Подрядчик не является членом сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Подрядчик не является членом сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 N 14АП-998/2024 по делу N А05-2472/2023
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по договору подряда.
Встречное требование: О взыскании неустойки за просрочку исполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено в части.Из материалов дела следует, что несогласие заказчика с объемом использованного бетона, площади гидроизоляции, веса металлоконструкции являлось основаниями для уменьшения подрядчиком стоимости выполненных работ. Отсутствие подрядчика в членах СРО на момент выполнения работ не является основанием для отказа в приемке работ, поскольку указанное обстоятельство не повлияло на качество результата работ. Доказательств, свидетельствующих о невозможности использования результата выполненных работ по его назначению, обнаружении таких недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком, в материалы дела не представлено.
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по договору подряда.
Встречное требование: О взыскании неустойки за просрочку исполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено в части.Из материалов дела следует, что несогласие заказчика с объемом использованного бетона, площади гидроизоляции, веса металлоконструкции являлось основаниями для уменьшения подрядчиком стоимости выполненных работ. Отсутствие подрядчика в членах СРО на момент выполнения работ не является основанием для отказа в приемке работ, поскольку указанное обстоятельство не повлияло на качество результата работ. Доказательств, свидетельствующих о невозможности использования результата выполненных работ по его назначению, обнаружении таких недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком, в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заказчику взыскать с подрядчика убытки по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, основанием для взыскания убытков по договору является отсутствие у подрядчика членства в СРО или необходимой для исполнения договора лицензии. В такой ситуации заказчик может отказаться от договора и потребовать взыскание убытков с подрядчика (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, основанием для взыскания убытков по договору является отсутствие у подрядчика членства в СРО или необходимой для исполнения договора лицензии. В такой ситуации заказчик может отказаться от договора и потребовать взыскание убытков с подрядчика (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
Вопрос: Предусмотрена ли ответственность для арендатора при проведении строительно-монтажных работ в арендуемом помещении организацией по договору подряда, которая не является членом СРО, если в соответствии с договором аренды обязанность проводить капитальный ремонт возложена на арендатора?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Законодательством для арендатора ответственность не предусмотрена. Непосредственное проведение строительно-монтажных работ организацией по договору подряда, которая не является членом СРО, в случае когда такое членство является обязательным, влечет привлечение к административной ответственности организации-подрядчика.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Законодательством для арендатора ответственность не предусмотрена. Непосредственное проведение строительно-монтажных работ организацией по договору подряда, которая не является членом СРО, в случае когда такое членство является обязательным, влечет привлечение к административной ответственности организации-подрядчика.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. В случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. В случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 01.07.2017 отменено требование о выполнении работ, приведенных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 01.07.2017 выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 01.07.2017 отменено требование о выполнении работ, приведенных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 01.07.2017 выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При повторном рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, Арбитражный суд Московской области в решении от 22.12.2022 согласился с доводами ответчика о том, что после ввода объекта в эксплуатацию арендатор, выполнив функции подрядчика, приступает к выполнению функций арендатора-пользователя с внесением арендных платежей в соответствии с договором, в размере и сроки, указанные в п. 5.5, 5.7 договора. При этом начинает действовать условие п. 5.10 договора, согласно которому использование объекта (по назначению) не освобождает арендатора от исполнения обязательства по внесению арендной платы. По условиям договора оплата аренды в размере, установленном п. 5.5 договора, производится арендатором до момента оформления сторонами соглашения о переходе на льготную ставку арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м площади объекта в год, в том числе площади, образуемой в результате проведения работ в отношении объекта аренды, уточненной в государственном кадастре недвижимости. После ввода объекта в эксплуатацию стороны, ориентируясь на смету в проектно-сметной документации, не ограничены в праве проведения взаимных расчетов путем зачета затрат, понесенных арендатором на выполнение ремонтно-реставрационных работ, в счет предстоящей аренды исходя из срока действия договора до 2063 г. в целях предотвращения возникновения неосновательного обогащения любой из сторон сделки. Согласно п. 10.1 договора порядок и сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия Московской области определяются охранным обязательством пользователя объекта аренды. При этом срок проведения таких работ не может превышать семи лет после даты проведения аукциона (аукцион проведен в мае 2014 г., срок окончания выполнения работ - май 2021 г.), причем исходя из содержания договора до проведения подрядчиком реставрационных работ в отношении аварийного объекта и ввода его в эксплуатацию использование арендатором здания по назначению фактически невозможно.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При повторном рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, Арбитражный суд Московской области в решении от 22.12.2022 согласился с доводами ответчика о том, что после ввода объекта в эксплуатацию арендатор, выполнив функции подрядчика, приступает к выполнению функций арендатора-пользователя с внесением арендных платежей в соответствии с договором, в размере и сроки, указанные в п. 5.5, 5.7 договора. При этом начинает действовать условие п. 5.10 договора, согласно которому использование объекта (по назначению) не освобождает арендатора от исполнения обязательства по внесению арендной платы. По условиям договора оплата аренды в размере, установленном п. 5.5 договора, производится арендатором до момента оформления сторонами соглашения о переходе на льготную ставку арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м площади объекта в год, в том числе площади, образуемой в результате проведения работ в отношении объекта аренды, уточненной в государственном кадастре недвижимости. После ввода объекта в эксплуатацию стороны, ориентируясь на смету в проектно-сметной документации, не ограничены в праве проведения взаимных расчетов путем зачета затрат, понесенных арендатором на выполнение ремонтно-реставрационных работ, в счет предстоящей аренды исходя из срока действия договора до 2063 г. в целях предотвращения возникновения неосновательного обогащения любой из сторон сделки. Согласно п. 10.1 договора порядок и сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия Московской области определяются охранным обязательством пользователя объекта аренды. При этом срок проведения таких работ не может превышать семи лет после даты проведения аукциона (аукцион проведен в мае 2014 г., срок окончания выполнения работ - май 2021 г.), причем исходя из содержания договора до проведения подрядчиком реставрационных работ в отношении аварийного объекта и ввода его в эксплуатацию использование арендатором здания по назначению фактически невозможно.
