Полезные ископаемые подземные воды
Подборка наиболее важных документов по запросу Полезные ископаемые подземные воды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Гражданин) включена в региональный реестр владельцев участков, которые вправе использовать общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды для собственных нужд (получение лицензии в данном случае не требуется)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Гражданин) включена в региональный реестр владельцев участков, которые вправе использовать общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды для собственных нужд (получение лицензии в данном случае не требуется)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, установив неправомерное применение обществом ставки налога 5,5 процента согласно подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, а также рентного коэффициента, равного 1, в отношении добываемого обществом базальта. Общество полагало, что базальт относится к строительному камню, то есть к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии, а не к неметаллическому горнорудному сырью. Общество указало, что классификация базальта как горнорудного неметаллического сырья не может производиться исключительно в зависимости от химических свойств и способов дальнейшего использования полезного ископаемого. Суд согласился с выводами налогового органа и отметил, что общество добывает не просто базальт, относящийся к строительному камню, а базальт, который в силу его исключительных геолого-химических характеристик и свойств является сырьем для изготовления супертонкого волокна, то есть добываемый базальт представляет собой качественно более ценный вид полезного ископаемого и относится к горнорудному неметаллическому сырью. Физико-механические характеристики базальта, оцененные исходя из показателей плотности, пористости, водопоглощения и прочности при сжатии, указанные в техническом проекте, суд признал вторичными, не влияющими на оценку первоначальных химических свойств и не исключающими оценку запасов базальта исходя из качественных характеристик и его пригодности для производства минеральной ваты и волокон. Соответствие базальта коду 141118 "Камень для строительства" Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 суд счел не отменяющим приоритетные уникальные характеристики данной породы, позволяющие использовать ее более полно, эффективно и комплексно, нежели только в строительной индустрии. Присвоение того или иного кода добываемому полезному ископаемому служит его идентификации, но не может определять область его исключительного применения. Суд признал невозможным отнесение базальта к общераспространенным полезным ископаемым.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, установив неправомерное применение обществом ставки налога 5,5 процента согласно подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, а также рентного коэффициента, равного 1, в отношении добываемого обществом базальта. Общество полагало, что базальт относится к строительному камню, то есть к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии, а не к неметаллическому горнорудному сырью. Общество указало, что классификация базальта как горнорудного неметаллического сырья не может производиться исключительно в зависимости от химических свойств и способов дальнейшего использования полезного ископаемого. Суд согласился с выводами налогового органа и отметил, что общество добывает не просто базальт, относящийся к строительному камню, а базальт, который в силу его исключительных геолого-химических характеристик и свойств является сырьем для изготовления супертонкого волокна, то есть добываемый базальт представляет собой качественно более ценный вид полезного ископаемого и относится к горнорудному неметаллическому сырью. Физико-механические характеристики базальта, оцененные исходя из показателей плотности, пористости, водопоглощения и прочности при сжатии, указанные в техническом проекте, суд признал вторичными, не влияющими на оценку первоначальных химических свойств и не исключающими оценку запасов базальта исходя из качественных характеристик и его пригодности для производства минеральной ваты и волокон. Соответствие базальта коду 141118 "Камень для строительства" Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 суд счел не отменяющим приоритетные уникальные характеристики данной породы, позволяющие использовать ее более полно, эффективно и комплексно, нежели только в строительной индустрии. Присвоение того или иного кода добываемому полезному ископаемому служит его идентификации, но не может определять область его исключительного применения. Суд признал невозможным отнесение базальта к общераспространенным полезным ископаемым.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
Статья: Дисфункции уголовно-правового регулирования экологических отношений: на примере особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)На территории национальных парков согласно п. 1.1 ст. 15 Закона запрещается изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. Кроме того, в п. 2 ст. 15 Закона четко указано, что на таких территориях "запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а) разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия... д) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов". Вместе с тем ст. 2.1 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому "полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации".
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)На территории национальных парков согласно п. 1.1 ст. 15 Закона запрещается изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. Кроме того, в п. 2 ст. 15 Закона четко указано, что на таких территориях "запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а) разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия... д) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов". Вместе с тем ст. 2.1 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому "полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации".
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Как представляется, данная ситуация сложилась, прежде всего, по причине несогласованности законодательных подходов к решению одного и того же вопроса различных отраслей природоресурсного законодательства. Так, в соответствии со ст. 19 "Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод" Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Как представляется, данная ситуация сложилась, прежде всего, по причине несогласованности законодательных подходов к решению одного и того же вопроса различных отраслей природоресурсного законодательства. Так, в соответствии со ст. 19 "Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод" Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)исключение из объектов налогообложения некоторых полезных ископаемых, геологических коллекционных материалов, подземных вод и метана угольных пластов (п. 2 ст. 336 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)исключение из объектов налогообложения некоторых полезных ископаемых, геологических коллекционных материалов, подземных вод и метана угольных пластов (п. 2 ст. 336 НК РФ);
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. См. комментарии к ст. 52, 52.1, 52.1-1, 52.2, 52.3 ВК РФ <1>. В Законе о недрах см. ст. 19 "Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод", ст. 19.1 "Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов" и ст. 19.2 "Добыча подземных вод садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. См. комментарии к ст. 52, 52.1, 52.1-1, 52.2, 52.3 ВК РФ <1>. В Законе о недрах см. ст. 19 "Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод", ст. 19.1 "Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов" и ст. 19.2 "Добыча подземных вод садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами".
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- либо НДПИ (при добыче подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- либо НДПИ (при добыче подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды).