Подтверждение расходов на маркетинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение расходов на маркетинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 по делу N 88-42170/2023 (УИД 23RS0058-01-2023-000255-65)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор по созданию и поддержке сайта. Истец ссылается на то, что ответчик к оказанию услуги не приступил, предложила ответчику расторгнуть договор, однако денежные средства возвращены не были.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика убытков в размере 100 000 рублей, расходов, связанных с оплатой маркетингового исследования в размере 10 000 рублей не согласился, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих факт возникновения у истца каких-либо убытков из-за невыполнения ответчиком условий договора, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками. Кроме того, суд указал, что истцом не представлены доказательства поступления денежных средств на ее счет и расторжения договоров в связи с невозможностью проведения курса.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор по созданию и поддержке сайта. Истец ссылается на то, что ответчик к оказанию услуги не приступил, предложила ответчику расторгнуть договор, однако денежные средства возвращены не были.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика убытков в размере 100 000 рублей, расходов, связанных с оплатой маркетингового исследования в размере 10 000 рублей не согласился, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих факт возникновения у истца каких-либо убытков из-за невыполнения ответчиком условий договора, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками. Кроме того, суд указал, что истцом не представлены доказательства поступления денежных средств на ее счет и расторжения договоров в связи с невозможностью проведения курса.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 01АП-8399/2022 по делу N А39-3793/2022
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.В обоснование заявленных вычетов по НДС и расходов по указанным операциям налогоплательщиком представлены УПД от 27.12.2018 N 74 и отчет о проведении маркетингового исследования, исполнителями которого являются Цулин Р.С. и Бареев М.Ю. Проанализировав представленные Обществом документы Инспекция пришла к выводу о том, что они содержат недостоверные сведения о характере совершенной операции и не подтверждают реальное оказание исполнителем маркетинговых услуг.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.В обоснование заявленных вычетов по НДС и расходов по указанным операциям налогоплательщиком представлены УПД от 27.12.2018 N 74 и отчет о проведении маркетингового исследования, исполнителями которого являются Цулин Р.С. и Бареев М.Ю. Проанализировав представленные Обществом документы Инспекция пришла к выводу о том, что они содержат недостоверные сведения о характере совершенной операции и не подтверждают реальное оказание исполнителем маркетинговых услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Открытки для партнеров организации связи
(Линейкина С.М.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Указанное Постановление в изложенной части оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 25.01.2006 N КА-А40/13167-05. Судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что расходы на изготовление поздравительных открыток для абонентов "Супер GSM" общество было вправе учесть в составе расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как иные расходы, связанные с производственной деятельностью. Это сопряжено с тем, что данные расходы документально подтверждены, предусмотрены маркетинговой политикой общества (целью которой является увеличение продаж), обусловлены необходимостью создания положительного имиджа оператора сотовой связи и направлены на удержание клиента. Неправильная квалификация обществом расходов в качестве рекламных не лишает его права учесть эти расходы в качестве иных расходов, связанных с производственной деятельностью, притом что перечень прочих расходов является открытым.
(Линейкина С.М.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Указанное Постановление в изложенной части оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 25.01.2006 N КА-А40/13167-05. Судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что расходы на изготовление поздравительных открыток для абонентов "Супер GSM" общество было вправе учесть в составе расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как иные расходы, связанные с производственной деятельностью. Это сопряжено с тем, что данные расходы документально подтверждены, предусмотрены маркетинговой политикой общества (целью которой является увеличение продаж), обусловлены необходимостью создания положительного имиджа оператора сотовой связи и направлены на удержание клиента. Неправильная квалификация обществом расходов в качестве рекламных не лишает его права учесть эти расходы в качестве иных расходов, связанных с производственной деятельностью, притом что перечень прочих расходов является открытым.
Вопрос: Как отражаются в налоговом учете расходы на маркетинговые услуги?
(Консультация эксперта, 2025)Документами, подтверждающими расходы на маркетинговые услуги, являются договоры, отчеты исполнителя, акты оказанных услуг с детальным описанием проведенной работы и полученных результатов и др. При этом отчеты по маркетинговому исследованию не должны носить общий характер, в них должны быть изложены конкретные выводы и рекомендации применительно к деятельности организации-заказчика.
