Подконтрольные сделки
Подборка наиболее важных документов по запросу Подконтрольные сделки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Общие сведения о сделках ООО с заинтересованностью
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды исходили из того, что покупателем по договору... выступал... брат супруги брата генерального директора Общества, то есть лицо, не подпадающее под критерии, указанные в пункте 1 статьи 45 Закона N 14-ФЗ, а также учли, что истцом не доказан факт того, что... [директор - ред.] каким-либо способом контролирует... [контрагента по сделке - ред.] и является выгодоприобретателем по сделке..."
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды исходили из того, что покупателем по договору... выступал... брат супруги брата генерального директора Общества, то есть лицо, не подпадающее под критерии, указанные в пункте 1 статьи 45 Закона N 14-ФЗ, а также учли, что истцом не доказан факт того, что... [директор - ред.] каким-либо способом контролирует... [контрагента по сделке - ред.] и является выгодоприобретателем по сделке..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, вывод ИФНС о получении им налоговой экономии, выразившейся в заключении ряда сделок с подконтрольными организациями, целью которых являлась неуплата налогов в бюджет, в части формирования НДС на основании первичных бухгалтерских документов, составленных одним из контрагентов, необоснован.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, вывод ИФНС о получении им налоговой экономии, выразившейся в заключении ряда сделок с подконтрольными организациями, целью которых являлась неуплата налогов в бюджет, в части формирования НДС на основании первичных бухгалтерских документов, составленных одним из контрагентов, необоснован.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Глава 35. Сообщение о существенном факте о совершении эмитентом или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Глава 35. Сообщение о существенном факте о совершении эмитентом или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в заседании или заочном голосовании и не являющихся заинтересованными в совершении сделки или подконтрольными лицам, заинтересованным в ее совершении, в следующих случаях:
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в заседании или заочном голосовании и не являющихся заинтересованными в совершении сделки или подконтрольными лицам, заинтересованным в ее совершении, в следующих случаях:
Вопрос: Об осуществлении сделок, влекущих установление, изменение, прекращение прав на доли ООО, между резидентом, не подконтрольным лицам из недружественных стран, и лицом не из недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 05-10-12/64731)Вопрос: Об осуществлении сделок, влекущих установление, изменение, прекращение прав на доли ООО, между резидентом, не подконтрольным лицам из недружественных стран, и лицом не из недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 05-10-12/64731)Вопрос: Об осуществлении сделок, влекущих установление, изменение, прекращение прав на доли ООО, между резидентом, не подконтрольным лицам из недружественных стран, и лицом не из недружественных стран.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- акционер заинтересован в совершении сделки или подконтролен лицам, заинтересованным в ее совершении при решении вопроса об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 4 ст. 83 Закона об АО);
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- акционер заинтересован в совершении сделки или подконтролен лицам, заинтересованным в ее совершении при решении вопроса об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 4 ст. 83 Закона об АО);
Вопрос: Распространяются ли исключения, предусматривающие отсутствие необходимости получения предварительного согласия на осуществление сделки, на случаи, когда сделка осуществляется между лицами, подконтрольными одному публично-правовому образованию?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)8. Крупная сделка, требующая получения согласия на ее совершение в соответствии с настоящей статьей и совершенная с нарушением порядка получения такого согласия, может быть признана недействительной по иску контролирующего общества, его члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества), а также по иску подконтрольной организации, совершившей такую сделку, ее члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества).";
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)8. Крупная сделка, требующая получения согласия на ее совершение в соответствии с настоящей статьей и совершенная с нарушением порядка получения такого согласия, может быть признана недействительной по иску контролирующего общества, его члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества), а также по иску подконтрольной организации, совершившей такую сделку, ее члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 1 процентом голосующих акций общества).";
Вопрос: О выдаче страховщикам разрешения на сделки со страховыми брокерами, подконтрольными лицам из недружественных стран, и одобрении сделок страховых брокеров по смене контроля акционеров/участников.
(Письмо Банка России от 09.06.2023 N 53-10-1/676)Вопрос: В течение 2022 г. действовал определенный Банком России порядок проведения операций, в том числе по выплате перестраховочной комиссии по договорам страхования, с российскими юридическими лицами (страховщиками, перестраховщиками, страховыми брокерами), подконтрольными акционерам/участникам из недружественных стран. В соответствии с установленным разрешением Банка России допускались операции по передаче рисков в перестрахование, а также оплата брокерской комиссии российским юридическим лицам с указанными акционерами/участниками. Порядок был установлен на 2022 календарный год.
