Поддержка наиболее пострадавших отраслей
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержка наиболее пострадавших отраслей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Введение моратория, помимо прочего, предусматривает установление запрета на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 1 статьи 9.1, пункт 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не зависит ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63 "Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Мораторием помимо прочего предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 2 части 1 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)С увеличением роста числа заболевших правительства многих стран ввели беспрецедентные ограничения, направленные на сдерживание роста заболеваемости и снижение нагрузки на систему здравоохранения. В большинстве государств в числе таких мер были поименованы отсрочка и каникулы по налоговым, кредитным и арендным платежам для бизнеса и населения, прямые выплаты гражданам, финансовая поддержка наиболее пострадавших отраслей, программы льготного кредитования и госгарантии.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)С увеличением роста числа заболевших правительства многих стран ввели беспрецедентные ограничения, направленные на сдерживание роста заболеваемости и снижение нагрузки на систему здравоохранения. В большинстве государств в числе таких мер были поименованы отсрочка и каникулы по налоговым, кредитным и арендным платежам для бизнеса и населения, прямые выплаты гражданам, финансовая поддержка наиболее пострадавших отраслей, программы льготного кредитования и госгарантии.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Вышесказанное требует дальнейшего реформирования как общего, так и специального законодательства, прежде всего в направлении выравнивания баланса интересов сторон, активизации участия государства в поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики, достижения единообразия правоприменительной практики.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Вышесказанное требует дальнейшего реформирования как общего, так и специального законодательства, прежде всего в направлении выравнивания баланса интересов сторон, активизации участия государства в поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики, достижения единообразия правоприменительной практики.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Мораторием, помимо прочего, предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики, прежде всего, было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Мораторием, помимо прочего, предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики, прежде всего, было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения.
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Мировая туриндустрия переживает небывалый со времен окончания Второй мировой войны кризис, вызванный пандемией коронавируса. В статье речь идет о мерах, которые предприняли властные структуры ФРГ в целях недопущения коллапса туристической отрасли, которая является одним из важнейших секторов немецкой экономики. Опыт Германии может быть интересен нашей стране, которая также предпринимает беспрецедентные шаги по поддержке отраслей, наиболее пострадавших от коронакризиса.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Мировая туриндустрия переживает небывалый со времен окончания Второй мировой войны кризис, вызванный пандемией коронавируса. В статье речь идет о мерах, которые предприняли властные структуры ФРГ в целях недопущения коллапса туристической отрасли, которая является одним из важнейших секторов немецкой экономики. Опыт Германии может быть интересен нашей стране, которая также предпринимает беспрецедентные шаги по поддержке отраслей, наиболее пострадавших от коронакризиса.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. действовала еще одна мера поддержки: для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, был установлен пониженный размер фиксированного взноса за 2020 г. - 20 318 руб. (п. 1.1 ст. 430 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2020 N 27-18/106601@). Если доход ИП превышал 300 000 руб., то кроме фиксированного платежа надо доплатить 1% с суммы превышения, но не более предельной величины взносов (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-15-05/105993). Максимальный размер страховых взносов на ОПС для таких ИП определялся по общему правилу, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для всех остальных индивидуальных предпринимателей в 2020 г., то есть исходя из фиксированной суммы 32 448 руб. (Письма Минфина России от 19.01.2021 N 03-15-05/2387, от 19.11.2020 N 03-15-05/100955).
Статья: Безбанкротное состояние
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)Елена Якушева, доцент департамента публичного права НИУ ВШЭ, напомнила, что в 2020 году многие эксперты были настроены скептически и уверяли, что "суды будут завалены делами о банкротствах". Но по прошествии трех лет она придерживается позиции, что "ковидные" ограничения смогли выполнить поставленную властями задачу поддержки бизнеса из наиболее пострадавших отраслей. Что же касается тотального моратория 2022 года, по ее мнению, еще рано давать оценки его последствиям, но уже понятно, что он привел к множеству проблем и злоупотреблений.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)Елена Якушева, доцент департамента публичного права НИУ ВШЭ, напомнила, что в 2020 году многие эксперты были настроены скептически и уверяли, что "суды будут завалены делами о банкротствах". Но по прошествии трех лет она придерживается позиции, что "ковидные" ограничения смогли выполнить поставленную властями задачу поддержки бизнеса из наиболее пострадавших отраслей. Что же касается тотального моратория 2022 года, по ее мнению, еще рано давать оценки его последствиям, но уже понятно, что он привел к множеству проблем и злоупотреблений.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В отечественной практике сформировался сложнокомпонентный подход к выделению групп экономических субъектов для государственной поддержки: с одной стороны, выделялись наиболее пострадавшие отрасли, с другой - меры реагирования были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса (далее - МСП), так как в России доля МСП значительно ниже, чем в европейских странах (50 - 70%, по разным оценкам), и составляет около 20%.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В отечественной практике сформировался сложнокомпонентный подход к выделению групп экономических субъектов для государственной поддержки: с одной стороны, выделялись наиболее пострадавшие отрасли, с другой - меры реагирования были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса (далее - МСП), так как в России доля МСП значительно ниже, чем в европейских странах (50 - 70%, по разным оценкам), и составляет около 20%.
Статья: Дополнительные нефтегазовые доходы как источник формирования Фонда национального благосостояния: новеллы и проблемы правового регулирования в период пандемии COVID-2019
(Кавкаева К.П.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Но все же самым актуальным направлением расходования средств Фонда национального благосостояния является социально-экономическая политика государства. На официальной ежегодной пресс-конференции Президента РФ В.В. Путин сообщил, что в период пандемии COVID-2019 средства суверенного фонда направляются на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на социальную поддержку семей с детьми, врачей, студентов медицинских вузов и колледжей, на помощь крупным предприятиям <8>. Также В.В. Путин в ходе конференции озвучил один из положительных элементов развития экономики: российский бюджет на 70% формируется уже не за счет нефтегазовых доходов. Президент РФ отметил, что данный факт свидетельствует о том, что Россия начинает слезать с "нефтегазовой иглы". Представляется, что зависимость федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов по-прежнему велика. Однако сложно переоценить роль нефтегазовых доходов для всей экономики государства, особенно на современном этапе, ведь с помощью именно этих доходов Россия имеет возможность достойно преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-2019.
(Кавкаева К.П.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Но все же самым актуальным направлением расходования средств Фонда национального благосостояния является социально-экономическая политика государства. На официальной ежегодной пресс-конференции Президента РФ В.В. Путин сообщил, что в период пандемии COVID-2019 средства суверенного фонда направляются на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на социальную поддержку семей с детьми, врачей, студентов медицинских вузов и колледжей, на помощь крупным предприятиям <8>. Также В.В. Путин в ходе конференции озвучил один из положительных элементов развития экономики: российский бюджет на 70% формируется уже не за счет нефтегазовых доходов. Президент РФ отметил, что данный факт свидетельствует о том, что Россия начинает слезать с "нефтегазовой иглы". Представляется, что зависимость федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов по-прежнему велика. Однако сложно переоценить роль нефтегазовых доходов для всей экономики государства, особенно на современном этапе, ведь с помощью именно этих доходов Россия имеет возможность достойно преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-2019.