Подъем затонувших судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Подъем затонувших судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался" ГК РФ"Проанализировав положения статей 225 и 226 ГК РФ, статей 48 - 51 КВВТ РФ, статьей 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391, и принимая во внимание судебные акты по делу N 2-251/2020, суды установили, что обязанность по постановке на учет, организации поднятия, удаления или утилизации затонувшего судна в реке Аган возложена на ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть"; на подъем затонувших судов учреждению выделяются средства из федерального бюджета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемных вопросах реализации прокурорами надзорных полномочий в области охраны поверхностных пресноводных объектов в Российской Федерации при выявлении затонувших в акваториях водоемов судов и иного затонувшего имущества
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)В частности, в соответствии со ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) на владельцев затонувших судов или иного затонувшего имущества возложена обязанность по обеспечению подъема затонувшего судна.
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)В частности, в соответствии со ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) на владельцев затонувших судов или иного затонувшего имущества возложена обязанность по обеспечению подъема затонувшего судна.
Статья: Безрассудное поведение (moral hazard) в страховании: классификация и способы контроля
(Архипова А.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)В российской судебной практике также можно отыскать примеры такого подхода. При рассмотрении ряда дел, связанных с подъемом затонувших судов <30>, возник вопрос о том, должен ли страховщик, к которому судно перешло в результате заявления абандона, возмещать расходы на подъем судна. Не вдаваясь во все детали подобных споров, отметим, что существует два подхода к разрешению поставленного вопроса. Согласно первому подходу обязательство по подъему является деликтным и должно исполняться лицом, которое являлось владельцем источника повышенной опасности в момент причинения вреда, т.е. судовладельцем - собственником судна до заявления абандона. Согласно второму подходу обязательство по подъему имеет самостоятельную природу и может следовать за вещью (судном), поэтому требование о возмещении расходов на подъем может быть предъявлено и к актуальному собственнику, который получил право собственности на "проблемное" имущество уже после того, как возникла обязанность по его подъему.
(Архипова А.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)В российской судебной практике также можно отыскать примеры такого подхода. При рассмотрении ряда дел, связанных с подъемом затонувших судов <30>, возник вопрос о том, должен ли страховщик, к которому судно перешло в результате заявления абандона, возмещать расходы на подъем судна. Не вдаваясь во все детали подобных споров, отметим, что существует два подхода к разрешению поставленного вопроса. Согласно первому подходу обязательство по подъему является деликтным и должно исполняться лицом, которое являлось владельцем источника повышенной опасности в момент причинения вреда, т.е. судовладельцем - собственником судна до заявления абандона. Согласно второму подходу обязательство по подъему имеет самостоятельную природу и может следовать за вещью (судном), поэтому требование о возмещении расходов на подъем может быть предъявлено и к актуальному собственнику, который получил право собственности на "проблемное" имущество уже после того, как возникла обязанность по его подъему.
Нормативные акты
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 149. Общая авария, вызванная повреждением машин, намеренной посадкой на мель, подъемом затонувшего судна и пожаром на судне
(ред. от 24.06.2025)Статья 149. Общая авария, вызванная повреждением машин, намеренной посадкой на мель, подъемом затонувшего судна и пожаром на судне
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасения людей, спасения и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
(ред. от 19.10.2023)
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасения людей, спасения и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Предоставление водных объектов в пользование на территории населенных пунктов осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование либо на основании договоров водопользования. В соответствии со ст. 11 ВК РФ "на основании решений о предоставлении водных объектов водные объекты предоставляются в пользование: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, подъема затонувших судов, сплава древесины, забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель, забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры". В соответствии со п. 3 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора водных ресурсов из водных объектов.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Предоставление водных объектов в пользование на территории населенных пунктов осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование либо на основании договоров водопользования. В соответствии со ст. 11 ВК РФ "на основании решений о предоставлении водных объектов водные объекты предоставляются в пользование: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, подъема затонувших судов, сплава древесины, забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель, забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры". В соответствии со п. 3 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора водных ресурсов из водных объектов.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Другим важным направлением прокурорского надзора в исследуемой сфере является установление в акваториях морских портов либо границах внутренних водных путей России затонувших судов и иного затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и мореплавания, причинения значительного ущерба окружающей среде. Анализ научной литературы показывает <36>, что проблема поиска брошенных затонувших судов и их утилизации характерна для многих морских держав мира и затрагивает не только интересы государства по обеспечению безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнений, но и права судовладельцев - собственников имущества, а также страховые компании. Кроме того, подъем затонувшего судна является сложной процедурой и в зависимости от габаритов может составлять сумму от 500 тыс. до десятков миллионов рублей. По мнению экспертов, затонувшие суда представляют повышенную опасность для судоходства, оказывают негативное влияние на экологическую ситуацию (особенно при утечках топлива и машинного масла, выделении токсичных веществ - ртути и свинца). Также встает вопрос соблюдения прав на охрану жизни и здоровья работников, занятых при подъеме таких затонувших судов, в частности водолазов.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Другим важным направлением прокурорского надзора в исследуемой сфере является установление в акваториях морских портов либо границах внутренних водных путей России затонувших судов и иного затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и мореплавания, причинения значительного ущерба окружающей среде. Анализ научной литературы показывает <36>, что проблема поиска брошенных затонувших судов и их утилизации характерна для многих морских держав мира и затрагивает не только интересы государства по обеспечению безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнений, но и права судовладельцев - собственников имущества, а также страховые компании. Кроме того, подъем затонувшего судна является сложной процедурой и в зависимости от габаритов может составлять сумму от 500 тыс. до десятков миллионов рублей. По мнению экспертов, затонувшие суда представляют повышенную опасность для судоходства, оказывают негативное влияние на экологическую ситуацию (особенно при утечках топлива и машинного масла, выделении токсичных веществ - ртути и свинца). Также встает вопрос соблюдения прав на охрану жизни и здоровья работников, занятых при подъеме таких затонувших судов, в частности водолазов.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> За рубежом имеется опыт принятия законов, специально регламентирующих вопросы, связанные с затонувшими кораблями, в том числе устанавливающие особый административный порядок доступа на такие суда с целью их исследования или подъема. В качестве примера можно привести Акт об охране затонувших судов, принятый в Великобритании в 1973 г. См.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012; Николаев И.Р. Становление и развитие правовой охраны подводного культурного наследия в Великобритании // Вопросы подводной археологии. 2021. N 12. С. 54 - 63.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> За рубежом имеется опыт принятия законов, специально регламентирующих вопросы, связанные с затонувшими кораблями, в том числе устанавливающие особый административный порядок доступа на такие суда с целью их исследования или подъема. В качестве примера можно привести Акт об охране затонувших судов, принятый в Великобритании в 1973 г. См.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012; Николаев И.Р. Становление и развитие правовой охраны подводного культурного наследия в Великобритании // Вопросы подводной археологии. 2021. N 12. С. 54 - 63.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для подъема затонувших фрагментов танкеров - носовой части "Волгонефть-239", а также носовой и кормовой частей "Волгонефть-212" - разрабатывается проект подъема. Вопросы подъема и утилизации затонувших судов находятся на особом контроле у Министра транспорта России Романа Владимировича Старовойта.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для подъема затонувших фрагментов танкеров - носовой части "Волгонефть-239", а также носовой и кормовой частей "Волгонефть-212" - разрабатывается проект подъема. Вопросы подъема и утилизации затонувших судов находятся на особом контроле у Министра транспорта России Романа Владимировича Старовойта.