Подведомственность гражданских и административных дел

Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность гражданских и административных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 N 18АП-4844/2023 по делу N А07-3626/2022
Требование: О признании недействительным приказа государственного органа об отмене приказов о приостановлении права пользования недрами, обязании восстановить право пользования недрами.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
В постановлении от 16 июня 1998 года N 19-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционное закрепление его исключительного полномочия по проверке конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а", "б" части 2) Конституции Российской Федерации, не затрагивает положение ее статьи 120 (часть 2), согласно которому другие суды не должны принимать решения, руководствуясь актом государственного или иного органа, не соответствующим закону. Имея в виду это конституционное требование, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что статья 13 ГК Российской Федерации, дающая право судам признавать недействительными нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, сама по себе не исключает для граждан возможность реализовать конституционное право на судебную защиту в других процессуальных формах, которые установлены законодателем для конкретных категорий дел и обусловлены характером нарушений, влекущих возбуждение гражданского, уголовного, административного или конституционного судопроизводства, причем именно в том суде, к чьей подведомственности (подсудности) относится дело (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 19 апреля 2001 года N 87-О и др.). Вытекающая из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу (за исключением случая, когда суд, сделав вывод о неконституционности подлежащего применению закона, обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации), означает, по сути, что право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 1782-О, N 1784-О и др.). Приведенные правовые позиции, основанные на императивных нормах Конституции Российской Федерации, являются действующими и подлежат учету всеми судами.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Есть ли подведомственность? (Преподавание, наука, практика)
(Воронов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 5)
3. Термины "подведомственность" и "подсудность" сочетаются прежде всего с понятием "дело". Что оно означает? Представляется, что вряд ли корректно говорить о "подведомственности административного дела", "подведомственности гражданского дела", "подведомственности экономического дела" и т.д. в контексте определения подведомственности. Надо говорить о подведомственности просто "дела", поскольку вначале и заинтересованным лицам, и судьям, и служащим и работникам других государственных и иных органов зачастую достаточно трудно определить, какое это дело. Дела нет ни в процессуальном смысле (оно не возбуждено), ни в смысле делопроизводства: оно не сформировано, не зарегистрировано, ему не присвоен номер. Есть просто проблема, возможно, правовая проблема, ситуация, которую лицо пытается разрешить, возможно, правовой спор, разногласие, issue, matter, dispute.
Статья: Влияние доктрины на трансформацию понятия "компетенция суда" в контексте реформирования цивилистического процессуального законодательства
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)
<34> См.: Мартемьянов В.С. Разграничение судебной и административной подведомственности по гражданским делам: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1969. С. 2; см. также: Гурвич М.А. Право на иск. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 59; Осипов Ю.К. Подведомственность и подсудность гражданских дел. М.: Госюриздат, 1962. С. 6 - 7; Семенов В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права // Сборник ученых трудов СЮИ. Свердловск, 1964. Вып. 4. С. 392; Швейцер Д.В. Гражданский процесс и арбитраж. М., 1960. С. 9 - 10; и др.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"
Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.