Политика управления рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Политика управления рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О раскрытии информации в пояснительных примечаниях к консолидированной отчетности банковских групп, в том числе о политике управления рисками.
(Письмо Банка России от 07.12.2023 N 815-P-2023/1)Вопрос: Вопрос по применению Приложения к Положению N 815-П <1> в части требований к информации, раскрываемой в примечаниях к консолидированной отчетности. Возможно ли в примечаниях сослаться на Информацию о принимаемых рисках банковской группы, раскрываемую в соответствии с Указанием Банка России N 4482-У <2>? В каком объеме и в какой форме следует раскрывать информацию о политике управления рисками банковской группы? Насколько подробную информацию необходимо раскрывать в примечаниях?
(Письмо Банка России от 07.12.2023 N 815-P-2023/1)Вопрос: Вопрос по применению Приложения к Положению N 815-П <1> в части требований к информации, раскрываемой в примечаниях к консолидированной отчетности. Возможно ли в примечаниях сослаться на Информацию о принимаемых рисках банковской группы, раскрываемую в соответствии с Указанием Банка России N 4482-У <2>? В каком объеме и в какой форме следует раскрывать информацию о политике управления рисками банковской группы? Насколько подробную информацию необходимо раскрывать в примечаниях?
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Совет директоров утверждает внутренние документы общества, определяющие политику по организации управления рисками и внутреннего контроля (п. 1 ст. 87.1 Закона об АО). Данные документы не относятся к внутренним документам, регулирующим деятельность органов общества (п. 5 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
(КонсультантПлюс, 2025)Совет директоров утверждает внутренние документы общества, определяющие политику по организации управления рисками и внутреннего контроля (п. 1 ст. 87.1 Закона об АО). Данные документы не относятся к внутренним документам, регулирующим деятельность органов общества (п. 5 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2021 N 2208-р
(ред. от 01.09.2025)
<Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ">XVI. Основные положения политики управления рисками
(ред. от 01.09.2025)
<Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ">XVI. Основные положения политики управления рисками
"Политика управления рисками Банка России"
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Риск начальника боится
(Моисеев А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 4)На стратегическом уровне - это учет рисков ИУ при разработке стратегии финансовой организации, а также при рассмотрении крупных инвестиционных проектов. Помимо этого к обязательным требованиям относится утверждение политики по управлению рисками реализации информационных угроз, распределяющих роли и обязанности в рамках концепции "трех линий защиты", описанных в ГОСТе.
(Моисеев А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 4)На стратегическом уровне - это учет рисков ИУ при разработке стратегии финансовой организации, а также при рассмотрении крупных инвестиционных проектов. Помимо этого к обязательным требованиям относится утверждение политики по управлению рисками реализации информационных угроз, распределяющих роли и обязанности в рамках концепции "трех линий защиты", описанных в ГОСТе.
Статья: Международные транзакции в России и за рубежом
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)В статье рассматриваются регулятивные заградительные процедуры, сформированные в российском финансовом праве для предотвращения чрезвычайного оттока капитала из страны после введения в отношении России санкций. Приведен перечень применяющихся заградительных механизмов, которые в силу оказываемого на страну давления влияют на предпринимателей - субъектов трансграничных сделок. Автор рекомендует пользователям финансовой системы и участникам внешнеэкономической деятельности учитывать такие механизмы при формировании внутренней политики управления рисками в компании.
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)В статье рассматриваются регулятивные заградительные процедуры, сформированные в российском финансовом праве для предотвращения чрезвычайного оттока капитала из страны после введения в отношении России санкций. Приведен перечень применяющихся заградительных механизмов, которые в силу оказываемого на страну давления влияют на предпринимателей - субъектов трансграничных сделок. Автор рекомендует пользователям финансовой системы и участникам внешнеэкономической деятельности учитывать такие механизмы при формировании внутренней политики управления рисками в компании.
Статья: Управление риском аутсорсинга ИТ-поставщиков: как корректно сформировать требования
(Чекудаев К.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Иными словами, необходимо разработать политику по аутсорсингу (или по управлению рисками аутсорсинга). В нее следует включить положения об ответственности и распределении полномочий по управлению рисками аутсорсинга среди сотрудников, перечень необходимых мероприятий, порядок идентификации, управления и мониторинга рисков аутсорсинга. Поставщики ИТ-услуг должны не только быть ознакомлены с Политикой и другими документами, но и проводить совместные мероприятия по предотвращению угроз, самооценку рисков и обеспечения надежности процессов.