Статья: Летние ремонтные работы в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)Если учреждение не является лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или если сумма договора меньше 10 млн рублей, подрядчик может не являться членом СРО.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)Если учреждение не является лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или если сумма договора меньше 10 млн рублей, подрядчик может не являться членом СРО.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссией ФАС России установлено, что положениями государственного контракта предусмотрено право подрядчика на привлечение третьих лиц к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссией ФАС России установлено, что положениями государственного контракта предусмотрено право подрядчика на привлечение третьих лиц к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.
Статья: Применение обеспечительного платежа в обязательствах из договора подряда: теоретические и практические аспекты
(Богачева Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Обращение к обеспечительному платежу с целью обеспечения обязательств из договора подряда (равно как и обязательств из других договоров) зачастую обусловлено ситуацией, когда контрагенты не вполне доверяют друг другу. К примеру, исполнитель по договору строительного подряда, договору на выполнение проектных и изыскательских работ часто не может достоверно подтвердить реальный уровень своего профессионализма либо платежеспособности (при необходимости возместить убытки или уплатить неустойку в случае ненадлежащего исполнения обязательства и пр.). Кроме того, как известно, в результате реформирования законодательства о градостроительной деятельности большинство видов инженерных изысканий, проектной, строительной деятельности в настоящее время не подлежат лицензированию <4>. Нельзя не указать и на то, что для значительного числа исполнителей работ не является обязательным членство в саморегулируемых организациях, объединяющих строителей, проектировщиков, изыскателей <5>. В этих условиях заблаговременное резервирование подрядчиком на счете заказчика определенной денежной суммы способно снять или снизить соответствующий риск заказчика работ, проявившего готовность предпринять первый шаг: предоставить аванс, материалы для выполнения работ, дорогостоящее уникальное оборудование для его монтажа и пр.
(Богачева Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Обращение к обеспечительному платежу с целью обеспечения обязательств из договора подряда (равно как и обязательств из других договоров) зачастую обусловлено ситуацией, когда контрагенты не вполне доверяют друг другу. К примеру, исполнитель по договору строительного подряда, договору на выполнение проектных и изыскательских работ часто не может достоверно подтвердить реальный уровень своего профессионализма либо платежеспособности (при необходимости возместить убытки или уплатить неустойку в случае ненадлежащего исполнения обязательства и пр.). Кроме того, как известно, в результате реформирования законодательства о градостроительной деятельности большинство видов инженерных изысканий, проектной, строительной деятельности в настоящее время не подлежат лицензированию <4>. Нельзя не указать и на то, что для значительного числа исполнителей работ не является обязательным членство в саморегулируемых организациях, объединяющих строителей, проектировщиков, изыскателей <5>. В этих условиях заблаговременное резервирование подрядчиком на счете заказчика определенной денежной суммы способно снять или снизить соответствующий риск заказчика работ, проявившего готовность предпринять первый шаг: предоставить аванс, материалы для выполнения работ, дорогостоящее уникальное оборудование для его монтажа и пр.
Статья: Налоговые риски у заказчика, если подрядчик не состоит в СРО
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 7)Ранее Минфин высказывался против учета расходов, если вопреки требованиям закона контрагент не имеет необходимой лицензии или не состоит в СРО. Ведь в этом случае он не вправе выполнять такие работы. А значит, расходы заказчика осуществлены вне рамок законодательства и не являются обоснованными <3>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 7)Ранее Минфин высказывался против учета расходов, если вопреки требованиям закона контрагент не имеет необходимой лицензии или не состоит в СРО. Ведь в этом случае он не вправе выполнять такие работы. А значит, расходы заказчика осуществлены вне рамок законодательства и не являются обоснованными <3>.