Покупка муниципального имущества ип
Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка муниципального имущества ип (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как покупатель исполняет обязанности налогового агента по НДС при покупке государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Организации и ИП признаются налоговыми агентами по НДС при покупке государственного и муниципального имущества, которое не закреплено за государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. Налоговые агенты должны исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых органам власти доходов и перечислить в бюджет. Также налоговые агенты представляют декларацию по НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации и ИП признаются налоговыми агентами по НДС при покупке государственного и муниципального имущества, которое не закреплено за государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. Налоговые агенты должны исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых органам власти доходов и перечислить в бюджет. Также налоговые агенты представляют декларацию по НДС.
Статья: Вычет "агентского" НДС
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)При приобретении имущества, составляющего муниципальную казну, покупателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества. При этом вычет сумм НДС по указанному имуществу, приобретенному "физиками" (не индивидуальными предпринимателями) и, соответственно, не признаваемыми плательщиками НДС, нормами НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 01.09.2021 N 03-07-14/70488).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)При приобретении имущества, составляющего муниципальную казну, покупателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества. При этом вычет сумм НДС по указанному имуществу, приобретенному "физиками" (не индивидуальными предпринимателями) и, соответственно, не признаваемыми плательщиками НДС, нормами НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 01.09.2021 N 03-07-14/70488).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)22. Для приобретения в собственность помещения по льготным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицо должно обладать статусом индивидуального предпринимателя на протяжении всего двухлетнего периода владения и (или) пользования этим объектом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)22. Для приобретения в собственность помещения по льготным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицо должно обладать статусом индивидуального предпринимателя на протяжении всего двухлетнего периода владения и (или) пользования этим объектом.
Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н
(ред. от 30.12.2022)
"Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"
(вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами проверки значения уникального идентификатора начисления", "Правилами формирования уникального присваиваемого номера операции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 N 30913)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)"33" - плательщик - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевод денежных средств в счет оплаты приобретаемого государственного (муниципального) имущества, имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств и изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров.
(ред. от 30.12.2022)
"Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"
(вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами проверки значения уникального идентификатора начисления", "Правилами формирования уникального присваиваемого номера операции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 N 30913)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)"33" - плательщик - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевод денежных средств в счет оплаты приобретаемого государственного (муниципального) имущества, имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств и изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Речь идет прежде всего о невозможности применения обеспечительных мер в отношении имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Поскольку такое имущество не может быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждаться в иной форме, то на него не может быть и обращено взыскание по решению суда в ходе исполнительного производства. Как подчеркнул ВАС РФ в Определении от 27 апреля 2011 г. N ВАС-5033/11, по смыслу Закона об исполнительном производстве арест имущества должника в качестве обеспечительной меры допускается в отношении такого объекта, который может быть реализован либо передан взыскателю. Соответственно, принятие обеспечительных мер в отношении такого имущества по искам к государству лишается основания (ч. 2 ст. 90 АПК РФ и ст. 139 ГПК РФ).
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Речь идет прежде всего о невозможности применения обеспечительных мер в отношении имущества, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Поскольку такое имущество не может быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждаться в иной форме, то на него не может быть и обращено взыскание по решению суда в ходе исполнительного производства. Как подчеркнул ВАС РФ в Определении от 27 апреля 2011 г. N ВАС-5033/11, по смыслу Закона об исполнительном производстве арест имущества должника в качестве обеспечительной меры допускается в отношении такого объекта, который может быть реализован либо передан взыскателю. Соответственно, принятие обеспечительных мер в отношении такого имущества по искам к государству лишается основания (ч. 2 ст. 90 АПК РФ и ст. 139 ГПК РФ).
Статья: Аренда государственного имущества как элемент системы эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)Вовлечение в хозяйственный оборот государственного имущества - сопряженное с распоряжением уполномоченными государственными органами (должностными лицами) задействование в экономической деятельности имущества, находящегося в государственной собственности и в хозяйственном ведении или в оперативном управлении республиканских или коммунальных юридических лиц, а также находящегося в безвозмездном пользовании хозяйственных обществ, созданных в соответствии с законодательством о приватизации, этими юридическими лицами, либо задействование в экономической деятельности индивидуальными предпринимателями, гражданами, иностранными гражданами (подданными), лицами без гражданства, иными юридическими лицами приобретенного ими имущества в их частную собственность из государственной собственности, другими юридическими лицами приобретенного ими имущества в их хозяйственное ведение или оперативное управление из государственной собственности. Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются защита в равной степени частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), исключительное право Российской Федерации на управление федеральной собственностью (ст. 71), а также предметы совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (ст. 72).