(Чекудаев К.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Иными словами, необходимо разработать политику по аутсорсингу (или по управлению рисками аутсорсинга). В нее следует включить положения об ответственности и распределении полномочий по управлению рисками аутсорсинга среди сотрудников, перечень необходимых мероприятий, порядок идентификации, управления и мониторинга рисков аутсорсинга. Поставщики ИТ-услуг должны не только быть ознакомлены с Политикой и другими документами, но и проводить совместные мероприятия по предотвращению угроз, самооценку рисков и обеспечения надежности процессов.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В рамках данной инициативы предлагаем Банку России разработать процедуру подачи ходатайства на валидацию внутренних статистических моделей для определения CCF в пруденциальном резервировании. Нормы пруденциального резервирования, действующие с 2004 года, требуют существенной трансформации и разработки новых инструментов регулирования, обеспечивающих кредитным организациям развитие собственных риск-взвешенных политик управления рисками, расходами и капиталом.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В рамках данной инициативы предлагаем Банку России разработать процедуру подачи ходатайства на валидацию внутренних статистических моделей для определения CCF в пруденциальном резервировании. Нормы пруденциального резервирования, действующие с 2004 года, требуют существенной трансформации и разработки новых инструментов регулирования, обеспечивающих кредитным организациям развитие собственных риск-взвешенных политик управления рисками, расходами и капиталом.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Потенциал правительства играет определенную роль в том, как обрабатываются или используются "большие данные" при рассмотрении конкретных областей политики, включая управление рисками коррупции. Эти факторы могут повлиять на эффективность анализа "больших данных", и хотя они могут расширить возможности для информирования об усилиях по борьбе с коррупцией и добросовестности, они также могут препятствовать этой деятельности или даже создавать коррупционные риски, особенно при злоупотреблении полномочиями в области сбора данных, конфиденциальности, защиты, безопасности, управления и использования. Важно отметить, что эти риски особенно значительны, когда данные касаются отдельных лиц, что имеет последствия для прав человека, или когда аналитическая обработка дает ошибочные или неправильно интерпретированные результаты, которые могут иметь широкомасштабные негативные последствия <541>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Потенциал правительства играет определенную роль в том, как обрабатываются или используются "большие данные" при рассмотрении конкретных областей политики, включая управление рисками коррупции. Эти факторы могут повлиять на эффективность анализа "больших данных", и хотя они могут расширить возможности для информирования об усилиях по борьбе с коррупцией и добросовестности, они также могут препятствовать этой деятельности или даже создавать коррупционные риски, особенно при злоупотреблении полномочиями в области сбора данных, конфиденциальности, защиты, безопасности, управления и использования. Важно отметить, что эти риски особенно значительны, когда данные касаются отдельных лиц, что имеет последствия для прав человека, или когда аналитическая обработка дает ошибочные или неправильно интерпретированные результаты, которые могут иметь широкомасштабные негативные последствия <541>.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- контроль за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля, анализ и оценка исполнения политики в области управления рисками и внутреннего контроля;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- контроль за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля, анализ и оценка исполнения политики в области управления рисками и внутреннего контроля;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России утверждена и с 23 марта 2016 г. введена в действие Политика управления рисками Банка России <233>, которая устанавливает общие подходы к управлению рисками, возникающими в процессе достижения Банком России целей своей деятельности и выполнения функций, возложенных на него Законом о Банке России и другими федеральными законами. Названный документ определяет цель и задачи, принципы управления рисками Банка России, классификацию рисков Банка России, основные термины и определения, используемые в области управления рисками Банка России (приложение), а также элементы системы управления рисками Банка России, в том числе ключевые процессы и организационную структуру управления рисками Банка России;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России утверждена и с 23 марта 2016 г. введена в действие Политика управления рисками Банка России <233>, которая устанавливает общие подходы к управлению рисками, возникающими в процессе достижения Банком России целей своей деятельности и выполнения функций, возложенных на него Законом о Банке России и другими федеральными законами. Названный документ определяет цель и задачи, принципы управления рисками Банка России, классификацию рисков Банка России, основные термины и определения, используемые в области управления рисками Банка России (приложение), а также элементы системы управления рисками Банка России, в том числе ключевые процессы и организационную структуру управления рисками Банка России;
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)В соответствии с разъяснениями Банка России <11> о порядке проведения оценки соблюдения принципов корпоративного управления, изложенных в Кодексе корпоративного управления, эмитент обязан публиковать в годовом отчете информацию, подтверждающую функционирование в корпорации системы управления рисками. Банк России считает такое требование исполненным, если принципы и подходы к организации системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе определены советом директоров и закреплены во внутренних документах общества, определяющих политику в области управления рисками и внутреннего контроля, а также если в отчетном периоде совет директоров утвердил (пересмотрел) приемлемую величину рисков (риск-аппетит) общества либо комитет по аудиту и (или) комитет по рискам (при наличии) рассмотрел целесообразность вынесения на рассмотрение совета директоров вопроса о пересмотре риск-аппетита общества (п. 2.1.3). Кроме того, необходимо, чтобы в отчетном периоде в рамках проведения внутреннего аудита была дана оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля (п. 5.2.2).
