Покупка клиентской базы
Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка клиентской базы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024 N 01АП-5092/2023 по делу N А43-33453/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору купли-продажи.
Решение: Требование удовлетворено.Проанализировав условия договора в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он является смешанным, содержащим в себе элементы договора купли-продажи (в части передачи материальных носителей) и лицензионного договора (передача вспомогательных ресурсов - ключи к управлению сайтом, право на доменное имя, товарный знак, страницу Инстраграм, электронную почту, клиентскую базу, телефонный номер).
Требование: О взыскании задолженности по договору купли-продажи.
Решение: Требование удовлетворено.Проанализировав условия договора в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он является смешанным, содержащим в себе элементы договора купли-продажи (в части передачи материальных носителей) и лицензионного договора (передача вспомогательных ресурсов - ключи к управлению сайтом, право на доменное имя, товарный знак, страницу Инстраграм, электронную почту, клиентскую базу, телефонный номер).
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 N 17АП-14281/2022-ГК по делу N А60-18952/2022
Требование: О возобновлении дистанционного банковского обслуживания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд установил, что представленные клиентом пояснения об экономическом смысле проводимых операций в отсутствие документов не позволили банку провести анализ операций, т.к. клиент указал, что основным видом деятельности является торговля и оказание посреднических услуг, в расчет договорных обязательств включается незначительная наценка с учетом большого объема продаж, но ни выписки по счетам, ни документы не подтверждают большой объем продаж; соотнести покупку клиентом товара и его продажу с наценкой невозможно, хозяйственные связи не раскрыты, наличие материальной базы (транспортные средства, склады, необходимый штат) не подтверждено; по трем счетам клиента проводятся однотипные операции, необходимость в трех расчетных счетах отсутствует.
Требование: О возобновлении дистанционного банковского обслуживания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд установил, что представленные клиентом пояснения об экономическом смысле проводимых операций в отсутствие документов не позволили банку провести анализ операций, т.к. клиент указал, что основным видом деятельности является торговля и оказание посреднических услуг, в расчет договорных обязательств включается незначительная наценка с учетом большого объема продаж, но ни выписки по счетам, ни документы не подтверждают большой объем продаж; соотнести покупку клиентом товара и его продажу с наценкой невозможно, хозяйственные связи не раскрыты, наличие материальной базы (транспортные средства, склады, необходимый штат) не подтверждено; по трем счетам клиента проводятся однотипные операции, необходимость в трех расчетных счетах отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О составе предприятия как сложном объекте наследственного правопреемства
(Гезгиев М.А.)
("Юрист", 2022, N 8)При этом в отдельных сферах деятельности, таких как инвестиционное предпринимательство, издательская деятельность, банковская деятельность, оказание телекоммуникационных услуг и т.п., ценность клиентелы особенно существенно возрастает, поскольку, например, издательство, продукция которого не пользуется спросом у читательской аудитории, как готовый бизнес вряд ли будет иметь коммерческую привлекательность. Даже если у компаний были материальные активы, инвестор, безусловно, заинтересован в длительных долгосрочных отношениях с клиентской базой приобретаемой компании <12>. Тем самым представляется целесообразным ввести подобное понятие в российское гражданское законодательство.
(Гезгиев М.А.)
