некоторые другие категории (полное определение понятия приводится в ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 02.07.2021) "О занятости населения в Российской Федерации").
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Рынок труда - это система общественных отношений, связанная с наймом и предложением труда, то есть с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками <3>. Выходя на рынок труда, вчерашние студенты пополняют ряды рабочей силы - это лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период - в неделю проведения обследования рабочей силы специалистами Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) - считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Росстат считает занятыми лиц в возрасте 15 лет и старше, которые в неделю проведения Росстатом обследования рабочей силы выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия <4>. В соответствии с российским законодательством, занятыми считаются работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе, и некоторые другие категории (полное определение понятия приводится в ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 02.07.2021) "О занятости населения в Российской Федерации").
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.