Полная и частичная дееспособность
Подборка наиболее важных документов по запросу Полная и частичная дееспособность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2025 N 88-25810/2025 (УИД 50RS0016-01-2024-002748-70)
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании неустойки по кредитному договору.
Требования заемщика: 4) О признании кредитного договора недействительным.
Обстоятельства: Банк ссылается на то, что обязательства по возврату суммы кредита заемщик исполнял ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность. Возражая относительно заявленных банком требований, заемщик указал на то, что кредитный договор был заключен в результате мошеннических действий.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной или частичной дееспособностью, не исключает наличия порока его воли при совершении сделки.
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании неустойки по кредитному договору.
Требования заемщика: 4) О признании кредитного договора недействительным.
Обстоятельства: Банк ссылается на то, что обязательства по возврату суммы кредита заемщик исполнял ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность. Возражая относительно заявленных банком требований, заемщик указал на то, что кредитный договор был заключен в результате мошеннических действий.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной или частичной дееспособностью, не исключает наличия порока его воли при совершении сделки.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2025 N 88-24951/2025 (УИД 50RS0016-01-2024-000650-59)
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: 1) О признании кредитного договора недействительным.
Требования заимодавца: 2) О взыскании основного долга; 3) О расторжении кредитного договора.
Обстоятельства: Обязательства по внесению ежемесячных платежей в счет погашения кредитной задолженности выполнялись заемщиком ненадлежащим образом, в связи с чем банком в его адрес было направлено требование (претензия) о досрочном возврате суммы кредита.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной или частичной дееспособностью, не исключает наличия порока его воли при совершении сделки.
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: 1) О признании кредитного договора недействительным.
Требования заимодавца: 2) О взыскании основного долга; 3) О расторжении кредитного договора.
Обстоятельства: Обязательства по внесению ежемесячных платежей в счет погашения кредитной задолженности выполнялись заемщиком ненадлежащим образом, в связи с чем банком в его адрес было направлено требование (претензия) о досрочном возврате суммы кредита.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной или частичной дееспособностью, не исключает наличия порока его воли при совершении сделки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются основные системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов. Указывается на невозможность реализации некоторых рекомендаций Комитета ООН по правам инвалидов, основанных на его толковании положений Конвенции ООН о правах инвалидов и касающихся замены термина "инвалид" иным термином, упразднения институтов полного и частичного ограничения дееспособности вследствие психического расстройства, ликвидации специальных образовательных организаций для инвалидов и замены их системой инклюзивного образования. Рассмотрено неоднозначное влияние на реализацию Конвенции о правах инвалидов изменений, внесенных в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации (РФ). Анализируются проблемы, связанные с правовой защитой инвалидов от дискриминации. Охарактеризованы проблемы, связанные с правовым регулированием социального обеспечения инвалидов.
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются основные системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов. Указывается на невозможность реализации некоторых рекомендаций Комитета ООН по правам инвалидов, основанных на его толковании положений Конвенции ООН о правах инвалидов и касающихся замены термина "инвалид" иным термином, упразднения институтов полного и частичного ограничения дееспособности вследствие психического расстройства, ликвидации специальных образовательных организаций для инвалидов и замены их системой инклюзивного образования. Рассмотрено неоднозначное влияние на реализацию Конвенции о правах инвалидов изменений, внесенных в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации (РФ). Анализируются проблемы, связанные с правовой защитой инвалидов от дискриминации. Охарактеризованы проблемы, связанные с правовым регулированием социального обеспечения инвалидов.
Статья: О сделкоподобных действиях
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)В этом элементе дееспособности важна возможность лица осознавать, что его действия неминуемо повлекут юридические последствия. Поэтому во многом способность совершать сделкоподобные действия перекликается с проявлением дееспособности в каждой из ее разновидностей. Если частично или ограниченно дееспособное лицо лишено возможности свободно совершать определенные сделки без установленного законом согласия законного представителя, то аналогичная редукция дееспособности распространяется и на способность осуществить сделкоподобное действие в рамках правоотношения из таких сделок. Еще более ярко подобная логика видна на примере граждан, признанных судом недееспособными. В последнем случае сделкоподобные действия для и за признанного недееспособным лица совершает опекун. А. Манигк также предлагает переносить нормы о дееспособности лишь постольку, поскольку сделкоподобное действие основано на отношении сторон, для возникновения которого ранее требовалась дееспособность <12>. Поэтому в тех отношениях, в которых совершение сделки возможно в рамках частичного или полного отсутствия дееспособности, совершение сделкоподобных действий доступно и недееспособному. Например, в соответствии с § 682 ГГУ гестором в обязательствах, возникших из ведения чужих дел без поручения, может быть в том числе и недееспособное лицо, а потому на нем согласно § 681 ГГУ лежит обязанность по уведомлению доминуса о принятии на себя чужого дела. Последний же не может ссылаться на то, что он ожидал уведомления от законного представителя или его согласия.
