Поддержание цен на торгах
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержание цен на торгах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)"...При этом пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах. В частности, не образует соглашения, запрет на совершение которого установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, участие в торгах нескольких хозяйствующих субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником... или последствия участия в торгах одного лица... Если в реализации указанных целей участвовал заказчик (организатор торгов), то его действия при наличии оснований могут быть квалифицированы в качестве нарушения статьи 17 (в частности, пункта 1 части 1) Закона о защите конкуренции..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...При этом пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах. В частности, не образует соглашения, запрет на совершение которого установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, участие в торгах нескольких хозяйствующих субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником... или последствия участия в торгах одного лица... Если в реализации указанных целей участвовал заказчик (организатор торгов), то его действия при наличии оснований могут быть квалифицированы в качестве нарушения статьи 17 (в частности, пункта 1 части 1) Закона о защите конкуренции..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность за антиконкурентные соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)"...В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлен факт заключения между обществами "А.", "Б." и "В." устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлен факт заключения между обществами "А.", "Б." и "В." устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Между заказчиками и участниками закупок также может быть достигнуто ограничивающее конкуренцию соглашение. Таким, например, является сговор между участниками закупки в целях поддержания цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, Решение Ставропольского УФАС России от 10.09.2019 N 026/01/11-570/2019).
(КонсультантПлюс, 2025)Между заказчиками и участниками закупок также может быть достигнуто ограничивающее конкуренцию соглашение. Таким, например, является сговор между участниками закупки в целях поддержания цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, Решение Ставропольского УФАС России от 10.09.2019 N 026/01/11-570/2019).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Любые действия или совокупность действий участников на организованных торгах, направленные на повышение, понижение или поддержание цен на торгах, противоречат принципам законодательства. Такие действия могут быть связаны с договоренностью не только контрагентов, являющихся конкурентами в бизнесе, но и юридических лиц, сотрудничающих в предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае могут возникнуть проблемы не только ущемления интересов других лиц (участников торгов и их клиентов на определенный момент), но и свободного ценообразования.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Любые действия или совокупность действий участников на организованных торгах, направленные на повышение, понижение или поддержание цен на торгах, противоречат принципам законодательства. Такие действия могут быть связаны с договоренностью не только контрагентов, являющихся конкурентами в бизнесе, но и юридических лиц, сотрудничающих в предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае могут возникнуть проблемы не только ущемления интересов других лиц (участников торгов и их клиентов на определенный момент), но и свободного ценообразования.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
(ред. от 04.11.2025)2. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
Статья: Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)Например, УФАС по Самарской области признало ряд компаний нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения картельного соглашения, которое могло привести к ограничению конкуренции путем поддержания цен на торгах. Антимонопольный орган посчитал, что компании реализовывали единую стратегию, направленную на обеспечение друг другу победы на торгах с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта.
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)Например, УФАС по Самарской области признало ряд компаний нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения картельного соглашения, которое могло привести к ограничению конкуренции путем поддержания цен на торгах. Антимонопольный орган посчитал, что компании реализовывали единую стратегию, направленную на обеспечение друг другу победы на торгах с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта.
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Трудности с определением дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в последующем были преодолены, но только в отношении одного лишь картеля на торгах, для которого КС РФ установил, что доходом, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах, является цена контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей <4>. Для других видов антимонопольных нарушений может применяться доход, обусловленный именно монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Трудности с определением дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в последующем были преодолены, но только в отношении одного лишь картеля на торгах, для которого КС РФ установил, что доходом, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах, является цена контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей <4>. Для других видов антимонопольных нарушений может применяться доход, обусловленный именно монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
Последние изменения: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)ужесточено наказание за заключение картеля, которое соответствует признакам ч. 1 ст. 178 УК РФ и повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, обязательных по закону. Максимальное наказание за это преступление - лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 800 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до трех лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 178 УК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)ужесточено наказание за заключение картеля, которое соответствует признакам ч. 1 ст. 178 УК РФ и повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, обязательных по закону. Максимальное наказание за это преступление - лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 800 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до трех лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 178 УК РФ);
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Выписка из решения ФАС России. Доход, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, в системе действующего правового регулирования является определенным. Применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах он означает цену контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в т.ч. произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Выписка из решения ФАС России. Доход, извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, в системе действующего правового регулирования является определенным. Применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах он означает цену контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в т.ч. произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей.
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, если обратиться к российскому законодательству и правоприменительной практике, то можно обнаружить довольно четкие ограничения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести: 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, если обратиться к российскому законодательству и правоприменительной практике, то можно обнаружить довольно четкие ограничения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести: 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Статья: Зачем превращать картель в гражданско-правовую сделку?
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Описание во внутренних документах процедур и процессов, корпоративная рамка <26> и четкое распределение ролей и ответственности работников корпорации позволяют минимизировать риски нарушений законодательства в тех сферах, где в силу незначительной правоприменительной практики и правовых лакун пока сохраняется большая неопределенность. Рассмотрим на примерах, как именно совет директоров может минимизировать и управлять наиболее распространенными, но сложными в интерпретации антимонопольными рисками, такими как злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) и нарушения при проведении торгов, наиболее тяжкими из которых являются картельные соглашения на торгах, приводящие или способные привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Описание во внутренних документах процедур и процессов, корпоративная рамка <26> и четкое распределение ролей и ответственности работников корпорации позволяют минимизировать риски нарушений законодательства в тех сферах, где в силу незначительной правоприменительной практики и правовых лакун пока сохраняется большая неопределенность. Рассмотрим на примерах, как именно совет директоров может минимизировать и управлять наиболее распространенными, но сложными в интерпретации антимонопольными рисками, такими как злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) и нарушения при проведении торгов, наиболее тяжкими из которых являются картельные соглашения на торгах, приводящие или способные привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификации на срок до трех лет за заключение юрлицом незаконного соглашения, если оно приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение незаконного соглашения между организаторами торгов или заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них (ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификации на срок до трех лет за заключение юрлицом незаконного соглашения, если оно приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение незаконного соглашения между организаторами торгов или заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них (ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ);
Статья: Комментарий к Постановлению КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Законодательство запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Подобные соглашения могут заключаться как в письменной, так и в устной форме и признаются картельными (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Законодательство запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Подобные соглашения могут заключаться как в письменной, так и в устной форме и признаются картельными (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).