Подтверждение 5 класса опасности отхода
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение 5 класса опасности отхода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025 N 13АП-11307/2025 по делу N А42-160/2025
Категория спора: Подряд для муниципальных нужд.
Требования заказчика: Об обязании устранить недостатки выполненных работ путем вывоза отходов на санкционированный полигон, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, или на мусоросжигательный завод.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком выполнены работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов с территории набережной, однако отходы 5 класса опасности вывезены на несанкционированный объект.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.По доводам ответчика, представленными в материалы дела транспортными накладными подтверждается, что отходы 5 класса опасности в объеме 140 тонн, сбор которых произведен в рамках исполнения контракта от 23.04.2024 N 9, переданы ответчиком третьему лицу. Отчетные документы по утилизации отходов направлены истцу, работы по контракту от 23.04.2024 N 9, в свою очередь, приняты истцом, оплачены. Истец основывает доводы о том, что вывезенные третьим лицом отходы последним не утилизированы, фактически брошены на арендованном третьим лицом земельном участке, на акте обследования от 25.11.2024 N 37 и протоколе осмотра от 19.11.2024. Между тем, в рамках рассмотрения дела N 2-194/2025 Кольским районным судом Мурманской области признан недоказанным факт нахождения спорных отходов на земельном участке, арендованном третьим лицом. В отсутствие доказательств данного факта решение суда от 07.04.2025, как представляется ответчику, является заведомо неисполнимым.
Категория спора: Подряд для муниципальных нужд.
Требования заказчика: Об обязании устранить недостатки выполненных работ путем вывоза отходов на санкционированный полигон, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, или на мусоросжигательный завод.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком выполнены работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов с территории набережной, однако отходы 5 класса опасности вывезены на несанкционированный объект.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.По доводам ответчика, представленными в материалы дела транспортными накладными подтверждается, что отходы 5 класса опасности в объеме 140 тонн, сбор которых произведен в рамках исполнения контракта от 23.04.2024 N 9, переданы ответчиком третьему лицу. Отчетные документы по утилизации отходов направлены истцу, работы по контракту от 23.04.2024 N 9, в свою очередь, приняты истцом, оплачены. Истец основывает доводы о том, что вывезенные третьим лицом отходы последним не утилизированы, фактически брошены на арендованном третьим лицом земельном участке, на акте обследования от 25.11.2024 N 37 и протоколе осмотра от 19.11.2024. Между тем, в рамках рассмотрения дела N 2-194/2025 Кольским районным судом Мурманской области признан недоказанным факт нахождения спорных отходов на земельном участке, арендованном третьим лицом. В отсутствие доказательств данного факта решение суда от 07.04.2025, как представляется ответчику, является заведомо неисполнимым.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 N 11АП-21411/2023 по делу N А55-30837/2023
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Подрядчик повторно представил заказчику к приемке выполненные работы, в ходе приемки которых заказчик обнаружил, что подрядчик не устранил часть ранее выявленных нарушений, в связи с чем, заказчик повторно направил в адрес подрядчика мотивированный отказ от подписания акта приемки выполненных работ от 26.07.2023 N 2696а, в котором указал, что подрядчик представил документы, подтверждающие вывоз отходов 5 класса опасности, а также сведения от ООО "Лабораторный центр "БТ и ОС" об определении на территории несанкционированных свалок отходов 5 класса опасности.
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Подрядчик повторно представил заказчику к приемке выполненные работы, в ходе приемки которых заказчик обнаружил, что подрядчик не устранил часть ранее выявленных нарушений, в связи с чем, заказчик повторно направил в адрес подрядчика мотивированный отказ от подписания акта приемки выполненных работ от 26.07.2023 N 2696а, в котором указал, что подрядчик представил документы, подтверждающие вывоз отходов 5 класса опасности, а также сведения от ООО "Лабораторный центр "БТ и ОС" об определении на территории несанкционированных свалок отходов 5 класса опасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" <5>. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" <6>. Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. Класс опасности вида отхода, включенного в ФККО, устанавливается на основании сведений из ФККО <7>.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" <5>. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" <6>. Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. Класс опасности вида отхода, включенного в ФККО, устанавливается на основании сведений из ФККО <7>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в рассматриваемом случае ПАО "Северский трубный завод" осуществляет использование отходов 4-го и 5-го классов опасности в целях рекультивации земель отработанных карьеров, факт того, что ответчик осуществляет захоронение отходов, Департаментом документально не опровергнут (ст. 65 АПК РФ)".
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в рассматриваемом случае ПАО "Северский трубный завод" осуществляет использование отходов 4-го и 5-го классов опасности в целях рекультивации земель отработанных карьеров, факт того, что ответчик осуществляет захоронение отходов, Департаментом документально не опровергнут (ст. 65 АПК РФ)".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.58. порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.58. порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности;
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Федеральный проект "Экономика замкнутого цикла"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Федеральный проект "Экономика замкнутого цикла"
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 7 Порядка паспортизации отходов паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по Типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, согласно Приложению N 3 к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 7 Порядка паспортизации отходов паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по Типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, согласно Приложению N 3 к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.
Вопрос: Нужно ли организации проводить биотестирование отходов?
(Консультация эксперта, 2025)Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на 5 классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на 5 классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Вопрос: Каков порядок утилизации отработанных картриджей (для оргтехники)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на 5 классов опасности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на 5 классов опасности.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности. Таким образом, захоронение радиоактивных отходов и отходов производства и потребления I и II классов опасности возможно при условии строительства для этого специальных подземных сооружений;
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности. Таким образом, захоронение радиоактивных отходов и отходов производства и потребления I и II классов опасности возможно при условии строительства для этого специальных подземных сооружений;
Вопрос: К какому классу опасности отходов относится код 4 71 101 01 52 1 ФККО?
(Консультация эксперта, 2025)Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).