(Консультация эксперта, 2025)Документами, подтверждающими расходы на маркетинговые услуги, являются договоры, отчеты исполнителя, акты оказанных услуг с детальным описанием проведенной работы и полученных результатов и др. При этом отчеты по маркетинговому исследованию не должны носить общий характер, в них должны быть изложены конкретные выводы и рекомендации применительно к деятельности организации-заказчика.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>разработка мастер-плана по взаимоувязке размещения производств строительных материалов по их группам для снижения транспортных расходов на доставку от места производства к месту строительства;
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>разработка мастер-плана по взаимоувязке размещения производств строительных материалов по их группам для снижения транспортных расходов на доставку от места производства к месту строительства;
Информационное письмо Банка России от 27.10.2025 N ИН-03-59/105
"О практиках информирования потребителей финансовых продуктов"не имеет документального подтверждения;
"О практиках информирования потребителей финансовых продуктов"не имеет документального подтверждения;
Статья: Формирование акта об оказании услуг: внимание на "опасные" реквизиты
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 4)Если оказанные услуги описаны слишком кратко, без расшифровки наименования услуг, налоговики могут снять расходы у заказчика. Особое внимание при проверке первички обычно уделяется консультационным, маркетинговым, рекламным, юридическим и подобным услугам <25>. Чтобы избежать вопросов и претензий со стороны проверяющих, лучше позаботиться о расшифровке оказанных услуг и расчете их стоимости в акте, в приложенном к акту отчете или сослаться на расшифровку услуг в самом договоре. Также нелишним будет приложить к акту скриншоты, фотоотчеты и другие документы, которые подтвердят реальность оказания услуг.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 4)Если оказанные услуги описаны слишком кратко, без расшифровки наименования услуг, налоговики могут снять расходы у заказчика. Особое внимание при проверке первички обычно уделяется консультационным, маркетинговым, рекламным, юридическим и подобным услугам <25>. Чтобы избежать вопросов и претензий со стороны проверяющих, лучше позаботиться о расшифровке оказанных услуг и расчете их стоимости в акте, в приложенном к акту отчете или сослаться на расшифровку услуг в самом договоре. Также нелишним будет приложить к акту скриншоты, фотоотчеты и другие документы, которые подтвердят реальность оказания услуг.
Статья: Механизм возмещения НДС - один из инструментов ускорения оборачиваемости денежных средств
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- вычета НДС, который ранее не принимался к вычету (например, вычет НДС по внутригрупповым услугам; по маркетинговым, рекламным и иным расходам, не принимаемым для целей налога на прибыль);
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- вычета НДС, который ранее не принимался к вычету (например, вычет НДС по внутригрупповым услугам; по маркетинговым, рекламным и иным расходам, не принимаемым для целей налога на прибыль);
Статья: Как учесть и обосновать маркетинговые и другие "скользкие" расходы
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 9)В НК нет конкретного перечня обязательных документов, которыми должны быть подтверждены "скользкие" расходы, но нет и ограничений на их оформление <9>. Например, при оказании услуг на проведение маркетинговых исследований достаточно договора, техзадания, акта и отчета <10>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 9)В НК нет конкретного перечня обязательных документов, которыми должны быть подтверждены "скользкие" расходы, но нет и ограничений на их оформление <9>. Например, при оказании услуг на проведение маркетинговых исследований достаточно договора, техзадания, акта и отчета <10>.
