Полевые учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Полевые учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уставный фонд унитарного предприятия. Руководитель МУП
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерно увеличение уставного фонда МУП за счет межбюджетного трансферта, предоставленного муниципалитету из средств резервного фонда субъекта РФ на определенные цели, например на организацию проведения весенне-полевых работ
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерно увеличение уставного фонда МУП за счет межбюджетного трансферта, предоставленного муниципалитету из средств резервного фонда субъекта РФ на определенные цели, например на организацию проведения весенне-полевых работ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N БС-4-11/477@)Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N БС-4-11/477@)Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
Вопрос: Организация расположена в г. Москве. Работник трудится в полевых партиях в районах Крайнего Севера. Он обратился за предоставлением дополнительного отпуска по ст. 321 ТК РФ. Работодатель отказал, так как выплачиваются суточные и в соответствии с ЛНА предоставляется дополнительный отпуск. Правомерен ли отказ?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: Организация расположена в г. Москве, не имеет филиалов или обособленных структурных подразделений. Трудовая функция работника заключается в работе в полевых разведочных партиях в различных регионах, в том числе в районах Крайнего Севера (до 40% рабочего времени за год). Средняя продолжительность работы в каждой полевой партии составляет 20 рабочих дней без возможности возвращения в этот период в постоянное место жительства. В ЛНА и трудовом договоре установлены условия работы в полевых условиях, гарантии и компенсации. Работнику не установлен вахтовый метод работы.
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: Организация расположена в г. Москве, не имеет филиалов или обособленных структурных подразделений. Трудовая функция работника заключается в работе в полевых разведочных партиях в различных регионах, в том числе в районах Крайнего Севера (до 40% рабочего времени за год). Средняя продолжительность работы в каждой полевой партии составляет 20 рабочих дней без возможности возвращения в этот период в постоянное место жительства. В ЛНА и трудовом договоре установлены условия работы в полевых условиях, гарантии и компенсации. Работнику не установлен вахтовый метод работы.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 86. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 86. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Статья: Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Возложение на Центральный банк РФ функций оператора платформы цифрового рубля существенным образом меняет его правовое положение. Так, Банк России до 1 августа 2023 г. <33> как банк взаимодействовал лишь с ограниченным кругом организаций и практически никогда - с физическими лицами <34> (исключение составляли случаи оказания услуг физическим лицам полевыми учреждениями Банка России в местах, где отсутствуют кредитные организации). Теперь же Центральный банк РФ по общему правилу открывает банковские счета (счета цифрового рубля) любым субъектам хозяйственной деятельности и физическим лицам, изъявившим такое желание <35>, а также проводит операции с цифровым рублем. Таким образом, именно Банк России выступает в качестве обязанного лица в отношении российской национальной цифровой валюты. И именно он ответственен за сохранность цифровых рублей, учтенных на соответствующем счете. Следовательно, при необоснованном списании денежных средств со счета цифрового рубля и при возникновении иных спорных ситуаций (например, при незачислении или несвоевременном зачислении денежных средств, невыполнении распоряжения пользователя ПЦР и т.д.) претензии пользователей будут адресованы именно Банку России. Уже сейчас можно прогнозировать значительный рост числа обращений граждан и юридических лиц после начала массового проведения операций с цифровым рублем. Представляется, что это повлечет за собой расширение штата сотрудников Юридического департамента Центрального банка РФ, а возможно, и образование новых специализированных структурных подразделений.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Возложение на Центральный банк РФ функций оператора платформы цифрового рубля существенным образом меняет его правовое положение. Так, Банк России до 1 августа 2023 г. <33> как банк взаимодействовал лишь с ограниченным кругом организаций и практически никогда - с физическими лицами <34> (исключение составляли случаи оказания услуг физическим лицам полевыми учреждениями Банка России в местах, где отсутствуют кредитные организации). Теперь же Центральный банк РФ по общему правилу открывает банковские счета (счета цифрового рубля) любым субъектам хозяйственной деятельности и физическим лицам, изъявившим такое желание <35>, а также проводит операции с цифровым рублем. Таким образом, именно Банк России выступает в качестве обязанного лица в отношении российской национальной цифровой валюты. И именно он ответственен за сохранность цифровых рублей, учтенных на соответствующем счете. Следовательно, при необоснованном списании денежных средств со счета цифрового рубля и при возникновении иных спорных ситуаций (например, при незачислении или несвоевременном зачислении денежных средств, невыполнении распоряжения пользователя ПЦР и т.д.) претензии пользователей будут адресованы именно Банку России. Уже сейчас можно прогнозировать значительный рост числа обращений граждан и юридических лиц после начала массового проведения операций с цифровым рублем. Представляется, что это повлечет за собой расширение штата сотрудников Юридического департамента Центрального банка РФ, а возможно, и образование новых специализированных структурных подразделений.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. При закупке услуг по организации и проведению учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" заказчик не требовал от участников представления лицензии на образовательную деятельность. В результате победителем аукциона стало АНО ДО "Краевой казачий центр "ПЛАСТУН" - организация без лицензии на образовательную деятельность.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. При закупке услуг по организации и проведению учебно-полевых сборов старшеклассников по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" заказчик не требовал от участников представления лицензии на образовательную деятельность. В результате победителем аукциона стало АНО ДО "Краевой казачий центр "ПЛАСТУН" - организация без лицензии на образовательную деятельность.
