Подконтрольные расходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Подконтрольные расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) посчитал гражданско-правовой договор трудовым и доначислил взносы
(КонсультантПлюс, 2025)физлицо выполняет работы (услуги) лично, не несет при этом расходы, подконтрольно Страхователю и включено в рабочий процесс
(КонсультантПлюс, 2025)физлицо выполняет работы (услуги) лично, не несет при этом расходы, подконтрольно Страхователю и включено в рабочий процесс
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной в части, налогоплательщик и подконтрольные организации находятся на ОСН. Не принятые ИФНС спорные вычеты по НДС и расходы заявлены подконтрольными обществами, самим налогоплательщиком в составе расходов и вычетов не учитывались. Основанием для доначисления НДС и налога на прибыль фактически послужили выводы ИФНС о неправомерном учете сделок не налогоплательщиком, а подконтрольными организациями.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной в части, налогоплательщик и подконтрольные организации находятся на ОСН. Не принятые ИФНС спорные вычеты по НДС и расходы заявлены подконтрольными обществами, самим налогоплательщиком в составе расходов и вычетов не учитывались. Основанием для доначисления НДС и налога на прибыль фактически послужили выводы ИФНС о неправомерном учете сделок не налогоплательщиком, а подконтрольными организациями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)- инспекцией не приняты расходы, понесенные подконтрольными обществами, а не самим налогоплательщиком;
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)- инспекцией не приняты расходы, понесенные подконтрольными обществами, а не самим налогоплательщиком;
Статья: Ретроспективность интерпретационных актов (на примере решений органов конституционного контроля России и США)
(Назарькова Е.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Пределы обратной силы интерпретационного акта часто определяются моментом вступления в силу самой интерпретируемой нормы <23>. Но в практике Конституционного Суда РФ можно обнаружить случаи "суперретроспективности", т.е. распространения правовой позиции органа конституционного контроля на ситуации, возникшие до даты вступления в силу толкуемой нормы. Например, этот подход Конституционный Суд РФ использовал в Определении от 6 июня 2017 г. N 1163-О. По мнению заявителя, предметом проверки на соответствие Конституции РФ должны стать положения Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают осуществление контроля за расходами подконтрольного лица, а также его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за период, предшествующий вступлению данного законодательного акта в силу, и, как следствие, позволяют обращать в доход Российской Федерации по решению суда имущество, приобретенное по сделкам, заключенным до вступления в силу оспариваемых законоположений.
(Назарькова Е.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Пределы обратной силы интерпретационного акта часто определяются моментом вступления в силу самой интерпретируемой нормы <23>. Но в практике Конституционного Суда РФ можно обнаружить случаи "суперретроспективности", т.е. распространения правовой позиции органа конституционного контроля на ситуации, возникшие до даты вступления в силу толкуемой нормы. Например, этот подход Конституционный Суд РФ использовал в Определении от 6 июня 2017 г. N 1163-О. По мнению заявителя, предметом проверки на соответствие Конституции РФ должны стать положения Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают осуществление контроля за расходами подконтрольного лица, а также его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за период, предшествующий вступлению данного законодательного акта в силу, и, как следствие, позволяют обращать в доход Российской Федерации по решению суда имущество, приобретенное по сделкам, заключенным до вступления в силу оспариваемых законоположений.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на 2013 год. При этом базовый уровень подконтрольных расходов, установленный при переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит пересмотру и не должен превышать уровень, действующий на дату принятия решения о пересмотре. При регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с применением метода доходности инвестированного капитала долгосрочные параметры регулирования не подлежат корректировке и (или) изменению;
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на 2013 год. При этом базовый уровень подконтрольных расходов, установленный при переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит пересмотру и не должен превышать уровень, действующий на дату принятия решения о пересмотре. При регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с применением метода доходности инвестированного капитала долгосрочные параметры регулирования не подлежат корректировке и (или) изменению;
Приказ ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э
(ред. от 15.02.2021)
"Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2015 N 37029)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37029
(ред. от 15.02.2021)
"Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2015 N 37029)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37029
Статья: О гарантиях правомерных интересов частных лиц в условиях полисемии права
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)С учетом изложенного за контролируемыми лицами следовало бы законодательно признать право на разъяснение контролирующим органом вопросов применения соответствующего законодательства, обеспеченное зеркальным полномочием контролирующего органа предоставить такое разъяснение, истолковав нормы закона применительно к тем конкретным обстоятельствам, которые описаны или следуют из представленных контролируемым лицом документов. При этом уклонению от предоставления конкретных разъяснений должно быть придано значение легализации того принципиально допустимого варианта толкования, который был выбран контролируемым лицом <78>. Такое решение приводит к сокращению конституционно необоснованных издержек контролируемых лиц во взаимоотношениях с публичной властью. И последние состоят не в том, что подконтрольное лицо таким образом экономит на расходах налоговым и правовым консультантам. Их услуги не исключены и остаются актуальными в случаях, когда, скажем, налогоплательщик решает проблему оптимизации налогообложения, консультировать о чем налоговый орган, естественно, не обязан, или когда сам ответ из разъяснения не устраивает налогоплательщика и он на свой страх и риск решает поступить ему вопреки <79>, готовясь вступить с публичной властью в судебный спор, для чего ему, вероятно, потребуется помощь юриста. Конституционно необоснованные издержки образует информационная оборона государства именно в случаях, касающихся сугубо вопросов надлежащего исполнения обязанностей подконтрольного лица, поскольку скрытость подобной информации за семью печатями просто расходится со смыслом контрольно-надзорной деятельности и чертами конституционного, поставленного в служебное положение государства <80>.