Статья: Возмещение убытков как способ защиты исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Кроме того, хотя данный подход и применяется на практике в случаях продажи контрафактных товаров в розницу, представляется, что он вполне может быть применен и в ситуациях, когда нарушение исключительного права совершено в результате отгрузки контрафактных товаров не потребителям, а иным лицам, например в рамках предпринимательских отношений по договорам поставки. Если в такой ситуации есть с чем сравнивать (правообладатель самостоятельно вводит в коммерческий оборот оригинальные товары), то объем продаж нарушителя вполне может быть сопоставим с объемом несостоявшихся продаж правообладателя, в связи с чем упущенная выгода правообладателя может определяться исходя из стоимости оригинальной продукции и объема продаж нарушителя. Конечно, здесь будет также иметь значение динамика продаж правообладателя: их заметное снижение по сравнению с аналогичным периодом в прошлом будет дополнительно подтверждать возникновение упущенной выгоды именно в связи с деятельностью нарушителя. Кроме того, следует принимать во внимание и иные факторы, которые могли негативным образом сказаться на объеме продаж правообладателя (например, снижение расходов на рекламу, негативные отзывы покупателей, появление сильного конкурента, эффективные маркетинговые акции старых конкурентов и т.п.).
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Кроме того, хотя данный подход и применяется на практике в случаях продажи контрафактных товаров в розницу, представляется, что он вполне может быть применен и в ситуациях, когда нарушение исключительного права совершено в результате отгрузки контрафактных товаров не потребителям, а иным лицам, например в рамках предпринимательских отношений по договорам поставки. Если в такой ситуации есть с чем сравнивать (правообладатель самостоятельно вводит в коммерческий оборот оригинальные товары), то объем продаж нарушителя вполне может быть сопоставим с объемом несостоявшихся продаж правообладателя, в связи с чем упущенная выгода правообладателя может определяться исходя из стоимости оригинальной продукции и объема продаж нарушителя. Конечно, здесь будет также иметь значение динамика продаж правообладателя: их заметное снижение по сравнению с аналогичным периодом в прошлом будет дополнительно подтверждать возникновение упущенной выгоды именно в связи с деятельностью нарушителя. Кроме того, следует принимать во внимание и иные факторы, которые могли негативным образом сказаться на объеме продаж правообладателя (например, снижение расходов на рекламу, негативные отзывы покупателей, появление сильного конкурента, эффективные маркетинговые акции старых конкурентов и т.п.).
Статья: Какая первичка потребуется для обоснования ряда налоговых расходов
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 4)Если организация поручает вести все взаимоотношения с контрагентами через соцсети своим сотрудникам, при этом для продвижения корпоративной продукции/бренда в соцсетях они регистрируют аккаунты на свое имя и рассчитываются за услуги с соцсетью своей банковской или корпоративной картой, то после того, как они представят отчет с подтверждающими документами, организация возмещает им эти расходы.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 4)Если организация поручает вести все взаимоотношения с контрагентами через соцсети своим сотрудникам, при этом для продвижения корпоративной продукции/бренда в соцсетях они регистрируют аккаунты на свое имя и рассчитываются за услуги с соцсетью своей банковской или корпоративной картой, то после того, как они представят отчет с подтверждающими документами, организация возмещает им эти расходы.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Внимание! Анализируя судебную практику по расходам на маркетинг, обратите внимание не только на аргументы в пользу либо против налогоплательщиков. Важно учесть в работе и тот факт, что в последнее время выиграть налоговые споры компаниям становится сложнее - все чаще судьи принимают сторону налоговых инспекторов и не признают затраты на маркетинг со взаимозависимыми лицами. Поэтому фирмам, которые несут подобные расходы, необходимо тщательно проверять документы по маркетингу и быть готовыми в случае спора подтвердить реальность оказания маркетинговых услуг и их экономическую обоснованность.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Внимание! Анализируя судебную практику по расходам на маркетинг, обратите внимание не только на аргументы в пользу либо против налогоплательщиков. Важно учесть в работе и тот факт, что в последнее время выиграть налоговые споры компаниям становится сложнее - все чаще судьи принимают сторону налоговых инспекторов и не признают затраты на маркетинг со взаимозависимыми лицами. Поэтому фирмам, которые несут подобные расходы, необходимо тщательно проверять документы по маркетингу и быть готовыми в случае спора подтвердить реальность оказания маркетинговых услуг и их экономическую обоснованность.