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)В соответствии с разъяснениями Банка России <11> о порядке проведения оценки соблюдения принципов корпоративного управления, изложенных в Кодексе корпоративного управления, эмитент обязан публиковать в годовом отчете информацию, подтверждающую функционирование в корпорации системы управления рисками. Банк России считает такое требование исполненным, если принципы и подходы к организации системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе определены советом директоров и закреплены во внутренних документах общества, определяющих политику в области управления рисками и внутреннего контроля, а также если в отчетном периоде совет директоров утвердил (пересмотрел) приемлемую величину рисков (риск-аппетит) общества либо комитет по аудиту и (или) комитет по рискам (при наличии) рассмотрел целесообразность вынесения на рассмотрение совета директоров вопроса о пересмотре риск-аппетита общества (п. 2.1.3). Кроме того, необходимо, чтобы в отчетном периоде в рамках проведения внутреннего аудита была дана оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля (п. 5.2.2).
Статья: Модель и регламентация аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности коммерческого банка
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Дифференциация уровней контроля и информирования руководящего персонала обусловлена степенью серьезности выявленных нарушений и потенциальной угрозы стабильности банка. Так, при выявлении критического (низкого) уровня показателей ресурсообеспеченности информация незамедлительно доводится до сведения высшего руководства банка - правления, совета директоров и наблюдательного совета, что обусловлено необходимостью принятия стратегически важных управленческих решений, оперативного пересмотра политики управления рисками и осуществления антикризисных мер, которые находятся исключительно в компетенции высших органов управления банком. Именно высшее руководство обладает достаточными полномочиями для оперативного реагирования на критические риски и обеспечения контроля за выполнением принятых решений.
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Дифференциация уровней контроля и информирования руководящего персонала обусловлена степенью серьезности выявленных нарушений и потенциальной угрозы стабильности банка. Так, при выявлении критического (низкого) уровня показателей ресурсообеспеченности информация незамедлительно доводится до сведения высшего руководства банка - правления, совета директоров и наблюдательного совета, что обусловлено необходимостью принятия стратегически важных управленческих решений, оперативного пересмотра политики управления рисками и осуществления антикризисных мер, которые находятся исключительно в компетенции высших органов управления банком. Именно высшее руководство обладает достаточными полномочиями для оперативного реагирования на критические риски и обеспечения контроля за выполнением принятых решений.
Статья: Финансово-правовые признаки банковского надзора
(Пастушенко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Чрезвычайно важными для финансовой стабильности являются принимаемые Банком России меры по управлению рисками. Как следует из Политики управления рисками Банка России (утв. 23 марта 2016 г.), указанные меры применяются в случае установления по результатам надзорной деятельности обстоятельств, свидетельствующих о наличии финансовых и иных опасностей для планомерного осуществления банковской деятельности. Сказанное свидетельствует о риск-ориентированном характере банковского надзора и банковского регулирования как взаимообусловленных функций ЦБ РФ.
(Пастушенко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Чрезвычайно важными для финансовой стабильности являются принимаемые Банком России меры по управлению рисками. Как следует из Политики управления рисками Банка России (утв. 23 марта 2016 г.), указанные меры применяются в случае установления по результатам надзорной деятельности обстоятельств, свидетельствующих о наличии финансовых и иных опасностей для планомерного осуществления банковской деятельности. Сказанное свидетельствует о риск-ориентированном характере банковского надзора и банковского регулирования как взаимообусловленных функций ЦБ РФ.