Пограничный режим
Подборка наиболее важных документов по запросу Пограничный режим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пограничная служба ФСБ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организация деятельности органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организация деятельности органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ФСБ России самостоятельно устанавливает особенности правового режима водных объектов и прилегающих к ним земельных участков, используемых этой службой для проведения деятельности по обеспечению национальной или государственной безопасности, в частности в отношении тех из них, в пределах которых установлен пограничный режим (например, Приказ ФСБ России от 10 июля 2007 г. N 355 "Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим" <1>) или реализуется деятельность по государственному контролю (надзору) в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (например, Приказ ФСБ России от 25 марта 2023 г. N 140 "Об утверждении Порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов" <2>).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ФСБ России самостоятельно устанавливает особенности правового режима водных объектов и прилегающих к ним земельных участков, используемых этой службой для проведения деятельности по обеспечению национальной или государственной безопасности, в частности в отношении тех из них, в пределах которых установлен пограничный режим (например, Приказ ФСБ России от 10 июля 2007 г. N 355 "Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим" <1>) или реализуется деятельность по государственному контролю (надзору) в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (например, Приказ ФСБ России от 25 марта 2023 г. N 140 "Об утверждении Порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов" <2>).
Нормативные акты
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Раздел IV. ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Раздел IV. ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
Приказ ФСБ России от 07.08.2017 N 454
(ред. от 25.05.2024)
"Об утверждении Правил пограничного режима"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2017 N 48778)Зарегистрировано в Минюсте России 2 ноября 2017 г. N 48778
(ред. от 25.05.2024)
"Об утверждении Правил пограничного режима"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2017 N 48778)Зарегистрировано в Минюсте России 2 ноября 2017 г. N 48778
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Госгранице) органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований осуществляют полномочия по участию в защите Государственной границы, установленные данным Законом (раздел VIII), взаимодействуют с пограничными органами, иными уполномоченными государственными органами в целях реализации задач пограничного режима, могут в связи с этим в своих уставах предусматривать специальные муниципальные должности по пограничным вопросам (статья 37 Закона о Госгранице). Органы местного самоуправления участвуют в определении уполномоченными государственными органами пограничной зоны, направляют предложения о невключении в эту зону отдельных территорий и объектов (статья 16 Закона о Госгранице). Муниципальные субъекты регулируют своими актами особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности в приграничной зоне и на прилегающей территории на основе федеральных законов и с учетом того, что эта деятельность осуществляется с разрешения пограничных органов, получаемого в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области безопасности, либо с уведомлением пограничных органов (статья 18).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Госгранице) органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований осуществляют полномочия по участию в защите Государственной границы, установленные данным Законом (раздел VIII), взаимодействуют с пограничными органами, иными уполномоченными государственными органами в целях реализации задач пограничного режима, могут в связи с этим в своих уставах предусматривать специальные муниципальные должности по пограничным вопросам (статья 37 Закона о Госгранице). Органы местного самоуправления участвуют в определении уполномоченными государственными органами пограничной зоны, направляют предложения о невключении в эту зону отдельных территорий и объектов (статья 16 Закона о Госгранице). Муниципальные субъекты регулируют своими актами особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности в приграничной зоне и на прилегающей территории на основе федеральных законов и с учетом того, что эта деятельность осуществляется с разрешения пограничных органов, получаемого в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области безопасности, либо с уведомлением пограничных органов (статья 18).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Напомним, в КоАП РСФСР 1984 года содержалась ст. 16 "Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений". Она предусматривала, в частности, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарному уставу. Таковым тогда был Дисциплинарный устав органов внутренних дел (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.05.1984 N 128-XI) <2>. Вместе с тем за нарушение правил режима Государственной границы СССР, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу СССР, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несли административную ответственность на общих основаниях. При этом ч. 3 ст. 16 КоАП РСФСР 1984 года допускала, что органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо их наложения передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, допускалось освобождение виновного от административной ответственности. Законодатель оставлял на усмотрение - заметим, усмотрение широчайшее и ничем не ограниченное - органа административной юрисдикции привлекать того же виновного сотрудника к административной ответственности или не делать этого, передав материалы соответствующим органам, наделенным в отношении этого сотрудника полномочиями субъекта дисциплинарной власти. В результате за совершение любого административного правонарушения виновный сотрудник мог нести, а мог и не нести исключительно дисциплинарную ответственность.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Напомним, в КоАП РСФСР 1984 года содержалась ст. 16 "Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений". Она предусматривала, в частности, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарному уставу. Таковым тогда был Дисциплинарный устав органов внутренних дел (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.05.1984 N 128-XI) <2>. Вместе с тем за нарушение правил режима Государственной границы СССР, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу СССР, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несли административную ответственность на общих основаниях. При этом ч. 3 ст. 16 КоАП РСФСР 1984 года допускала, что органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо их наложения передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, допускалось освобождение виновного от административной ответственности. Законодатель оставлял на усмотрение - заметим, усмотрение широчайшее и ничем не ограниченное - органа административной юрисдикции привлекать того же виновного сотрудника к административной ответственности или не делать этого, передав материалы соответствующим органам, наделенным в отношении этого сотрудника полномочиями субъекта дисциплинарной власти. В результате за совершение любого административного правонарушения виновный сотрудник мог нести, а мог и не нести исключительно дисциплинарную ответственность.
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимосвязь обеспечения обороны и безопасности проявляется как в повседневных условиях, так и во время вооруженных конфликтов, что также прослеживается из содержания задач, решаемых Вооруженными Силами РФ и другими войсками во внутренних вооруженных конфликтах. Однородность правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности подтверждается выводами А.В. Кудашкина о функциях военной службы в сфере обороны и военной безопасности (обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства, борьба с терроризмом, установление и поддержание пограничного режима, охрана государственной границы и др.) [3, с. 13]. Основное функциональное предназначение войск - непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий. По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба подразделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями [4, с. 83 - 97]. В решении вторых могут участвовать лица гражданского персонала.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимосвязь обеспечения обороны и безопасности проявляется как в повседневных условиях, так и во время вооруженных конфликтов, что также прослеживается из содержания задач, решаемых Вооруженными Силами РФ и другими войсками во внутренних вооруженных конфликтах. Однородность правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности подтверждается выводами А.В. Кудашкина о функциях военной службы в сфере обороны и военной безопасности (обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства, борьба с терроризмом, установление и поддержание пограничного режима, охрана государственной границы и др.) [3, с. 13]. Основное функциональное предназначение войск - непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий. По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба подразделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями [4, с. 83 - 97]. В решении вторых могут участвовать лица гражданского персонала.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).