Поддержка бизнеса 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержка бизнеса 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ковенант
(КонсультантПлюс, 2025)Ковенанты также выполняют важную информационную функцию - их нарушение сигнализирует об ухудшении финансового состояния должника или эффективности его бизнеса либо о неспособности должника соблюдать или поддерживать заданный стандарт, что, в глазах других кредиторов, создает риск дефолта заемщика по основному долгу..."
(КонсультантПлюс, 2025)Ковенанты также выполняют важную информационную функцию - их нарушение сигнализирует об ухудшении финансового состояния должника или эффективности его бизнеса либо о неспособности должника соблюдать или поддерживать заданный стандарт, что, в глазах других кредиторов, создает риск дефолта заемщика по основному долгу..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная программа
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация... муниципального района... (далее - администрация) обратилась в... суд... с заявлением к индивидуальному предпринимателю... (далее - предприниматель...) о расторжении договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация... муниципального района... (далее - администрация) обратилась в... суд... с заявлением к индивидуальному предпринимателю... (далее - предприниматель...) о расторжении договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Во многом схожих подходов придерживались и иностранные правопорядки при оказании прямой государственной поддержки секторам экономики, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в Соединенных Штатах принят Закон от 27.03.2020 об экономической помощи и безопасности в условиях пандемии (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security, CARES). Указанным Законом предусмотрено почти трехкратное повышение минимального порога для признания должника банкротом, а также введен ряд прямых мер по монетарной поддержке малого бизнеса. В марте 2021 г. срок действия названного Закона, первоначально ограниченный одним годом, продлен еще на один год <235>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Во многом схожих подходов придерживались и иностранные правопорядки при оказании прямой государственной поддержки секторам экономики, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в Соединенных Штатах принят Закон от 27.03.2020 об экономической помощи и безопасности в условиях пандемии (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security, CARES). Указанным Законом предусмотрено почти трехкратное повышение минимального порога для признания должника банкротом, а также введен ряд прямых мер по монетарной поддержке малого бизнеса. В марте 2021 г. срок действия названного Закона, первоначально ограниченный одним годом, продлен еще на один год <235>.
Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Изучению вопросов, касающихся правового обеспечения инструментов поддержки субъектов предпринимательской деятельности, в научной литературе всегда уделялось достаточно внимания. Анализ работ наиболее авторитетных специалистов в данной области позволяет сделать вывод о том, что основной проблемой, находящейся в фокусе внимания правоведов, является совершенствование инструментов поддержки представителей бизнеса (Попондопуло 2019; Белых, Коньков 2021; Ручкина 2019; Губин 2022; Ершова 2013; Белицкая 2018; Щурина 2020; Степин 2020; Ермолов 2022; Лаптева 2015). Вместе с тем, как представляется, существует объективная потребность в дополнении сложившейся теоретической базы в части поиска подходов к совершенствованию действующих льготных правовых режимов ведения бизнеса для отдельных сфер предпринимательских отношений, независимо от масштабов той или иной компании.
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Изучению вопросов, касающихся правового обеспечения инструментов поддержки субъектов предпринимательской деятельности, в научной литературе всегда уделялось достаточно внимания. Анализ работ наиболее авторитетных специалистов в данной области позволяет сделать вывод о том, что основной проблемой, находящейся в фокусе внимания правоведов, является совершенствование инструментов поддержки представителей бизнеса (Попондопуло 2019; Белых, Коньков 2021; Ручкина 2019; Губин 2022; Ершова 2013; Белицкая 2018; Щурина 2020; Степин 2020; Ермолов 2022; Лаптева 2015). Вместе с тем, как представляется, существует объективная потребность в дополнении сложившейся теоретической базы в части поиска подходов к совершенствованию действующих льготных правовых режимов ведения бизнеса для отдельных сфер предпринимательских отношений, независимо от масштабов той или иной компании.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2025 N 2-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"Реализуя права, закрепленные в статьях 34 (часть 1) и 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, граждане вправе определять сферу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, в индивидуальном порядке, так и опосредованно, в том числе путем создания коммерческого юридического лица либо участия в нем единолично или совместно с другими гражданами и организациями. Они могут выбирать стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 20-П, от 7 февраля 2023 года N 6-П и др.). В то же время, отдавая предпочтение тому или иному способу осуществления экономической деятельности, они соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловлены установленным законодателем - исходя из существа и целевой направленности деятельности и положения лица в порождаемых ею отношениях - правовым статусом ее субъектов, включая права, обязанности и меры ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 20-П и др.).
"По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"Реализуя права, закрепленные в статьях 34 (часть 1) и 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, граждане вправе определять сферу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, в индивидуальном порядке, так и опосредованно, в том числе путем создания коммерческого юридического лица либо участия в нем единолично или совместно с другими гражданами и организациями. Они могут выбирать стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 20-П, от 7 февраля 2023 года N 6-П и др.). В то же время, отдавая предпочтение тому или иному способу осуществления экономической деятельности, они соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловлены установленным законодателем - исходя из существа и целевой направленности деятельности и положения лица в порождаемых ею отношениях - правовым статусом ее субъектов, включая права, обязанности и меры ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 20-П и др.).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024
"Послание Президента Федеральному Собранию"Очень важный рубеж: начиная с 2021 года в России восстанавливается лесов больше, чем вырубается. Я хочу поблагодарить за этот результат волонтеров, школьников, студентов, всех граждан, которые высаживали деревья, участвовали в экологических акциях, и, конечно, представителей бизнеса за поддержку таких проектов. Мы обязательно продолжим восстановление лесов, парков, садов, в том числе вокруг агломераций и промышленных центров.
"Послание Президента Федеральному Собранию"Очень важный рубеж: начиная с 2021 года в России восстанавливается лесов больше, чем вырубается. Я хочу поблагодарить за этот результат волонтеров, школьников, студентов, всех граждан, которые высаживали деревья, участвовали в экологических акциях, и, конечно, представителей бизнеса за поддержку таких проектов. Мы обязательно продолжим восстановление лесов, парков, садов, в том числе вокруг агломераций и промышленных центров.
Статья: Проблема формального подхода к оценке налоговой обязанности в условиях цифровизации
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)<20> См.: Бизнес поддержал появление единого налогового платежа, попросив учесть технические детали // ТАСС. 2021. 15 апр. URL: https://tass.ru/ekonomika/11152985 (дата обращения: 25.04.2021).
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)<20> См.: Бизнес поддержал появление единого налогового платежа, попросив учесть технические детали // ТАСС. 2021. 15 апр. URL: https://tass.ru/ekonomika/11152985 (дата обращения: 25.04.2021).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Опосредованный президентский контроль осуществляет, например, Государственный Совет РФ, который в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, содействует Президенту по многим вопросам, связанным с взаимодействием органов местного самоуправления и органов государственной власти, анализирует практику муниципального управления, результаты реализации различных государственных проектов, запрашивает у органов местного самоуправления необходимые материалы и др. Президентский контроль осуществляется через полномочных представителей в федеральных округах <1>. Контрольное управление Президента РФ осуществляет контроль за реализацией общенациональных проектов, исполнением поручений и посланий Президента РФ и т.д. <2>. Распоряжением Председателя Правительства РФ от 19 июля 2021 г. его заместители закреплены кураторами за федеральными округами <3> для реализации национальных целей и обеспечения единства проводимой в стране политики регионального развития, поддержки малого и среднего бизнеса, что, безусловно, связано и с деятельностью органов местного самоуправления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Опосредованный президентский контроль осуществляет, например, Государственный Совет РФ, который в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, содействует Президенту по многим вопросам, связанным с взаимодействием органов местного самоуправления и органов государственной власти, анализирует практику муниципального управления, результаты реализации различных государственных проектов, запрашивает у органов местного самоуправления необходимые материалы и др. Президентский контроль осуществляется через полномочных представителей в федеральных округах <1>. Контрольное управление Президента РФ осуществляет контроль за реализацией общенациональных проектов, исполнением поручений и посланий Президента РФ и т.д. <2>. Распоряжением Председателя Правительства РФ от 19 июля 2021 г. его заместители закреплены кураторами за федеральными округами <3> для реализации национальных целей и обеспечения единства проводимой в стране политики регионального развития, поддержки малого и среднего бизнеса, что, безусловно, связано и с деятельностью органов местного самоуправления.
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)12. Гугнина Е.В., Задера О.А., Бородина Т.В. Анализ обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. N 5-2. С. 181 - 187. URL: https://doi.org/10.17513/vaael.1703.
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)12. Гугнина Е.В., Задера О.А., Бородина Т.В. Анализ обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. N 5-2. С. 181 - 187. URL: https://doi.org/10.17513/vaael.1703.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Наличие подобного рода причин обусловило создание на законодательном уровне экстраординарных элементов в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а то обстоятельство, что эпидемиологическая обстановка, обострившаяся в 2020 г., так и не нормализовалась в 2021 г., создает вероятность дальнейшего сохранения системы поддержки.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Наличие подобного рода причин обусловило создание на законодательном уровне экстраординарных элементов в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а то обстоятельство, что эпидемиологическая обстановка, обострившаяся в 2020 г., так и не нормализовалась в 2021 г., создает вероятность дальнейшего сохранения системы поддержки.
Статья: Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)<13> Приказ Минэкономразвития РФ N 119 от 25.04.2008 URL: https://base.garant.ru/12160192/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/ (дата обращения: 20.05.2021).
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)<13> Приказ Минэкономразвития РФ N 119 от 25.04.2008 URL: https://base.garant.ru/12160192/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/ (дата обращения: 20.05.2021).
Вопрос: Организация на УСН по истечении I и II кварталов 2023 г. не подала отчет об операциях, подлежащих прослеживаемости. Можно ли информацию по всем операциям с прослеживаемым товаром, по которым необходимо подавать отчет, подать в составе отчета за III квартал?
(Консультация эксперта, 2023)Для поддержки бизнеса, а также повышения устойчивости экономики РФ ФНС России совместно с Минфином России предложили перенести срок вступления проекта Федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства на 1 января 2024 г. В связи с чем ответственности за нарушение сроков представления отчета в 2023 г. нет (Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@, Информация ФНС России).
(Консультация эксперта, 2023)Для поддержки бизнеса, а также повышения устойчивости экономики РФ ФНС России совместно с Минфином России предложили перенести срок вступления проекта Федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства на 1 января 2024 г. В связи с чем ответственности за нарушение сроков представления отчета в 2023 г. нет (Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@, Информация ФНС России).
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Для поддержки бизнеса и граждан в рамках коронавирусных реалий были введены определенные меры государственной поддержки. Так, были оказаны стандартные меры поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредиту (например, принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности").
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Для поддержки бизнеса и граждан в рамках коронавирусных реалий были введены определенные меры государственной поддержки. Так, были оказаны стандартные меры поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредиту (например, принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности").
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Новой Зеландии не утверждена национальная стратегия по развитию ИИ (разрабатывается с 2021 г.) [1137]. Однако опубликован Доклад в области ИИ "Формируя будущее Новой Зеландии" (Artificial Intelligence: Shaping a Future New Zealand) [1138], в котором содержатся стратегические положения развития ИИ в стране. Доклад выпущен организацией "Форум ИИ" (The Artificial Intelligence Forum of New Zealand) при поддержке Министерства бизнеса, инноваций и занятости (Ministry of Business, Innovation and Employment). В исследовании описаны потенциал ИИ для стимулирования экономического роста, его возможное влияние на рынок труда, возможности использования ИИ правительством, а также применение ИИ для улучшения жизни граждан. Также в Докладе содержится ряд рекомендаций, выработанных на основе проведенного исследования.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Новой Зеландии не утверждена национальная стратегия по развитию ИИ (разрабатывается с 2021 г.) [1137]. Однако опубликован Доклад в области ИИ "Формируя будущее Новой Зеландии" (Artificial Intelligence: Shaping a Future New Zealand) [1138], в котором содержатся стратегические положения развития ИИ в стране. Доклад выпущен организацией "Форум ИИ" (The Artificial Intelligence Forum of New Zealand) при поддержке Министерства бизнеса, инноваций и занятости (Ministry of Business, Innovation and Employment). В исследовании описаны потенциал ИИ для стимулирования экономического роста, его возможное влияние на рынок труда, возможности использования ИИ правительством, а также применение ИИ для улучшения жизни граждан. Также в Докладе содержится ряд рекомендаций, выработанных на основе проведенного исследования.
Статья: Реформа института заработной платы в России: экзистенциальная необходимость в условиях существующих экономических ограничений
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)11. Черноусова К.С. Государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии / К.С. Черноусова, Е.С. Дурандина, А.В. Кудакова // Бизнес. Образование. Право. 2021. N 3 (56). С. 260 - 264. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.330.
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)11. Черноусова К.С. Государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии / К.С. Черноусова, Е.С. Дурандина, А.В. Кудакова // Бизнес. Образование. Право. 2021. N 3 (56). С. 260 - 264. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.330.
Статья: Особенности информационно-правовых средств поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)С 1 февраля 2022 г. в России произведен запуск Цифровой платформы малого и среднего предпринимательства <8>, содержащей комплексную актуальную информацию о мерах и источниках поддержки субъектов МСП и позволяющую в "дистанционном формате" реализовывать права и обязанности, направленные на получение соответствующих услуг. К экосистеме для МСП подключено 22 различных сервиса от министерств, ведомств, банков и фондов поддержки предпринимательства (свыше 360 мер государственной поддержки субъектов и центров офлайн-поддержки субъектов МСП "Мой бизнес"). За время своего функционирования индикатором эффективности данного инструмента стало заметное увеличение количества полученных услуг и сервисов (с 50 тыс. единиц в 2021 году до 600 тыс. в 2024 году), а также повышение востребованности и удовлетворенности качеством информационной среды со стороны самих пользователей-предпринимателей (от 30% в 2021 году до 80% в 2024 году) <9>.
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)С 1 февраля 2022 г. в России произведен запуск Цифровой платформы малого и среднего предпринимательства <8>, содержащей комплексную актуальную информацию о мерах и источниках поддержки субъектов МСП и позволяющую в "дистанционном формате" реализовывать права и обязанности, направленные на получение соответствующих услуг. К экосистеме для МСП подключено 22 различных сервиса от министерств, ведомств, банков и фондов поддержки предпринимательства (свыше 360 мер государственной поддержки субъектов и центров офлайн-поддержки субъектов МСП "Мой бизнес"). За время своего функционирования индикатором эффективности данного инструмента стало заметное увеличение количества полученных услуг и сервисов (с 50 тыс. единиц в 2021 году до 600 тыс. в 2024 году), а также повышение востребованности и удовлетворенности качеством информационной среды со стороны самих пользователей-предпринимателей (от 30% в 2021 году до 80% в 2024 году) <9>.