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)Вовлечение в хозяйственный оборот государственного имущества - сопряженное с распоряжением уполномоченными государственными органами (должностными лицами) задействование в экономической деятельности имущества, находящегося в государственной собственности и в хозяйственном ведении или в оперативном управлении республиканских или коммунальных юридических лиц, а также находящегося в безвозмездном пользовании хозяйственных обществ, созданных в соответствии с законодательством о приватизации, этими юридическими лицами, либо задействование в экономической деятельности индивидуальными предпринимателями, гражданами, иностранными гражданами (подданными), лицами без гражданства, иными юридическими лицами приобретенного ими имущества в их частную собственность из государственной собственности, другими юридическими лицами приобретенного ими имущества в их хозяйственное ведение или оперативное управление из государственной собственности. Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются защита в равной степени частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), исключительное право Российской Федерации на управление федеральной собственностью (ст. 71), а также предметы совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (ст. 72).
Вопрос: ИП собирается приобрести нежилое помещение, которое находится в муниципальной собственности. Данное помещение не будет использоваться в предпринимательской деятельности. Может ли ИП не уплачивать НДС в качестве налогового агента при приобретении нежилого помещения?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: ИП собирается приобрести нежилое помещение, которое находится в муниципальной собственности. Данное помещение не будет использоваться в предпринимательской деятельности. Может ли ИП не уплачивать НДС в качестве налогового агента при приобретении нежилого помещения?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: ИП собирается приобрести нежилое помещение, которое находится в муниципальной собственности. Данное помещение не будет использоваться в предпринимательской деятельности. Может ли ИП не уплачивать НДС в качестве налогового агента при приобретении нежилого помещения?
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Такая покупка муниципального имущества из состава муниципальной казны малым или средним предприятием - арендатором имущества не формирует объект налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586). Значит, при выкупе помещения у ИП не возникает обязанностей налогового агента.
Готовое решение: Как организациям и ИП заполнять декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 8 декларации - данные из книги покупок по счетам-фактурам, полученным от правообладателя земельного участка (см. разд. 10 этого материала).
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 8 декларации - данные из книги покупок по счетам-фактурам, полученным от правообладателя земельного участка (см. разд. 10 этого материала).
Статья: НДС у ИП при покупке арендованной ранее публичной недвижимости
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Индивидуальный предприниматель, занимающийся ремонтными работами в сфере ЖКХ, арендовал до марта 2023 года недвижимость (нежилое помещение) у администрации сельского совета, перечислял арендную плату и платил в бюджет НДС, сдавал по нему декларацию в налоговую инспекцию. Теперь ИП покупает у администрации указанную недвижимость. В договоре купли-продажи прописано, что недвижимость является собственностью муниципального образования сельского поселения и на момент заключения договора купли-продажи находится во владении и пользовании покупателя на основании договора аренды. Кроме того, указано, что цена без НДС, так как в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ налог не начисляется. Является ли ИП в связи с покупкой публичной недвижимости налоговым агентом и должен ли он перечислить НДС, сдать в налоговый орган декларацию по нему?
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Индивидуальный предприниматель, занимающийся ремонтными работами в сфере ЖКХ, арендовал до марта 2023 года недвижимость (нежилое помещение) у администрации сельского совета, перечислял арендную плату и платил в бюджет НДС, сдавал по нему декларацию в налоговую инспекцию. Теперь ИП покупает у администрации указанную недвижимость. В договоре купли-продажи прописано, что недвижимость является собственностью муниципального образования сельского поселения и на момент заключения договора купли-продажи находится во владении и пользовании покупателя на основании договора аренды. Кроме того, указано, что цена без НДС, так как в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ налог не начисляется. Является ли ИП в связи с покупкой публичной недвижимости налоговым агентом и должен ли он перечислить НДС, сдать в налоговый орган декларацию по нему?
Готовое решение: Кто и в каких случаях признается налоговым агентом
(КонсультантПлюс, 2025)- по НДС - при аренде государственного или муниципального имущества, при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных лиц и в других случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)- по НДС - при аренде государственного или муниципального имущества, при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных лиц и в других случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.
Статья: Выкуп публичного имущества: об НДС-льготе
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Индивидуальный предприниматель (плательщик "упрощенного" налога в связи с применением УСН) - арендатор муниципального имущества. Он располагает преимущественным правом на выкуп объекта аренды, в связи с чем заключает договор купли-продажи недвижимости.
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Индивидуальный предприниматель (плательщик "упрощенного" налога в связи с применением УСН) - арендатор муниципального имущества. Он располагает преимущественным правом на выкуп объекта аренды, в связи с чем заключает договор купли-продажи недвижимости.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства финансов РФ от 30.12.2022 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - плательщик - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевод денежных средств в счет оплаты приобретаемого государственного (муниципального) имущества, имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств и изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - плательщик - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевод денежных средств в счет оплаты приобретаемого государственного (муниципального) имущества, имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств и изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)А вот физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при приобретении имущества казны налоговыми агентами не считаются.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)А вот физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при приобретении имущества казны налоговыми агентами не считаются.