("Юрист", 2022, N 8)При этом в отдельных сферах деятельности, таких как инвестиционное предпринимательство, издательская деятельность, банковская деятельность, оказание телекоммуникационных услуг и т.п., ценность клиентелы особенно существенно возрастает, поскольку, например, издательство, продукция которого не пользуется спросом у читательской аудитории, как готовый бизнес вряд ли будет иметь коммерческую привлекательность. Даже если у компаний были материальные активы, инвестор, безусловно, заинтересован в длительных долгосрочных отношениях с клиентской базой приобретаемой компании <12>. Тем самым представляется целесообразным ввести подобное понятие в российское гражданское законодательство.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 17.02.2021)B33 Критерий отделимости означает, что приобретенный нематериальный актив может быть отсоединен от или выделен из объекта приобретения и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Нематериальный актив, который приобретатель был бы в состоянии продать, защитить лицензией или каким-либо иным образом обменять на что-либо ценное, удовлетворяет критерию отделимости, даже если приобретатель не намеревается продавать, защищать лицензией или обменивать его каким-либо иным образом. Приобретенный нематериальный актив удовлетворяет критерию отделимости, если есть доказательства обменных операций с активами такого же вида или активами подобного вида, даже если такие операции являются нечастыми, и независимо от того, вовлечен ли в них приобретатель. Например, клиентские базы и базы подписчиков часто защищаются лицензией и, таким образом, удовлетворяют критерию отделимости. Даже если объект приобретения полагает, что его клиентская база обладает особенностями, отличными от других клиентских баз, тот факт, что клиентские базы в целом часто защищаются лицензией, означает, что приобретенная клиентская база удовлетворяет критерию отделимости. Однако клиентская база, приобретенная при объединении бизнесов, не удовлетворяет критерию отделимости, если условия соблюдения конфиденциальности или другие соглашения мешают организации продавать, предоставлять в аренду или каким-либо иным образом обменивать информацию о своих клиентах.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 17.02.2021)B33 Критерий отделимости означает, что приобретенный нематериальный актив может быть отсоединен от или выделен из объекта приобретения и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Нематериальный актив, который приобретатель был бы в состоянии продать, защитить лицензией или каким-либо иным образом обменять на что-либо ценное, удовлетворяет критерию отделимости, даже если приобретатель не намеревается продавать, защищать лицензией или обменивать его каким-либо иным образом. Приобретенный нематериальный актив удовлетворяет критерию отделимости, если есть доказательства обменных операций с активами такого же вида или активами подобного вида, даже если такие операции являются нечастыми, и независимо от того, вовлечен ли в них приобретатель. Например, клиентские базы и базы подписчиков часто защищаются лицензией и, таким образом, удовлетворяют критерию отделимости. Даже если объект приобретения полагает, что его клиентская база обладает особенностями, отличными от других клиентских баз, тот факт, что клиентские базы в целом часто защищаются лицензией, означает, что приобретенная клиентская база удовлетворяет критерию отделимости. Однако клиентская база, приобретенная при объединении бизнесов, не удовлетворяет критерию отделимости, если условия соблюдения конфиденциальности или другие соглашения мешают организации продавать, предоставлять в аренду или каким-либо иным образом обменивать информацию о своих клиентах.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Ценность объекта купли-продажи, как указывала ответчик, заключается именно в продаже уже готового бизнеса - ателье с функциональным оборудованием, накопленной клиентской базой, которая позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность по пошиву, ремонту одежды под заказ. При этом оборудование передается в арендованном помещении, деятельность ателье разрекламирована предыдущим собственником оборудования и имела спрос. На таких условиях истец согласилась заключить договор купли-продажи оборудования по указанной в нем цене, а не по цене отдельно взятых предметов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Ценность объекта купли-продажи, как указывала ответчик, заключается именно в продаже уже готового бизнеса - ателье с функциональным оборудованием, накопленной клиентской базой, которая позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность по пошиву, ремонту одежды под заказ. При этом оборудование передается в арендованном помещении, деятельность ателье разрекламирована предыдущим собственником оборудования и имела спрос. На таких условиях истец согласилась заключить договор купли-продажи оборудования по указанной в нем цене, а не по цене отдельно взятых предметов.
Статья: Правовые средства защиты финансовых данных в банковской сфере Российской Федерации
(Ошманкевич К.Р.)
("Юрист", 2022, N 12)Вместе с тем такой подход был бы эффективен в случае, если бы были установлены минимально необходимые требования к защите финансовых данных для всех кредитных организаций, которые в дальнейшем могли бы развиваться и дополняться с учетом специфики той или иной кредитной организации. Отсутствие комплексного правового механизма обеспечения защищенности финансовых данных становится одним из факторов, способствующих получению доступа к чувствительной финансовой информации широкого круга лиц. Так, согласно данным экспертного сообщества, в 2021 г. было зафиксировано 20 объявлений в даркнете по продаже баз данных банковских клиентов, три из которых содержали более 100 тысяч записей о клиентах крупных банков <9>. Кроме того, в даркнете также могут быть приобретены различные средства и программы для кражи личных данных клиентов банков <10>.
(Ошманкевич К.Р.)
