Показатели финансового менеджмента
Подборка наиболее важных документов по запросу Показатели финансового менеджмента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителем (заместителями руководителя), руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе Минфином России, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры, в отношении всех процедур, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ, в том числе процедур по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности (Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 02-10-12/48613) (о правилах расчета значений показателей качества финансового менеджмента см. Письмо Минфина России от 04.06.2025 N 02-10-09/3/55257).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителем (заместителями руководителя), руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе Минфином России, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры, в отношении всех процедур, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ, в том числе процедур по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности (Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 02-10-12/48613) (о правилах расчета значений показателей качества финансового менеджмента см. Письмо Минфина России от 04.06.2025 N 02-10-09/3/55257).
Статья: Управленческий анализ в контексте внутреннего контроля
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)Из рис. 1 видно, что в сложившихся взглядах управленческому анализу отведена достаточно ограниченная роль, в то время как управленческий анализ в действительности затрагивает не только внутренние ресурсы и источники информации, но и выходит за их пределы. Управленческий анализ - это комплекс аналитических процедур, направленных на оценку текущего состояния бизнеса в целом, и с точки зрения определения объема внутренних ресурсов и выявления внутренних резервов и рисков, и с точки зрения оценки актуальных условий рынка, позиционирования предприятия, выявления внешних угроз. Объектом управленческого анализа могут быть любые бизнес-процессы, протекающие на предприятии, оказывающие влияние на достижение определенных для этого предприятия целей. В связи с этим технико-экономический анализ не должен "выпадать" из управленческого анализа, поскольку эта составляющая является частью ресурсной базы предприятия. Аналогичные рассуждения можно привести относительно финансового анализа, который в целом является инструментом контроля внешних стейкхолдеров, однако широко применяется и для управления финансовыми показателями самим менеджментом. Поскольку в первую очередь руководство организации должно понимать, как выглядят результаты бизнеса в финансовой отчетности, доступной широкому кругу лиц. Анализ без практического использования его результатов бессмыслен и нецелесообразен. Результаты и технико-экономического, и внутрифирменного, и финансового анализа находят практическое применение непосредственно при принятии управленческих решений.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)Из рис. 1 видно, что в сложившихся взглядах управленческому анализу отведена достаточно ограниченная роль, в то время как управленческий анализ в действительности затрагивает не только внутренние ресурсы и источники информации, но и выходит за их пределы. Управленческий анализ - это комплекс аналитических процедур, направленных на оценку текущего состояния бизнеса в целом, и с точки зрения определения объема внутренних ресурсов и выявления внутренних резервов и рисков, и с точки зрения оценки актуальных условий рынка, позиционирования предприятия, выявления внешних угроз. Объектом управленческого анализа могут быть любые бизнес-процессы, протекающие на предприятии, оказывающие влияние на достижение определенных для этого предприятия целей. В связи с этим технико-экономический анализ не должен "выпадать" из управленческого анализа, поскольку эта составляющая является частью ресурсной базы предприятия. Аналогичные рассуждения можно привести относительно финансового анализа, который в целом является инструментом контроля внешних стейкхолдеров, однако широко применяется и для управления финансовыми показателями самим менеджментом. Поскольку в первую очередь руководство организации должно понимать, как выглядят результаты бизнеса в финансовой отчетности, доступной широкому кругу лиц. Анализ без практического использования его результатов бессмыслен и нецелесообразен. Результаты и технико-экономического, и внутрифирменного, и финансового анализа находят практическое применение непосредственно при принятии управленческих решений.
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения законодательства для бухгалтера бюджетной организации в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)Мониторинг все также проводит Минфин в отношении главных распорядителей средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Для расчета показателей качества финансового менеджмента они должны подать ведомству:
(КонсультантПлюс, 2025)Мониторинг все также проводит Минфин в отношении главных распорядителей средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Для расчета показателей качества финансового менеджмента они должны подать ведомству:
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
(ред. от 31.07.2025)1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
Статья: Правовые и методические проблемы стандартизации комплексной юридической проверки (дью-дилидженс)
(Таут С.В., Бурский И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)Примеры проводимых в рамках "дью-дилидженс" процедур имеются на сайтах юридических/консалтинговых компаний. Так, например, на сайте одной из них указывается, что при проведении "дью-дилидженс" экспертами осуществляются оценка вероятности привлечения к ответственности по итогам заключения проверяемой сделки, оценка структуры компании, полноты оплаты долей учредителями, наличия номинального руководства, участников и топ-менеджмента, анализ финансовых показателей, наличия обязательств и долгов, а также иной открытой информации о компании и т.д. <10>.
(Таут С.В., Бурский И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)Примеры проводимых в рамках "дью-дилидженс" процедур имеются на сайтах юридических/консалтинговых компаний. Так, например, на сайте одной из них указывается, что при проведении "дью-дилидженс" экспертами осуществляются оценка вероятности привлечения к ответственности по итогам заключения проверяемой сделки, оценка структуры компании, полноты оплаты долей учредителями, наличия номинального руководства, участников и топ-менеджмента, анализ финансовых показателей, наличия обязательств и долгов, а также иной открытой информации о компании и т.д. <10>.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Выводы. Практическая значимость проведенного исследования заключается в предложенном инструментарии - наборе контрольных процедур, позволяющих минимизировать риски недостижения целей хозяйствующего субъекта в результате использования неэффективной экономии. Такая экономия, отраженная в управленческой отчетности компании, может обусловливать увеличение финансово-результативных показателей, ошибочно трактуемых менеджментом как признак эффективного функционирования системы внутреннего контроля и управления рисками.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Выводы. Практическая значимость проведенного исследования заключается в предложенном инструментарии - наборе контрольных процедур, позволяющих минимизировать риски недостижения целей хозяйствующего субъекта в результате использования неэффективной экономии. Такая экономия, отраженная в управленческой отчетности компании, может обусловливать увеличение финансово-результативных показателей, ошибочно трактуемых менеджментом как признак эффективного функционирования системы внутреннего контроля и управления рисками.
Статья: Совершенствование методики проведения арбитражным управляющим финансового анализа компании-должника
(Захаров И.В.)
("Аудитор", 2024, N 9)Таким образом, в Правилах целесообразно использовать один из показателей ликвидности, принятых в финансовом менеджменте, а именно: показатель срочной ликвидности, который используется в международной практике и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам. Этот показатель не учитывает сумму запасов и затрат организации, которые могут быть неликвидными. Данный коэффициент должен иметь принятое в международной практике значение больше 1 или равно 1.
(Захаров И.В.)
("Аудитор", 2024, N 9)Таким образом, в Правилах целесообразно использовать один из показателей ликвидности, принятых в финансовом менеджменте, а именно: показатель срочной ликвидности, который используется в международной практике и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам. Этот показатель не учитывает сумму запасов и затрат организации, которые могут быть неликвидными. Данный коэффициент должен иметь принятое в международной практике значение больше 1 или равно 1.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Под недостатком рассматривается правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным п. 6 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Под недостатком рассматривается правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным п. 6 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 ст. 160.2-1 БК РФ (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 ст. 160.2-1 БК РФ (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;