Подтверждение расходов по субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение расходов по субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 162 "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями гл. 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями гл. 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")ИФНС доначислила организации, оказывающей образовательные услуги, налог по УСН в связи с неотражением в книге учета доходов и расходов полученной субсидии и затрат, компенсированных субсидией, а также в связи с отсутствием документального подтверждения заявленных расходов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")ИФНС доначислила организации, оказывающей образовательные услуги, налог по УСН в связи с неотражением в книге учета доходов и расходов полученной субсидии и затрат, компенсированных субсидией, а также в связи с отсутствием документального подтверждения заявленных расходов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.04.2025 N 03-03-06/1/33364 <Как учесть субсидии на амортизируемое имущество?>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Необходимо тщательно документировать все расходы, осуществленные за счет субсидии, чтобы подтвердить правомерность их учета.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Необходимо тщательно документировать все расходы, осуществленные за счет субсидии, чтобы подтвердить правомерность их учета.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 11. ИФНС доначислила организации, оказывающей образовательные услуги, налог по УСН в связи с неотражением в книге учета доходов и расходов полученной субсидии и затрат, компенсированных субсидией, а также в связи с отсутствием документального подтверждения заявленных расходов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 11. ИФНС доначислила организации, оказывающей образовательные услуги, налог по УСН в связи с неотражением в книге учета доходов и расходов полученной субсидии и затрат, компенсированных субсидией, а также в связи с отсутствием документального подтверждения заявленных расходов.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 02.02.2004 N 75
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях"
(вместе с "Отраслевыми Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи")17. Основанием для расчета и выплаты субсидий являются фактически произведенные за отчетный период текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими первичными документами.
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях"
(вместе с "Отраслевыми Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи")17. Основанием для расчета и выплаты субсидий являются фактически произведенные за отчетный период текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими первичными документами.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")11(1). Возмещение расходов бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, производится после проверки Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")11(1). Возмещение расходов бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, производится после проверки Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья: Какие субсидии может получить работодатель при трудоустройстве участников СВО?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Рассчитывать на субсидию можно только в том случае, если к заявлению приложить все документы, подтверждающие расходы на создание или оборудование рабочего места.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Рассчитывать на субсидию можно только в том случае, если к заявлению приложить все документы, подтверждающие расходы на создание или оборудование рабочего места.
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Субсидия и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по их оплате, образовавшейся за период не более чем три последних года (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Субсидия и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по их оплате, образовавшейся за период не более чем три последних года (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкомпаний
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение расходов за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, могут подлежать казначейскому сопровождению. Деньги можно использовать после того, как Федеральное казначейство подтвердит соответствие операций с ними условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении (ст. 6, пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 242.23 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение расходов за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, могут подлежать казначейскому сопровождению. Деньги можно использовать после того, как Федеральное казначейство подтвердит соответствие операций с ними условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении (ст. 6, пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 242.23 БК РФ).
Вопрос: Об установлении в правовом акте перечня документов, подтверждающих расходование субсидий, предоставляемых ИП из местного бюджета, и положений об осуществлении проверки их соответствия.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132326)об осуществлении проверки соответствия подтверждающих документов определенным направлениям расходов при представлении получателем субсидии отчетности.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132326)об осуществлении проверки соответствия подтверждающих документов определенным направлениям расходов при представлении получателем субсидии отчетности.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.
Статья: "Проблема 2025 года": изменения в трудовом законодательстве Японии
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 октября меры по реализации гибких стилей работы во время ухода за детьми становятся для компаний обязательными <11>. Это означает, что работники, воспитывающие детей в возрасте от 3 лет до дошкольного возраста, могут выбрать и принять две или более мер из следующих пяти вариантов: изменение времени начала/окончания работы (сменный график работы, скользящий график); удаленная работа (10 дней и более/месяц, возможна почасовая основа); система сокращенного рабочего времени (до 6 часов в день); предоставление отпуска для совмещения работы с воспитанием детей; создание и функционирование детских учреждений и другие аналогичные услуги (наем работодателем няни или субсидирование расходов на ее услуги). Также обязательным становится индивидуальное информирование работников и подтверждение их намерений, поэтому рекомендуется начать обсуждение и координацию мер на раннем этапе (во время беременности, а также до того, как ребенку исполнится три года, сотрудники должны индивидуально опрашиваться об их намерениях относительно совмещения работы и ухода за ребенком, принимая во внимание обстоятельства каждой семьи и учитывая пожелания работников с учетом возможностей компании) <12>.
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 октября меры по реализации гибких стилей работы во время ухода за детьми становятся для компаний обязательными <11>. Это означает, что работники, воспитывающие детей в возрасте от 3 лет до дошкольного возраста, могут выбрать и принять две или более мер из следующих пяти вариантов: изменение времени начала/окончания работы (сменный график работы, скользящий график); удаленная работа (10 дней и более/месяц, возможна почасовая основа); система сокращенного рабочего времени (до 6 часов в день); предоставление отпуска для совмещения работы с воспитанием детей; создание и функционирование детских учреждений и другие аналогичные услуги (наем работодателем няни или субсидирование расходов на ее услуги). Также обязательным становится индивидуальное информирование работников и подтверждение их намерений, поэтому рекомендуется начать обсуждение и координацию мер на раннем этапе (во время беременности, а также до того, как ребенку исполнится три года, сотрудники должны индивидуально опрашиваться об их намерениях относительно совмещения работы и ухода за ребенком, принимая во внимание обстоятельства каждой семьи и учитывая пожелания работников с учетом возможностей компании) <12>.
Вопрос: Об НДФЛ при продаже квартиры, приобретенной за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-04-05/53279)По мнению Департамента, если квартира приобретена в собственность за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, то сумма такой субсидии (компенсации) является расходом налогоплательщика. В этой связи при продаже квартиры налогоплательщик имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств такой субсидии (компенсации).
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-04-05/53279)По мнению Департамента, если квартира приобретена в собственность за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, то сумма такой субсидии (компенсации) является расходом налогоплательщика. В этой связи при продаже квартиры налогоплательщик имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств такой субсидии (компенсации).