("Юрист", 2022, N 12)Вместе с тем такой подход был бы эффективен в случае, если бы были установлены минимально необходимые требования к защите финансовых данных для всех кредитных организаций, которые в дальнейшем могли бы развиваться и дополняться с учетом специфики той или иной кредитной организации. Отсутствие комплексного правового механизма обеспечения защищенности финансовых данных становится одним из факторов, способствующих получению доступа к чувствительной финансовой информации широкого круга лиц. Так, согласно данным экспертного сообщества, в 2021 г. было зафиксировано 20 объявлений в даркнете по продаже баз данных банковских клиентов, три из которых содержали более 100 тысяч записей о клиентах крупных банков <9>. Кроме того, в даркнете также могут быть приобретены различные средства и программы для кражи личных данных клиентов банков <10>.
Статья: Работа с маркетплейсом: налоги у продавца
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если продавец должен платить НДС, то при продажах через маркетплейс в НДС-базу надо включить суммы, за которые покупатель приобрел товар <2>. Как правило, это цена покупки товара покупателем (клиентом маркетплейса).
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если продавец должен платить НДС, то при продажах через маркетплейс в НДС-базу надо включить суммы, за которые покупатель приобрел товар <2>. Как правило, это цена покупки товара покупателем (клиентом маркетплейса).
Вопрос: Банк приобрел новогодние подарки для работников клиентов (юрлица) стоимостью 3 000 руб. каждый. На подарки нанесен логотип банка. Нужно ли начислять НДС при передаче подарков? Если да, вправе ли банк учесть при расчете налога на прибыль начисленную сумму НДС (банк применяет п. 5 ст. 170 НК РФ)?
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, в общем случае сумма исчисленного при передаче подарков работникам клиентов банка НДС не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, в общем случае сумма исчисленного при передаче подарков работникам клиентов банка НДС не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Статья: Особенности стратегического финансового планирования деятельности предприятий в условиях цифровой экономики
(Левчаев П.А., Хезазна Б.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 22)Концепция управления клиентской базой данных предназначена для анализа потребительских сегментов и является основой практической коммерческой информации, связанной с использованием имеющегося стратегического инструментария планирования с имеющимися и потенциальными клиентами. При этом особую стратегическую важность приобретает учет специфики стоимостного подхода и соответствующего ресурсного обеспечения деятельности субъекта хозяйствования в условиях доминирующих ростоформирующих факторов бизнес-стратегии. Характерно, что информационная составляющая затрат на производство продукции возрастает, а ее включение в себестоимость товара вовлекает потребителя в цепь создания стоимости, которая разрастается и предстает в виде сетей, иерархично связанных между собой. Активные действия по поиску контрагентов и партнеров переносятся в виртуальную среду.
(Левчаев П.А., Хезазна Б.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 22)Концепция управления клиентской базой данных предназначена для анализа потребительских сегментов и является основой практической коммерческой информации, связанной с использованием имеющегося стратегического инструментария планирования с имеющимися и потенциальными клиентами. При этом особую стратегическую важность приобретает учет специфики стоимостного подхода и соответствующего ресурсного обеспечения деятельности субъекта хозяйствования в условиях доминирующих ростоформирующих факторов бизнес-стратегии. Характерно, что информационная составляющая затрат на производство продукции возрастает, а ее включение в себестоимость товара вовлекает потребителя в цепь создания стоимости, которая разрастается и предстает в виде сетей, иерархично связанных между собой. Активные действия по поиску контрагентов и партнеров переносятся в виртуальную среду.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)2) владельцы сервисов, у которых более 100 тыс. клиентов. Под эти параметры подпадают многие компании, которые торгуют в Интернете и/или предоставляют лицензионные права на дистанционный доступ к ПО. Это все сервисы, которые размещают объявления о покупке, продаже или аренде имущества, предоставлении услуг, поиске работы и сотрудников. Это создатели баз данных с документами и информацией, которые предоставляют к ним доступ. Это интернет-сервисы, у которых много клиентов, например программы для рассылки электронных писем, ПО для сайтов и бухгалтерии и т.п. Ограничение также распространяется на компании и предприятия, где доля государства составляет более 50%.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)2) владельцы сервисов, у которых более 100 тыс. клиентов. Под эти параметры подпадают многие компании, которые торгуют в Интернете и/или предоставляют лицензионные права на дистанционный доступ к ПО. Это все сервисы, которые размещают объявления о покупке, продаже или аренде имущества, предоставлении услуг, поиске работы и сотрудников. Это создатели баз данных с документами и информацией, которые предоставляют к ним доступ. Это интернет-сервисы, у которых много клиентов, например программы для рассылки электронных писем, ПО для сайтов и бухгалтерии и т.п. Ограничение также распространяется на компании и предприятия, где доля государства составляет более 50%.