Статья: Об особенностях функционирования платформы цифрового рубля
(Хоменко Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Взаимодействие Банка России как оператора платформы цифрового рубля с ее пользователями заключается в открытии и ведении им счетов цифрового рубля. Эта обязанность установлена п. 11 ст. 30.7 Закона о НПС. Банк России осуществляет операции по счету цифрового рубля (списание, зачисление цифровых рублей, иные операции с ними). Правом открывать счета цифрового рубля обладают все пользователи. Ранее установление договорных связей между Банком России и юридическими лицами - некредитными организациями имело место только в отношении некоторых юридических лиц особого правового статуса, в частности Банк России обслуживает банковский счет Агентства по страхованию вкладов. Что же касается физических лиц, то приведенная норма отличается не только новизной, но и установлением абсолютно не свойственной Банку России обязанности, поскольку он обслуживает эту категорию лиц только в особых случаях, например если физическое лицо проживает на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России. В настоящее время договор счета цифрового рубля заключается между Банком России и пользователем, однако прямых контактов с ними у Банка России нет. Так, перевод цифровых рублей осуществляет Банк России на основании распоряжения пользователя платформы, но это распоряжение поступает в Банк России от участника платформы. Иными словами, пользователь обращается в свой обслуживающий банк - участник платформы с распоряжением осуществить перевод цифровых рублей, а банк-участник после надлежащей проверки передает это распоряжение Банку России - оператору платформы.
(Хоменко Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Взаимодействие Банка России как оператора платформы цифрового рубля с ее пользователями заключается в открытии и ведении им счетов цифрового рубля. Эта обязанность установлена п. 11 ст. 30.7 Закона о НПС. Банк России осуществляет операции по счету цифрового рубля (списание, зачисление цифровых рублей, иные операции с ними). Правом открывать счета цифрового рубля обладают все пользователи. Ранее установление договорных связей между Банком России и юридическими лицами - некредитными организациями имело место только в отношении некоторых юридических лиц особого правового статуса, в частности Банк России обслуживает банковский счет Агентства по страхованию вкладов. Что же касается физических лиц, то приведенная норма отличается не только новизной, но и установлением абсолютно не свойственной Банку России обязанности, поскольку он обслуживает эту категорию лиц только в особых случаях, например если физическое лицо проживает на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России. В настоящее время договор счета цифрового рубля заключается между Банком России и пользователем, однако прямых контактов с ними у Банка России нет. Так, перевод цифровых рублей осуществляет Банк России на основании распоряжения пользователя платформы, но это распоряжение поступает в Банк России от участника платформы. Иными словами, пользователь обращается в свой обслуживающий банк - участник платформы с распоряжением осуществить перевод цифровых рублей, а банк-участник после надлежащей проверки передает это распоряжение Банку России - оператору платформы.
Статья: Особенности аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.: COVID-19 как качественно существенная информация
(Швырева О.И., Кругляк З.И., Петух А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, NN 6, 7; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, NN 13, 15)Здесь следует внести еще одну ремарку. Большинство договоров аудита предполагало выдачу аудиторского заключения именно ближе к дате выпуска отчетности. Режим нерабочих дней и самоизоляции во многих городах и регионах России сделал невозможным стандартный режим работы аудиторов и аудиторских организаций, выполнение запланированных "полевых" аудиторских процедур проверки по существу и, что наиболее важно, своевременное "вручение" аудиторского заключения руководству аудируемого лица или иному лицу, установленному договором. Статья 193 ГК РФ позволяет "сдвинуть" дату выполнения обязательств по договору на ближайший рабочий день, если последний день срока приходится на нерабочий день. На дату написания статьи - это 12.05.2020. Следовательно, аудиторы, не выдавшие аудиторские заключения до 24.03.2020, очевидно, приобретают дополнительные обязанности по исследованию влияния негативных событий 2020 г. и прогнозов на качественные характеристики отчетности аудируемых лиц за 2019 г.