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)С учетом изложенного за контролируемыми лицами следовало бы законодательно признать право на разъяснение контролирующим органом вопросов применения соответствующего законодательства, обеспеченное зеркальным полномочием контролирующего органа предоставить такое разъяснение, истолковав нормы закона применительно к тем конкретным обстоятельствам, которые описаны или следуют из представленных контролируемым лицом документов. При этом уклонению от предоставления конкретных разъяснений должно быть придано значение легализации того принципиально допустимого варианта толкования, который был выбран контролируемым лицом <78>. Такое решение приводит к сокращению конституционно необоснованных издержек контролируемых лиц во взаимоотношениях с публичной властью. И последние состоят не в том, что подконтрольное лицо таким образом экономит на расходах налоговым и правовым консультантам. Их услуги не исключены и остаются актуальными в случаях, когда, скажем, налогоплательщик решает проблему оптимизации налогообложения, консультировать о чем налоговый орган, естественно, не обязан, или когда сам ответ из разъяснения не устраивает налогоплательщика и он на свой страх и риск решает поступить ему вопреки <79>, готовясь вступить с публичной властью в судебный спор, для чего ему, вероятно, потребуется помощь юриста. Конституционно необоснованные издержки образует информационная оборона государства именно в случаях, касающихся сугубо вопросов надлежащего исполнения обязанностей подконтрольного лица, поскольку скрытость подобной информации за семью печатями просто расходится со смыслом контрольно-надзорной деятельности и чертами конституционного, поставленного в служебное положение государства <80>.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суды апелляционной и кассационной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, признали решение инспекции недействительным в части консолидации финансовых показателей общества и его подконтрольных лиц, а также отказа в учете налоговых вычетов и расходов по взаимоотношениям подконтрольных лиц с контрагентами второго звена. Как указали суды, общество и подконтрольные организации находятся на общей системе налогообложения, следовательно, цель получения налоговой экономии при создании новых организаций не подтверждена, консолидация доходов и расходов не обоснована. Выводы о неправомерном заявлении налоговых вычетов и расходов не относимы к обществу, поскольку непосредственно общество взаимоотношений с контрагентами второго звена не имело.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суды апелляционной и кассационной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, признали решение инспекции недействительным в части консолидации финансовых показателей общества и его подконтрольных лиц, а также отказа в учете налоговых вычетов и расходов по взаимоотношениям подконтрольных лиц с контрагентами второго звена. Как указали суды, общество и подконтрольные организации находятся на общей системе налогообложения, следовательно, цель получения налоговой экономии при создании новых организаций не подтверждена, консолидация доходов и расходов не обоснована. Выводы о неправомерном заявлении налоговых вычетов и расходов не относимы к обществу, поскольку непосредственно общество взаимоотношений с контрагентами второго звена не имело.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)(+) 2. По мнению налогоплательщика, в условиях применения всеми подконтрольными ему лицами ОСН и их самостоятельности отсутствуют основания для консолидации полученных ими доходов и вменения их проверяемому налогоплательщику, а также отказа ему в вычетах и расходах, учтенных подконтрольными компаниями.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)(+) 2. По мнению налогоплательщика, в условиях применения всеми подконтрольными ему лицами ОСН и их самостоятельности отсутствуют основания для консолидации полученных ими доходов и вменения их проверяемому налогоплательщику, а также отказа ему в вычетах и расходах, учтенных подконтрольными компаниями.
Последние изменения: Выплата дивидендов в АО
(КонсультантПлюс, 2025)законодательством РФ в области госрегулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предусмотрен механизм сохранения в тарифах экономии операционных (подконтрольных) расходов, которая обусловлена повышением эффективности работы и производительности труда в таких организациях;
(КонсультантПлюс, 2025)законодательством РФ в области госрегулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предусмотрен механизм сохранения в тарифах экономии операционных (подконтрольных) расходов, которая обусловлена повышением эффективности работы и производительности труда в таких организациях;
Статья: Налоговая реконструкция: как менять доначисления по налогам (комментарий к Обзору правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@ для использования в работе (пп. 1.1, 1.2, 1.3, 2)))
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 3)В другом похожем споре инспекция также установила, что товары приобретались у импортера напрямую, а проводились как купленные у подконтрольных фирм-однодневок. Расходы и вычеты компании сняли полностью. Мол, нет документов, которые позволят определить действительные налоговые обязательства.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 3)В другом похожем споре инспекция также установила, что товары приобретались у импортера напрямую, а проводились как купленные у подконтрольных фирм-однодневок. Расходы и вычеты компании сняли полностью. Мол, нет документов, которые позволят определить действительные налоговые обязательства.