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)В этом элементе дееспособности важна возможность лица осознавать, что его действия неминуемо повлекут юридические последствия. Поэтому во многом способность совершать сделкоподобные действия перекликается с проявлением дееспособности в каждой из ее разновидностей. Если частично или ограниченно дееспособное лицо лишено возможности свободно совершать определенные сделки без установленного законом согласия законного представителя, то аналогичная редукция дееспособности распространяется и на способность осуществить сделкоподобное действие в рамках правоотношения из таких сделок. Еще более ярко подобная логика видна на примере граждан, признанных судом недееспособными. В последнем случае сделкоподобные действия для и за признанного недееспособным лица совершает опекун. А. Манигк также предлагает переносить нормы о дееспособности лишь постольку, поскольку сделкоподобное действие основано на отношении сторон, для возникновения которого ранее требовалась дееспособность <12>. Поэтому в тех отношениях, в которых совершение сделки возможно в рамках частичного или полного отсутствия дееспособности, совершение сделкоподобных действий доступно и недееспособному. Например, в соответствии с § 682 ГГУ гестором в обязательствах, возникших из ведения чужих дел без поручения, может быть в том числе и недееспособное лицо, а потому на нем согласно § 681 ГГУ лежит обязанность по уведомлению доминуса о принятии на себя чужого дела. Последний же не может ссылаться на то, что он ожидал уведомления от законного представителя или его согласия.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Статья: Беспрепятственное осуществление прав наследников: понятие и ограничения
(Астахова М.А.)
("Наследственное право", 2021, N 4)Определенные ограничения усматриваются и в нормах, определяющих отдельные вопросы статуса субъектов гражданских правоотношений. Являясь специальной разновидностью таких субъектов, наследники для беспрепятственного осуществления своих прав должны соответствовать общим требованиям "полноценности", выдвигаемым гражданским законодательством. Например, физические лица - наследники, желающие самостоятельно реализовать свои права в отношении наследства, должны обладать дееспособностью в полном объеме. В свою очередь, "неполный" объем дееспособности по причине ее ограничения в силу ст. 30 ГК РФ может рассматриваться как своеобразная преграда на пути непосредственного осуществления субъективного наследственного права. Аналогичным образом можно расценить и такое обстоятельство, как лишение лица дееспособности на основании ст. 29 ГК РФ. При этом "утраченная" или "ограниченная" дееспособность не представляют собой нерушимые преграды, ибо осуществление права наследника может происходить посредством привлечения опекуна или попечителя. Таким образом, ограничения, связанные с правовым состоянием наследника, достаточно легко преодолимы.
(Астахова М.А.)
("Наследственное право", 2021, N 4)Определенные ограничения усматриваются и в нормах, определяющих отдельные вопросы статуса субъектов гражданских правоотношений. Являясь специальной разновидностью таких субъектов, наследники для беспрепятственного осуществления своих прав должны соответствовать общим требованиям "полноценности", выдвигаемым гражданским законодательством. Например, физические лица - наследники, желающие самостоятельно реализовать свои права в отношении наследства, должны обладать дееспособностью в полном объеме. В свою очередь, "неполный" объем дееспособности по причине ее ограничения в силу ст. 30 ГК РФ может рассматриваться как своеобразная преграда на пути непосредственного осуществления субъективного наследственного права. Аналогичным образом можно расценить и такое обстоятельство, как лишение лица дееспособности на основании ст. 29 ГК РФ. При этом "утраченная" или "ограниченная" дееспособность не представляют собой нерушимые преграды, ибо осуществление права наследника может происходить посредством привлечения опекуна или попечителя. Таким образом, ограничения, связанные с правовым состоянием наследника, достаточно легко преодолимы.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Далее возникает вопрос: каких физических лиц и какие организации можно отнести к числу потенциально способных вступать в административные правоотношения, приобретать и реализовывать административные права и обязанности? Административно-правовая наука дает ответ на этот вопрос, используя по аналогии правовые конструкции правоспособности и дееспособности, выработанные в теории гражданского права. В частности, в административное право введены понятия "административная правоспособность", под которой понимается способность субъекта иметь административные права и нести административные обязанности, и "административная дееспособность", рассматриваемая как способность субъекта своими собственными действиями приобретать и осуществлять административные права и исполнять имеющиеся у него административные обязанности. При этом подчеркивается, что физическое лицо или организация могут выступать субъектами административного права только при обладании ими соответствующей правоспособностью и дееспособностью. Однако в отличие от гражданского права такие административно-правовые конструкции, как административная правоспособность и административная дееспособность, не закреплены в действующем административном законодательстве. Применение к административным правоотношениям по аналогии соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно в силу существенной специфики данных отношений. При рассмотрении теоретически сконструированных понятий административной правоспособности и административной дееспособности, в том