(Швырева О.И., Кругляк З.И., Петух А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, NN 6, 7; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, NN 13, 15)Здесь следует внести еще одну ремарку. Большинство договоров аудита предполагало выдачу аудиторского заключения именно ближе к дате выпуска отчетности. Режим нерабочих дней и самоизоляции во многих городах и регионах России сделал невозможным стандартный режим работы аудиторов и аудиторских организаций, выполнение запланированных "полевых" аудиторских процедур проверки по существу и, что наиболее важно, своевременное "вручение" аудиторского заключения руководству аудируемого лица или иному лицу, установленному договором. Статья 193 ГК РФ позволяет "сдвинуть" дату выполнения обязательств по договору на ближайший рабочий день, если последний день срока приходится на нерабочий день. На дату написания статьи - это 12.05.2020. Следовательно, аудиторы, не выдавшие аудиторские заключения до 24.03.2020, очевидно, приобретают дополнительные обязанности по исследованию влияния негативных событий 2020 г. и прогнозов на качественные характеристики отчетности аудируемых лиц за 2019 г.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Готовое решение: Как обособленные подразделения, выделенные и не выделенные на отдельный баланс, платят налоги, взносы и сдают отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)Если по объективным причинам организации не известно, создается ли рабочее место вне места ее нахождения на срок более одного месяца, то для целей налогообложения такое рабочее место не признается стационарным. Это возможно в случаях, когда частое перемещение рабочего места обусловлено целью и характером деятельности организации. Примером может служить полевой многофункциональный госпиталь (Письмо ФНС России от 18.07.2022 N КВ-3-14/7539@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по объективным причинам организации не известно, создается ли рабочее место вне места ее нахождения на срок более одного месяца, то для целей налогообложения такое рабочее место не признается стационарным. Это возможно в случаях, когда частое перемещение рабочего места обусловлено целью и характером деятельности организации. Примером может служить полевой многофункциональный госпиталь (Письмо ФНС России от 18.07.2022 N КВ-3-14/7539@).
Готовое решение: Как составить трудовой договор на выполнение сезонных работ
(КонсультантПлюс, 2025)В законе не предусмотрено определение понятия "сезонные полевые работы", как и не определен перечень таких работ. Полагаем, к ним можно отнести работы, которые отвечают понятию сезонных и одновременно протекают в полевых условиях. В частности, это работы, которые в специальных перечнях сезонных работ (о таких перечнях см. разд. 1, 2 настоящего материала) непосредственно поименованы как полевые, например полевые лесоустроительные работы в организациях лесного хозяйства (п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 498, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382).
(КонсультантПлюс, 2025)В законе не предусмотрено определение понятия "сезонные полевые работы", как и не определен перечень таких работ. Полагаем, к ним можно отнести работы, которые отвечают понятию сезонных и одновременно протекают в полевых условиях. В частности, это работы, которые в специальных перечнях сезонных работ (о таких перечнях см. разд. 1, 2 настоящего материала) непосредственно поименованы как полевые, например полевые лесоустроительные работы в организациях лесного хозяйства (п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 498, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382).
Статья: Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Банком России: отдельные проблемы
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Указанные функции Центрального банка содержатся в гл. 3 Основного Закона страны, именуемой "Федеративное устройство", т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает наличие полевых учреждений Банка России (ст. 86), а по вопросам безопасности государства - обязывает Банк России согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Указанные функции Центрального банка содержатся в гл. 3 Основного Закона страны, именуемой "Федеративное устройство", т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает наличие полевых учреждений Банка России (ст. 86), а по вопросам безопасности государства - обязывает Банк России согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).
Статья: Субъекты публичной администрации, уполномоченные в области обеспечения национальной безопасности России
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Открытый лист выдается федеральным органом охраны объектов культурного наследия <1>. При этом необходимым условием является получение заключения Российской академии наук, в котором отмечена целесообразность проведения планируемых археологических полевых работ. Выдача открытого листа - разновидность государственной услуги, и ее получателями могут быть только физические лица, отвечающие определенным квалификационным требованиям, свидетельствующим о наличии у них необходимых практических и научных познаний для проведения такого рода работ. Кроме того, соискатели открытого листа должны состоять в трудовых отношениях с теми организациями, которые осуществляют археологические полевые работы и деятельность которых связана с их проведением или выявлением и собиранием музейных предметов и музейных коллекций или подготовкой кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Открытый лист выдается федеральным органом охраны объектов культурного наследия <1>. При этом необходимым условием является получение заключения Российской академии наук, в котором отмечена целесообразность проведения планируемых археологических полевых работ. Выдача открытого листа - разновидность государственной услуги, и ее получателями могут быть только физические лица, отвечающие определенным квалификационным требованиям, свидетельствующим о наличии у них необходимых практических и научных познаний для проведения такого рода работ. Кроме того, соискатели открытого листа должны состоять в трудовых отношениях с теми организациями, которые осуществляют археологические полевые работы и деятельность которых связана с их проведением или выявлением и собиранием музейных предметов и музейных коллекций или подготовкой кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.