Подрядчик не исполнил контракт
Подборка наиболее важных документов по запросу Подрядчик не исполнил контракт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Основания для включения (отказа во включении) в РНП при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Управление, отказав во включении сведений об Обществе в Реестр... сослалось на наличие между сторонами гражданско-правового спора. При этом антимонопольный орган... не оценил все обстоятельства и фактическое поведение сторон при исполнении контракта. Доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение подрядчиком контракта произошло по вине заказчика либо третьих лиц, не представлено.
(КонсультантПлюс, 2025)Управление, отказав во включении сведений об Обществе в Реестр... сослалось на наличие между сторонами гражданско-правового спора. При этом антимонопольный орган... не оценил все обстоятельства и фактическое поведение сторон при исполнении контракта. Доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение подрядчиком контракта произошло по вине заказчика либо третьих лиц, не представлено.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение сведений о единственном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта... в связи с тем, что в установленные контрактом сроки обязательства по Контракту подрядчиком не исполнены.
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта... в связи с тем, что в установленные контрактом сроки обязательства по Контракту подрядчиком не исполнены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Неисполнение Заказчиком встречных обязательств приводит к невыполнению Подрядчиком предусмотренных контрактом работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Неисполнение Заказчиком встречных обязательств приводит к невыполнению Подрядчиком предусмотренных контрактом работ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 794
"Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (1 квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая, что Подрядчиком не выполнены работы по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 30.12.2022 N 48/Д11 (далее - Решение).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая, что Подрядчиком не выполнены работы по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 30.12.2022 N 48/Д11 (далее - Решение).
Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете дебиторской задолженности по доходам от неустоек за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 02-07-08/48434)Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете дебиторской задолженности по доходам от неустоек за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 02-07-08/48434)Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете дебиторской задолженности по доходам от неустоек за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Готовое решение: Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) вы направляете, если участник закупки уклонился от заключения контракта или поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил (исполнил ненадлежащим образом) обязательства по контракту.
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) вы направляете, если участник закупки уклонился от заключения контракта или поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил (исполнил ненадлежащим образом) обязательства по контракту.
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)срок исполнения контракта, если он не исполнен в срок по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Изменить срок можно один раз и только на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. По контракту, обеспеченному денежными средствами, надо согласовать новый срок их возврата. Внести изменение в контракт, не исполненный по вине подрядчика, можно, если тот уплатил неустойки и предоставил обеспечение исполнения контракта (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)срок исполнения контракта, если он не исполнен в срок по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Изменить срок можно один раз и только на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. По контракту, обеспеченному денежными средствами, надо согласовать новый срок их возврата. Внести изменение в контракт, не исполненный по вине подрядчика, можно, если тот уплатил неустойки и предоставил обеспечение исполнения контракта (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Заказчик в проекте государственного контракта не вправе устанавливать ответственность подрядчика за неисполнение обязательств по государственному контракту, не предусмотренную Законом о контрактной системе; неправомерное требование в порядке оценки о принятии к оценке контрактов с ценой не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта; в документации необходимо устанавливать требования о соответствии компенсационного фонда возмещения вреда участников закупки; в контракт подлежит включать условия о порядке и сроках оплаты товара в соответствии с Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Заказчик в проекте государственного контракта не вправе устанавливать ответственность подрядчика за неисполнение обязательств по государственному контракту, не предусмотренную Законом о контрактной системе; неправомерное требование в порядке оценки о принятии к оценке контрактов с ценой не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта; в документации необходимо устанавливать требования о соответствии компенсационного фонда возмещения вреда участников закупки; в контракт подлежит включать условия о порядке и сроках оплаты товара в соответствии с Законом о контрактной системе.
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Не признается уважительной причиной для заключения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и неисполнение подрядчиком контракта, заключенного по результатам электронного аукциона <15>. Напомним, что "нарушение обязанностей со стороны контрагентов" не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду прямого указания в п. 3 ст. 401 ГК РФ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Не признается уважительной причиной для заключения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и неисполнение подрядчиком контракта, заключенного по результатам электронного аукциона <15>. Напомним, что "нарушение обязанностей со стороны контрагентов" не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду прямого указания в п. 3 ст. 401 ГК РФ.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик вправе удержать деньги (предъявить требования об уплате по независимой гарантии). Однако порядок таких действий в Законе N 44-ФЗ не установлен. Считаем, что, если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке или по решению суда, он вправе не возвращать в полном объеме обеспечение исполнения контракта, внесенное деньгами, либо предъявить требование об уплате по независимой гарантии в соответствующем размере. Похожая позиция содержится в Письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1638.
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик вправе удержать деньги (предъявить требования об уплате по независимой гарантии). Однако порядок таких действий в Законе N 44-ФЗ не установлен. Считаем, что, если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке или по решению суда, он вправе не возвращать в полном объеме обеспечение исполнения контракта, внесенное деньгами, либо предъявить требование об уплате по независимой гарантии в соответствующем размере. Похожая позиция содержится в Письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1638.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать оплату за разработку проектной документации по контракту в рамках Закона N 44-ФЗ, если нет положительного заключения госэкспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не мог исполнить контракт в срок, поскольку заказчик не решил ряд вопросов, связанных с установлением сервитута на земельные участки, входящие в зону проектирования. Выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации являлось самостоятельным этапом контракта, результаты исполнения по которому сданы заказчику по акту приема-передачи. Выполненные работы имеют отдельную стоимость. При этом заказчик имеет возможность самостоятельно получить заключение госэкспертизы самостоятельно. Доказательств того, что оно не получено из-за некачественного выполнения работ, нет.
Можно ли взыскать оплату за разработку проектной документации по контракту в рамках Закона N 44-ФЗ, если нет положительного заключения госэкспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не мог исполнить контракт в срок, поскольку заказчик не решил ряд вопросов, связанных с установлением сервитута на земельные участки, входящие в зону проектирования. Выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации являлось самостоятельным этапом контракта, результаты исполнения по которому сданы заказчику по акту приема-передачи. Выполненные работы имеют отдельную стоимость. При этом заказчик имеет возможность самостоятельно получить заключение госэкспертизы самостоятельно. Доказательств того, что оно не получено из-за некачественного выполнения работ, нет.
Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Работы, предусмотренные на первом этапе контракта, не выполнены в установленный срок по вине заказчика, который нарушил условия контракта и не представил часть информации и документов, необходимых для исполнения обязательств. Вина подрядчика в неисполнении контракта отсутствует.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Работы, предусмотренные на первом этапе контракта, не выполнены в установленный срок по вине заказчика, который нарушил условия контракта и не представил часть информации и документов, необходимых для исполнения обязательств. Вина подрядчика в неисполнении контракта отсутствует.