числе при сравнении их с аналогичными понятиями гражданского права, возникает целый ряд принципиальных вопросов, ответы на которые имеют практическую значимость. К числу таких риторических вопросов можно, в частности, отнести следующие: 1) с какого момента у физического и юридического лица возникает административная правоспособность (у физического лица - вряд ли с момента рождения, у юридического лица - не всегда с момента его государственной регистрации); 2) с какого момента у физического и юридического лица возникает частичная и полная административная дееспособность (у физического лица полная - не всегда с 18 лет, частичная имеется даже у малолетних (исполнение обязанностей как учащихся, как участников дорожного движения), у юридического лица - может возникать с момента наделения его специальным правовым статусом); 3) каковы характер и объем предусмотренных нормами административного права прав и обязанностей физических и юридических лиц, обладающих административной правоспособностью, частичной или полной административной дееспособностью; 4) какие физические и юридические лица обладают общей, а какие - специальной административной правоспособностью и административной дееспособностью? За неимением ответов на обозначенные общие, рамочные вопросы в действующем административном законодательстве России, прежде всего в силу отсутствия в его структуре базового федерального административного закона, особенности правового положения тех или иных категорий субъектов административного права, с моей точки зрения, могут определяться на основе правовых норм, регулирующих их участие в соответствующих правоотношениях. Таким образом, могут определяться, например, особенности административной правоспособности и административной дееспособности граждан Российской Федерации, организаций в тех или иных случаях их взаимодействия с административно-публичными органами (регистрационного, лицензионно-разрешительного, контрольно-надзорного и т.п.), государственных служащих, обучающихся учебных заведений, иностранных граждан и лиц без гражданства.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Далее возникает вопрос: каких физических лиц и какие организации можно отнести к числу потенциально способных вступать в административные правоотношения, приобретать и реализовывать административные права и обязанности? Административно-правовая наука дает ответ на этот вопрос, используя по аналогии правовые конструкции правоспособности и дееспособности, выработанные в теории гражданского права. В частности, в административное право введены понятия "административная правоспособность", под которой понимается способность субъекта иметь административные права и нести административные обязанности, и "административная дееспособность", рассматриваемая как способность субъекта своими собственными действиями приобретать и осуществлять административные права и исполнять имеющиеся у него административные обязанности. При этом подчеркивается, что физическое лицо или организация могут выступать субъектами административного права только при обладании ими соответствующей правоспособностью и дееспособностью. Однако в отличие от гражданского права такие административно-правовые конструкции, как административная правоспособность и административная дееспособность, не закреплены в действующем административном законодательстве. Применение к административным правоотношениям по аналогии соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно в силу существенной специфики данных отношений. При рассмотрении теоретически сконструированных понятий административной правоспособности и административной дееспособности, в том числе при сравнении их с аналогичными понятиями гражданского права, возникает целый ряд принципиальных вопросов, ответы на которые имеют практическую значимость. К числу таких риторических вопросов можно, в частности, отнести следующие: 1) с какого момента у физического и юридического лица возникает административная правоспособность (у физического лица - вряд ли с момента рождения, у юридического лица - не всегда с момента его государственной регистрации); 2) с какого момента у физического и юридического лица возникает частичная и полная административная дееспособность (у физического лица полная - не всегда с 18 лет, частичная имеется даже у малолетних (исполнение обязанностей как учащихся, как участников дорожного движения), у юридического лица - может возникать с момента наделения его специальным правовым статусом); 3) каковы характер и объем предусмотренных нормами административного права прав и обязанностей физических и юридических лиц, обладающих административной правоспособностью, частичной или полной административной дееспособностью; 4) какие физические и юридические лица обладают общей, а какие - специальной административной правоспособностью и административной дееспособностью? За неимением ответов на обозначенные общие, рамочные вопросы в действующем административном законодательстве России, прежде всего в силу отсутствия в его структуре базового федерального административного закона, особенности правового положения тех или иных категорий субъектов административного права, с моей точки зрения, могут определяться на основе правовых норм, регулирующих их участие в соответствующих правоотношениях. Таким образом, могут определяться, например, особенности административной правоспособности и административной дееспособности граждан Российской Федерации, организаций в тех или иных случаях их взаимодействия с административно-публичными органами (регистрационного, лицензионно-разрешительного, контрольно-надзорного и т.п.), государственных служащих, обучающихся учебных заведений, иностранных граждан и лиц без гражданства.