(Письмо Банка России от 09.06.2023 N 53-10-1/676)Вопрос: В течение 2022 г. действовал определенный Банком России порядок проведения операций, в том числе по выплате перестраховочной комиссии по договорам страхования, с российскими юридическими лицами (страховщиками, перестраховщиками, страховыми брокерами), подконтрольными акционерам/участникам из недружественных стран. В соответствии с установленным разрешением Банка России допускались операции по передаче рисков в перестрахование, а также оплата брокерской комиссии российским юридическим лицам с указанными акционерами/участниками. Порядок был установлен на 2022 календарный год.
Статья: Верховный Суд обобщил практику оценки налоговой выгоды
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Извечный спор: кто создал или был причастным к созданию схемы - поставщик или покупатель, - не может разрешаться по-разному в зависимости от того, кого проверяет конкретная инспекция. Поэтому если один налоговый орган уже пришел к выводу, что неуплата налога произошла за счет включения в цепочку сделок компании, подконтрольной поставщику, то при проверке покупателя другое подразделение ФНС не может сделать вывод о подконтрольности этой же компании покупателю.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Извечный спор: кто создал или был причастным к созданию схемы - поставщик или покупатель, - не может разрешаться по-разному в зависимости от того, кого проверяет конкретная инспекция. Поэтому если один налоговый орган уже пришел к выводу, что неуплата налога произошла за счет включения в цепочку сделок компании, подконтрольной поставщику, то при проверке покупателя другое подразделение ФНС не может сделать вывод о подконтрольности этой же компании покупателю.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)(+/-) 4. По мнению ИФНС, основной целью заключения обществом спорных сделок с подконтрольными взаимозависимыми компаниями являлось получение налоговой экономии в виде признания расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)(+/-) 4. По мнению ИФНС, основной целью заключения обществом спорных сделок с подконтрольными взаимозависимыми компаниями являлось получение налоговой экономии в виде признания расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Однако с появлением новых и развитием существующих форм хозяйствования у государства может возникнуть объективная потребность в расширении перечня подконтрольных сделок, что в целом не будет противоречить базовым положениям, букве и духу Закона о защите конкуренции. В частности, на сегодняшний день экспертное сообщество ведет дискуссии о целесообразности установления антимонопольного контроля за действиями хозяйствующих субъектов, например по созданию закупочных союзов <1> или по приобретению технологических компаний, стоимость активов которых не превышает установленные Законом о защите конкуренции пороговые значения, что на сегодняшний день не позволяет осуществлять контроль за их приобретением <2>.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Однако с появлением новых и развитием существующих форм хозяйствования у государства может возникнуть объективная потребность в расширении перечня подконтрольных сделок, что в целом не будет противоречить базовым положениям, букве и духу Закона о защите конкуренции. В частности, на сегодняшний день экспертное сообщество ведет дискуссии о целесообразности установления антимонопольного контроля за действиями хозяйствующих субъектов, например по созданию закупочных союзов <1> или по приобретению технологических компаний, стоимость активов которых не превышает установленные Законом о защите конкуренции пороговые значения, что на сегодняшний день не позволяет осуществлять контроль за их приобретением <2>.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)(-) 3. По мнению налогоплательщика, вывод ИФНС о получении им налоговой экономии, выразившейся в заключении ряда сделок с подконтрольными организациями, целью которых являлась неуплата налогов в бюджет, в части формирования НДС на основании первичных бухгалтерских документов, составленных одним из контрагентов, необоснован.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)(-) 3. По мнению налогоплательщика, вывод ИФНС о получении им налоговой экономии, выразившейся в заключении ряда сделок с подконтрольными организациями, целью которых являлась неуплата налогов в бюджет, в части формирования НДС на основании первичных бухгалтерских документов, составленных одним из контрагентов, необоснован.
Статья: Обзор ВС РФ по банкротным спорам за 2024 год: 9 важных позиций для судов и кредиторов
(Кравченко А., Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)Использование данных презумпций контролирующими лицами, и так имевшими возможность оспаривать сделки подконтрольной компании на основании норм корпоративного законодательства и ст. 173.1, 174 ГК РФ, порождало бы сильный дисбаланс процессуальных прав и обязанностей между контролирующими лицами и ответчиками по подобного рода спорам. ВС РФ в данной части абсолютно обоснованно прибегнул к целевому толкованию норм банкротного законодательства.
(Кравченко А., Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)Использование данных презумпций контролирующими лицами, и так имевшими возможность оспаривать сделки подконтрольной компании на основании норм корпоративного законодательства и ст. 173.1, 174 ГК РФ, порождало бы сильный дисбаланс процессуальных прав и обязанностей между контролирующими лицами и ответчиками по подобного рода спорам. ВС РФ в данной части абсолютно обоснованно прибегнул к целевому толкованию норм банкротного законодательства.