Статья: 8 вопросов о рекламе в социальных сетях
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)В УСН-базу можно включать расходы на рекламу товаров (работ, услуг) <8>. При этом к таким расходам, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети <9>. В их число попадают и расходы на оплату услуг по продвижению социальных сетей, через которые рекламируются приобретенные и (или) реализуемые товары (работы, услуги). Этот факт в свое время подтвердил Минфин <10>. А потому стоимость услуг самозанятого отражайте в налоговой базе как ненормируемый рекламный расход сразу после фактической оплаты оказанных услуг.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)В УСН-базу можно включать расходы на рекламу товаров (работ, услуг) <8>. При этом к таким расходам, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети <9>. В их число попадают и расходы на оплату услуг по продвижению социальных сетей, через которые рекламируются приобретенные и (или) реализуемые товары (работы, услуги). Этот факт в свое время подтвердил Минфин <10>. А потому стоимость услуг самозанятого отражайте в налоговой базе как ненормируемый рекламный расход сразу после фактической оплаты оказанных услуг.
Готовое решение: Как вновь созданная организация уплачивает налог на прибыль и сдает отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)В пояснении укажите, что организация является вновь созданной, и отразите причины возникновения убытков. Для такой компании это могут быть, например, стартовые расходы на закупку оборудования и материалов, низкий спрос на продукцию ввиду начала ведения деятельности, а также высокой конкуренции на рынке, высокие расходы на маркетинговые услуги и рекламу для продвижения новой организации, расходы на аренду или покупку помещения, расходы на подбор персонала.
(КонсультантПлюс, 2025)В пояснении укажите, что организация является вновь созданной, и отразите причины возникновения убытков. Для такой компании это могут быть, например, стартовые расходы на закупку оборудования и материалов, низкий спрос на продукцию ввиду начала ведения деятельности, а также высокой конкуренции на рынке, высокие расходы на маркетинговые услуги и рекламу для продвижения новой организации, расходы на аренду или покупку помещения, расходы на подбор персонала.
Статья: Правовой режим цветового товарного знака
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В отношении уже упомянутого ранее товарного знака, права на который принадлежат Owens-Corning Fiberglas Technology Inc., - розового цвета, компанией осуществлялся интенсивный маркетинг, что подтверждалось материалами дела <12>. Правообладатель не только выпускал рекламные ролики, статьи и лозунги с ведущим розовым цветом, но и предлагал целевой аудитории приобрести розовые рекламные товары, такие как кофейные кружки и мягкие игрушки. Расходы на рекламную кампанию превысили 42 000 000 долларов США. В результате розовый цвет стал ассоциироваться у потребителей стекловолокна именно с данным производителем, отграничивая его товары от товаров конкурентов, и таким образом получил второе значение - такое содержание, которое со всей очевидностью свидетельствует о происхождении товара из одного и того же источника.
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В отношении уже упомянутого ранее товарного знака, права на который принадлежат Owens-Corning Fiberglas Technology Inc., - розового цвета, компанией осуществлялся интенсивный маркетинг, что подтверждалось материалами дела <12>. Правообладатель не только выпускал рекламные ролики, статьи и лозунги с ведущим розовым цветом, но и предлагал целевой аудитории приобрести розовые рекламные товары, такие как кофейные кружки и мягкие игрушки. Расходы на рекламную кампанию превысили 42 000 000 долларов США. В результате розовый цвет стал ассоциироваться у потребителей стекловолокна именно с данным производителем, отграничивая его товары от товаров конкурентов, и таким образом получил второе значение - такое содержание, которое со всей очевидностью свидетельствует о происхождении товара из одного и того же источника.
Вопрос: Как отражаются в учете расходы, связанные с участием работников в мастер-классах?
(Консультация эксперта, 2025)Так, если в мастер-классе принимал участие управляющий персонал организации, то расходы следует отнести на счет 26 "Общехозяйственные расходы"; если мастер-класс был связан с маркетингом, продвижением продукции на рынке или рекламой, то для учета расходов на участие в нем работников следует использовать счет 44 "Расходы на продажу".
(Консультация эксперта, 2025)Так, если в мастер-классе принимал участие управляющий персонал организации, то расходы следует отнести на счет 26 "Общехозяйственные расходы"; если мастер-класс был связан с маркетингом, продвижением продукции на рынке или рекламой, то для учета расходов на участие в нем работников следует использовать счет 44 "Расходы на продажу".