Статья: Альтернативные способы разрешения споров с участием потребителей
(Дьяконова М.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Положительный опыт урегулирования возникающих в связи с осуществлением покупок (получением услуг и т.д.) спорных ситуаций приводит к формированию доверительного отношения к трейдерам со стороны потребителей, что обеспечивает сохранение клиентской базы и положительную динамику развития отношений B2C. В том же случае, когда потребитель получил защиту своих интересов только в результате судебного разбирательства, едва ли можно прогнозировать его повторное обращение к соответствующему производителю, продавцу, изготовителю или положительные рекомендации другим потребителям. При этом следует учитывать, что доля удовлетворенных судами исков потребителей, например, за 2019 г. составляет 81,1% <2>, при такой высокой вероятности проигрыша трейдеру остается только надеяться на то, что потребитель не станет инициировать судебное разбирательство.
(Дьяконова М.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Положительный опыт урегулирования возникающих в связи с осуществлением покупок (получением услуг и т.д.) спорных ситуаций приводит к формированию доверительного отношения к трейдерам со стороны потребителей, что обеспечивает сохранение клиентской базы и положительную динамику развития отношений B2C. В том же случае, когда потребитель получил защиту своих интересов только в результате судебного разбирательства, едва ли можно прогнозировать его повторное обращение к соответствующему производителю, продавцу, изготовителю или положительные рекомендации другим потребителям. При этом следует учитывать, что доля удовлетворенных судами исков потребителей, например, за 2019 г. составляет 81,1% <2>, при такой высокой вероятности проигрыша трейдеру остается только надеяться на то, что потребитель не станет инициировать судебное разбирательство.
Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Обязательным признаком ИИР является наличие в ней информации, которая содержит в явном виде сформулированную рекомендацию о совершении или несовершении клиентом сделок по приобретению, отчуждению, погашению определенных ценных бумаг и (или) заключении определенных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (подпункт 2 пункта 1.1 Базового стандарта <4>).
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Обязательным признаком ИИР является наличие в ней информации, которая содержит в явном виде сформулированную рекомендацию о совершении или несовершении клиентом сделок по приобретению, отчуждению, погашению определенных ценных бумаг и (или) заключении определенных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (подпункт 2 пункта 1.1 Базового стандарта <4>).
Статья: Развитие бизнес-моделей встроенного страхования в эпоху цифровых технологий
(Одинокова Т.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)- страховщик получает возможность расширить свою клиентскую базу и увеличить масштаб своего бизнеса посредством предоставления страхового покрытия для большого числа клиентов, приобретающих продукты или услуги компании-партнера.
(Одинокова Т.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)- страховщик получает возможность расширить свою клиентскую базу и увеличить масштаб своего бизнеса посредством предоставления страхового покрытия для большого числа клиентов, приобретающих продукты или услуги компании-партнера.
Готовое решение: НДС при передаче неисключительных прав по лицензионному договору
(КонсультантПлюс, 2025)права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее также - единый реестр, реестр). Исключение - случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете), получать доступ к ней, размещать предложения в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете) о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее также - единый реестр, реестр). Исключение - случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете), получать доступ к ней, размещать предложения в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете) о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Вопрос: Как отражаются в налоговом учете расходы на организацию и проведение конференции?
(Консультация эксперта, 2025)В случае если круг участников не определен, затраты на проведение мероприятия могут быть отнесены к рекламным. Под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом и с использованием любых средств, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и адресована неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Проведение конференций (семинаров) для всех желающих с целью расширения клиентской базы, привлечения внимания к новой продукции, своим услугам соответствует понятию рекламных расходов. Обычно организатор конференции несет следующие расходы:
(Консультация эксперта, 2025)В случае если круг участников не определен, затраты на проведение мероприятия могут быть отнесены к рекламным. Под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом и с использованием любых средств, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и адресована неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Проведение конференций (семинаров) для всех желающих с целью расширения клиентской базы, привлечения внимания к новой продукции, своим услугам соответствует понятию рекламных расходов. Обычно организатор конференции несет следующие расходы: