Поддержание летной годности
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержание летной годности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Беспилотные летательные аппараты как предмет преступления
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)Иначе следует квалифицировать угон гражданского БПЛА. ВЗК РФ дает классификацию гражданских беспилотников по критерию веса (взлетной массы) и правового режима. Несколько иная классификация беспилотных летательных аппаратов содержалась в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации". Именно по этим критериям в ст. 33 ВЗК РФ нормативно выделены три группы БПЛА: первая группа - беспилотники взлетной массой до 0,15 килограмма, не подлежащие государственному учету; вторая группа - беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов, подлежащие госучету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации; третья группа гражданских беспилотников - беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, подлежащие государственной регистрации "в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации". Исходя из данной классификации к воздушным судам в аспекте предмета ст. 211 УК РФ можно отнести лишь третью группу гражданских БПЛА. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации <8> к недвижимым вещам относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации воздушные суда (п. 1 ст. 130). Таким образом, эта категория БПЛА является недвижимым имуществом и подлежит налогообложению: "...если беспилотное воздушное судно подлежит государственной регистрации как воздушное судно и учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то оно подлежит налогообложению налогом" <9>.
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)Иначе следует квалифицировать угон гражданского БПЛА. ВЗК РФ дает классификацию гражданских беспилотников по критерию веса (взлетной массы) и правового режима. Несколько иная классификация беспилотных летательных аппаратов содержалась в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации". Именно по этим критериям в ст. 33 ВЗК РФ нормативно выделены три группы БПЛА: первая группа - беспилотники взлетной массой до 0,15 килограмма, не подлежащие государственному учету; вторая группа - беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов, подлежащие госучету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации; третья группа гражданских беспилотников - беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, подлежащие государственной регистрации "в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации". Исходя из данной классификации к воздушным судам в аспекте предмета ст. 211 УК РФ можно отнести лишь третью группу гражданских БПЛА. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации <8> к недвижимым вещам относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации воздушные суда (п. 1 ст. 130). Таким образом, эта категория БПЛА является недвижимым имуществом и подлежит налогообложению: "...если беспилотное воздушное судно подлежит государственной регистрации как воздушное судно и учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то оно подлежит налогообложению налогом" <9>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 1165 "Об авансировании контрактов (договоров) на осуществление закупки подведомственными Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий авиационно-спасательными учреждениями работ и услуг по восстановлению и поддержанию летной годности воздушных судов" (расширенное казначейское сопровождение);
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 1165 "Об авансировании контрактов (договоров) на осуществление закупки подведомственными Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий авиационно-спасательными учреждениями работ и услуг по восстановлению и поддержанию летной годности воздушных судов" (расширенное казначейское сопровождение);
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 37.2. Поддержание летной годности
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 37.2. Поддержание летной годности
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок освобождения от ввозной таможенной пошлины турбовинтовых гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест, указанным в схеме размещения пассажиров (LOPA), одобренной уполномоченным органом, ответственным за поддержание летной годности воздушных судов, не более чем на 90 человек
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок освобождения от ввозной таможенной пошлины турбовинтовых гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест, указанным в схеме размещения пассажиров (LOPA), одобренной уполномоченным органом, ответственным за поддержание летной годности воздушных судов, не более чем на 90 человек
Статья: Правовые аспекты использования цифровых технологий в качестве инструмента адаптации к изменению климата
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Есть ли у пользователя или производителя соответствующие обязанности по недопущению такого поведения дрона? Входит ли такая обязанность в поддержание летной годности и соответствия сертификационному базису? В действующем российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо специальные указания на этот счет.
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Есть ли у пользователя или производителя соответствующие обязанности по недопущению такого поведения дрона? Входит ли такая обязанность в поддержание летной годности и соответствия сертификационному базису? В действующем российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо специальные указания на этот счет.
Интервью: В большинстве юрисдикций "задвоения" реестров нет, и они прекрасно без этого существуют
("Закон", 2023, N 2)Помимо этого, согласно ст. 31 Конвенции каждое воздушное судно, участвующее в международных перевозках, должно иметь сертификат летной годности, который выдан государством, где это воздушное судно зарегистрировано. Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались при выполнении функций государства регистрации воздушных судов создавать систему поддержания летной годности воздушных судов и обеспечивать ее функционирование.
("Закон", 2023, N 2)Помимо этого, согласно ст. 31 Конвенции каждое воздушное судно, участвующее в международных перевозках, должно иметь сертификат летной годности, который выдан государством, где это воздушное судно зарегистрировано. Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались при выполнении функций государства регистрации воздушных судов создавать систему поддержания летной годности воздушных судов и обеспечивать ее функционирование.
Статья: А нужна ли лицензия? (К вопросу о лицензировании перевозок воздушным транспортом)
(Соловьева Т.Л.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Каковы будут последствия, пока не ясно. Конечно, в федеральных авиационных правилах, утвержденных Приказом N 10, довольно большой перечень позиций, которым должен соответствовать заявитель для получения сертификата эксплуатанта (например, должен обеспечить функционирование системы управления безопасностью полетов, поддержание летной годности воздушных судов, медицинское освидетельствование членов летного экипажа, авиационную безопасность и т.п.), но нет ни одного требования, связанного с непосредственным предоставлением услуг по перевозке пассажиров. А до вступления в силу этого Приказа это как раз и были условия, выполнение которых и обеспечивало получение требуемой лицензии.
(Соловьева Т.Л.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Каковы будут последствия, пока не ясно. Конечно, в федеральных авиационных правилах, утвержденных Приказом N 10, довольно большой перечень позиций, которым должен соответствовать заявитель для получения сертификата эксплуатанта (например, должен обеспечить функционирование системы управления безопасностью полетов, поддержание летной годности воздушных судов, медицинское освидетельствование членов летного экипажа, авиационную безопасность и т.п.), но нет ни одного требования, связанного с непосредственным предоставлением услуг по перевозке пассажиров. А до вступления в силу этого Приказа это как раз и были условия, выполнение которых и обеспечивало получение требуемой лицензии.